В последнее время в обществе все чаще говорят о таком явлении, как социальное иждивенчество. На этот счет существуют различные, порой крайне противоположные мнения.
При этом иждивенчество редко рассматривается как нормальное общественное явление. Гораздо чаще его отождествляют с девиацией, объясняя это тем, что социальное иждивенчество является «унизительным для человека и разрушительным для социальных институтов».
На мой взгляд, проблема социального иждивенчества достаточно сложна и требует системного подхода к ее решению. Прежде чем давать оценку данному феномену, необходимо выяснить его социально-экономическую природу, породившие его причины.
Очевидно, что способности людей обеспечить свою жизнедеятельность далеко не одинаковы. Это связано как с определенными социально-демографическими характеристиками индивидов (возраст, пол, семейное положение, состояние здоровья и т.п.), так и с требованиями, которые предъявляет к ним общество (уровень квалификации, образования, востребованность профессии или специальности, степень адаптации к бизнес-среде, ситуация на рынке труда и др.). По этим объективным причинам определенная часть населения временно или постоянно находится на иждивении общества.
В любом обществе будут существовать люди, которые по независящим от них причинам не в силах обеспечить свое существование. Это прежде всего, малолетние дети, дети-сироты, люди с ограниченными возможностями здоровья(инвалиды) и люди престарелого возраста – пенсионеры. Это неизбежная сторона, и государство в области социальной политики берет обязательство по социальному обеспечению таких граждан всем необходимым.
Субъективная сторона феномена социального иждивенчества это те граждане, которые могли бы работать и не просить помощи у государства и общества, но не имеют мотивации к труду по личным причинам. Это — безработные, которые годами стоят на бирже труда, не желая работать, а живут на пособия, это — многодетные семьи, где оба родителя или один не работают совсем, также получая пособия на детей, это – люди, обращающиеся за социальной помощью (бомжи, наркоманы, алкоголики, игроманы); матери-одиночки и инвалиды, состояние которых позволяет работать, но они не работают. Лично я за время своей практики психологом иждивение наблюдала в одной семье в трех поколениях (мать, дочь и внук).
В современной социологической литературе различают следующие виды социального иждивенчества:
экономическое, предполагающее безвозмездное предоставление средств существования посредством денежных дотаций, льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и пр.;
культурное, основанное на отсутствии четких культурно-этических ориентиров, моральных ориентиров и, как следствие, большой зависимости от окружающих (как правило, от ближайшего окружения);
политическое, представленное в обществе политической пассивностью (апатией) его членов;
интеллектуальное как зависимость от умственных способностей, уровня образованности, запаса научных знаний окружающих; на практике это проявляется, например, как безвозмездное пользование объектами чужой интеллектуальной собственности;
скрытое иждивенчество – формальное участие в социально-экономических отношениях, одно из следствий избыточной занятости; оно имеет место в бюрократической среде и проявляет себя как чрезмерное увеличение государственного чиновничьего аппарата, дублирование выполняемых функций и видов деятельности и т.п.;
эмоциональное (психологическое), выражающееся чаще всего в безынициативности, эмоциональной инертности индивида. В качестве примера можно назвать существование в трудовом коллективе неформальных рабочих групп. Члены таких групп работают менее напряженно, чем люди, работающие в одиночку, рассчитывая «затеряться в толпе» с тем, чтобы их трудовая пассивность осталась незамеченной. Кроме того, исходя из своего предшествующего опыта, такие люди склонны считать других не слишком трудолюбивыми, а потому и сами не спешат «выкладываться».
К сожалению, многие сегодня привыкли требовать льгот, спекулировать собственными детьми и заслугами своих родителей. Не один раз приходилось слышать от пап и мам, которые предпочитают жить на пособия, такие доводы: мол, мои дети нужны государству, пусть оно их и содержит и меня самого заодно.
При этом мы забываем, что становясь на путь социального иждивенчества, мы сами себя загоняем в тупик
Смягчить феномен социального иждивенчества можно решением проблем на законодательном уровне. Первое — это пересмотр статуса лица, который может рассчитывать на социальную помощь.
Как пример, не все многодетные семьи нуждаются в материальной помощи. Как и дети, воспитываемые одним родителем. Можно перераспределять финансирование.
Второе — воспитывать социальную ответственность в обществе. Следует разъяснить, что тот, кто не выработает трудовой стаж, на пенсию не выйдет. В самом буквальном смысле.
Третье — оказывать помощь наркозависимым и алкозависимым только после курса добровольного лечения.
Следует также пересмотреть статус безработных. Тех, кто отказывается от предлагаемой работы и обучения новым профессиям без объективных, уважительных причин, лишать статуса безработного.
Для снижения социального иждивенчества нужно в обществе развивать трудоустройство и повышать престиж рабочих профессий.
Не стоит забывать о психологических, педагогических мерах, следует разъяснять безработным преимущества образа жизни работающего человека, а не живущего на пособие.
Существенной проблемой нашего времени являются слабая мотивированность молодежи к созидательному труду, установка на получение максимума доходов при минимуме усилий, широкое внедрение в сознание потребительской системы ценностей, стремление к «быстрым деньгам». Отсюда нежелание значительной части молодых людей (от 10 до 30 %) вкладывать силы во что-то по-настоящему трудоемкое.
Иждивенческая жизненная позиция, эгоцентризм, потребительское мировоззрение, дистанцирование от общественных нужд и интересов – серьезные социальные пороки современности. Предотвращение их пагубного влияния в первую очередь на молодое поколение (школьников и студентов) – важнейшая задача общества.
Крайне актуальным также представляется привитие подрастающему поколению критичного восприятия информации о широко распространенных предложениях «легкого заработка», многочисленных мошеннических схемах, специфических рекламных технологиях и т. п. Адекватное трудовое воспитание – эффективный механизм развития социального иммунитета к иждивенчеству и инфантильности, неотъемлемый элемент создания и развития гармоничной, зрелой, самодостаточной человеческой личности.
Возникает необходимость выработки конструктивного отношения к труду на всех уровнях образования, которое позволит снизить масштабы социального иждивенчества молодежи, формируемого на мировоззренческом уровне. Трудовое воспитание тесно сопряжено с профессиональной ориентацией подростков. Представляется перспективной возможность получения дополнительной рабочей профессии наряду с основным обучением помимо базового курса. Это существенно повысит конкурентоспособность и социальную (профессиональную) мобильность выпускников, предоставит им дополнительные способы адаптации на рынке труда и альтернативу малои неквалифицированному подсобному труду, а также временным заработкам в случае невозможности трудоустройства по профессии.
Стоит подчеркнуть важность дуалистического подхода к трудовому воспитанию со стороны как общества (школы, среднего и высшего профессионального образования), так и преимущественно семьи, родителей и родственников. Отношение к труду формируется у человека в семье с ранних лет и лишь в дальнейшем может быть откорректировано школой, техникумом и вузом. Именно на этой стадии необходимо заложить в сознание связь труда с результатом, понимание труда как способа улучшения своего благосостояния и интеллектуального развития.
В подростковом возрасте весьма значимым психологическим моментом является возможность самостоятельного (пусть и незначительного, непостоянного) заработка и распоряжения собственными заработанными средствами. Человеку важно почувствовать ценность такого заработка, удовлетворенность самодостаточностью и независимостью, которую он дает, свою социальную компетентность, связь между трудовыми усилиями и результатом. Принятие самостоятельных решений на данном этапе позволяет обрести опыт, избавиться от инфантилизма, повысить уровень ответственности за свои действия. Как правило, подростки и молодежь, привыкшие в вопросе удовлетворения всех своих потребностей, даже завышенных и изощренных, полагаться на родителей (10–12 %), долго не могут найти работу, определиться с профессией, получают несколько видов образования и при этом ни на одном месте не могут закрепиться].
Самым тяжелым для молодежи можно считать начало трудового пути. Заработок молодого работника не всегда соответствует его ожиданиям, что значительно охлаждает трудовой энтузиазм.
Человек начинает искать другие возможности, осознавать, что зарплата не всегда пропорциональна трудовому усилию. Возникают чувства безысходности и апатии. Характерно, что многих молодых людей привлекает возможность «легкого заработка» – сетевой маркетинг, игра на Forex, свободные профессии. Чаще всего эти люди (нередко с недостаточным образованием, в частности экономически неграмотные) не отдают себе отчета обо всех тонкостях такого рода деятельности. Неудачи на данном поприще могут усилить социальный пессимизм, снизить психологическую мобильность и ослабить адаптационные механизмы личности. Человек становится фактически иждивенцем – родителей, супругов, сожителей, создавая видимость трудовой деятельности, и, ссылаясь на несчастливое стечение обстоятельств, агрессивно реагирует на просьбы родных подыскать более стабильную работу.
Рекомендации:
- повышение потребности в созидательном, общественно значимом и полезном труде через приобщение к разным видам трудовой деятельности, к совместной деятельности, коллективному труду, творческому самовыражению и чувству сопричастности к масштабным социальным процессам;
- развитие понимания важности правильной организации труда, необходимости соблюдения техники безопасности, экономного и полного использования ресурсов, контроля качества результатов работы.
- формирование активной жизненной позиции молодежи, заинтересованность в профессиональном росте, социально-экономических общественных процессах и, как следствие, в политической жизни страны.
- профессиональная ориентация молодого поколения с учетом индивидуальных склонностей и талантов молодых людей сообразно с текущими потребностями конкретных регионов и стратегическими задачами развития.
- развитие способностей к планированию и организации работы с учетом ближайших и стратегических перспектив, тренировка навыков сотрудничества, кооперации и целеустремленности, формирование творческого подхода к труду, ответственности и взаимопомощи.
- воспитание производственной дисциплинированности, трудолюбия, социальной активности, инициативности.Таким образом, трудовое воспитание должно выполнять роль адаптационного механизма, помогающего в формировании личности.
В заключение важно отметить, что Республика Казахстан, согласно Конституции, является социальным государством и гарантирует всем своим гражданам социальную помощь и поддержку при необходимости.
Гульмира АБИРБАЕВА,
психолог Таразской средней школы №46