Жамбылская областная общественно-политическая газета

«Интересы страны превыше всего»

0 70

Интервью с руководителем ДАДГС по Жамбылской области Копдикбаевым Б.И.

1. Какой основной вектор развития государственной службы преобладает сегодня в нашей стране?
Повышение уровня профессионализации всей государственной службы будет осуществляться через переход к так называемой гибридной модели государственной службы, сочетающей в себе лучшие черты как карьерной, так и позиционной моделей, призванной обеспечить баланс между конкурентным подходом и прямым поиском специалистов с учетом их уникального профессионального опыта и потенциала.
В этой связи, Президент РК Токаев К.-Ж.К. 17 июля 2024 года утвердил Концепцию развития государственной службы Казахстана на 2024-2029 годы.
Данный документ введен в действие и в нем сформулирована повестка дальнейшего развития государственной службы, а именно:
— формирование модели государственной службы, основанной на принципах сервисности и клиентоориентированности, выраженной в проактивной, ориентированной на конечный результат, дебюрократичной модели поведения;
— профессионализация государственного аппарата с использованием гибридной модели государственной службы — прагматичное сочетание средств и способов, нацеленных на профессионализацию государственного аппарата;
— управление и цифровизация HR-процессов, использование их инструментов лишь в той мере, в которой они способны обеспечить надлежащее и добросовестное выполнение функций государственными служащими, их мотивацию и удержание, а также минимизацию условий и критериев, способствующих профессиональному выгоранию.

2. Что подразумевается под конкурентным подходом при подборе кадров на государственной службе?

Данным подходом является конкурсный отбор, который в свою очередь, обусловлен конституционным принципом равного доступа граждан Казахстана на государственную службу (статья 33 пункт 4 Конституции РК).
Конкурсные процедуры в настоящее время упрощены. При участии во внутреннем конкурсе, кандидату требуется предоставление всего двух документов – заявление и послужной список.
При участии в общем конкурсе требуется три – заявление, документ об образовании, послужной список.
Вместе с тем, за 9 месяцев 2025 года местными исполнительными органами области всего объявлены – 414 (из них внутренний конкурс — 151, общий конкурс — 263) конкурсов на занятие вакантных административных государственных должностей.
По итогам конкурсов выявлено 302 победителей (Вн конкурс — 84, ок -218).
При этом, не могу не упомянуть о внедренном Агентством по делам государственной службы новом формате проведения отбора на государственную службу и конкурсных процедур на базе информационной системы «Е-кызмет».
Указанный порядок отбора в местных исполнительных органах Жамбылской области проводится с 1 января 2025 года.
Новый формат предусматривает максимально упрощенный подход к процессу отбора на госслужбу. Граждане могут участвовать в конкурсе круглосуточно 24/7, в любое удобное для них время на всех этапах, за исключением собеседования, которое будет проходить в заранее установленное время.

3. Каким еще образом молодые перспективные специалисты могут попасть на государственную службу или вырасти по служебной лестнице?

В целях повышения профессионализма, эффективности и компетентности личного состава государственных органов теперь лица, окончившие обучение в организациях образования при Президенте Республики Казахстан в рамках государственного заказа по программам послевузовского образования с результатом обучения не ниже значения GPA — 3,33, могут занять административные государственные должности корпуса «Б» в местных исполнительных органах, аппаратах маслихатов, ревизионных комиссиях, территориальных подразделениях центральных государственных органов и их ведомств (кроме местных исполнительных органов, аппарата маслихата, ревизионной комиссии, территориальных подразделений центральных государственных органов и их ведомств в столице и ее районах) в течение одного года после окончания обучения по согласованию с уполномоченным органом или его территориальным подразделением без проведения конкурса.
Аналогично, лица, окончившие обучение в высших учебных заведениях в рамках государственного заказа (государственный грант) по программам высшего и (или) послевузовского образования с результатом обучения не ниже значения GPA — 3,33, также в течение одного года после окончания данного обучения без проведения конкурса могут занять низовые и не руководящие административные государственные должности корпуса «Б».
В целях реализации данной нормы Закона, всего было принято на низовые должности 21 выпускников высших учебных заведений.

4. В прошлом году проводился отбор в региональный кадровый резерв по принципу Президентского молодежного кадрового резерва. Каковы результаты реализации данного инструмента в регионе?
Создание эффективной, современной государственной службы и структуры управления всегда будет являться особым приоритетом в деятельности государственной власти.
Поэтому, одной из первых публичных инициатив Касым-Жомарта Токаева Главы государства стало проведение отбора в Президентский молодежный кадровый резерв, который в свою очередь служит действенным социальным лифтом для талантливой молодежи.
В 2019 году впервые в стране стартовал проект Президентского молодежного кадрового резерва, который продолжился в 2021, 2023 и 2025 годах.
Однако, отбор талантливых молодых управленцев становится необходимым для развития системы государственного управления и на региональном уровне.
Так в прошлом году проведен отбор в Региональный кадровый резерв, общее количество участников отбора составило 478 человек, из них 26 претендентов были отобраны в резерв.
На сегодняшний день, 13 резервистов назначены на государственные должности без проведения конкурсных процедур.

5. Болат Исаханович, занимаемая Вами должность указывает на председательство в Совете по этике. Расскажите, пожалуйста, об этой структуре подробнее?
Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы является государственным органом, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, осуществляющим реализационные и контрольные функции в сферах государственной службы и контроля за соблюдением качества оказания государственных услуг, реализации антикоррупционной политики, координации в сфере противодействия коррупции, минимизации причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, а также формирование антикоррупционной культуры.
В соответствии с утвержденным Положением, коллегиальными органами Агентства являются советы по этике в областях, городах республиканского значения, столице. Соответственно, на местах координацию деятельности и руководство советами осуществляют руководители территориальных подразделений Агентства.
К основным задачам, стоящих перед Советом по этике относится – борьба с нарушениями этических норм, предупреждение правонарушений, дискредитирующих государственную службу в государственном аппарате.
В свою очередь, функцией Совета по этике является выработка мер, направленных на предупреждение коррупции и профилактику нарушений норм служебной этики, в том числе дисциплинарных проступков, дискредитирующих государственную службу; принятие мер по обеспечению повышения уровня ответственности государственных служащих в соблюдении служебной этики.
Помимо сказанного, советы рассматривают итоги анализа коррупционных рисков, деятельности дисциплинарных комиссий государственных органов. То есть, в настоящее время, целью проводимой политики государства является не наказание государственных служащих, а принятие мер превентивного, упредительного характера.
Само собой, разумеющимся является факт включения в составы советов по этике представителей средств массовой информации, представителей партий и общественности, неправительственных организаций, депутатов, что, в свою очередь, подтверждает открытость и прозрачность данного института. Для обеспечения принципа открытости на заседания совета приглашаются представители гражданского общества и средств массовой информации.
Каждое заседание Совета по этике проходит при широком освещении в СМИ, что в свою очередь, является методом превентивного воздействия на сознание государственных служащих о недопущении совершения правонарушений. Члены Совета не ограничиваются определением ответственности государственных служащих, но и дают рекомендации, выносят на законодательный уровень предложения, направленные на искоренение причин и факторов, способствующих совершению нарушений.
К примеру, за истекший период текущего года выработано 122 рекомендации по вопросам координации деятельности уполномоченных по этике и взаимодействия с дисциплинарными комиссиями госорганов, по укреплению служебной дисциплины, реализации мер, направленных на профилактику нарушений требований законодательства в сфере государственной службы и противодействия коррупции.
Кроме этого, по итогам рассмотрения дисциплинарных дел на 10 должностных лиц рекомендовано наложить дисциплинарные взыскания, из них 8 за совершение дисциплинарного проступка, дискредитирующего государственную службу, 2 за нарушение норм служебной этики.

6. Каким образом, реализуются контрольные функции Департамента в сфере соблюдения законодательства о государственной службе?
В соответствии со статьей 5 Закона РК «О государственной службе Республики Казахстан» Агентством и его территориальными департаментами осуществляется государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан в сфере государственной службы государственными органами, за соблюдением служебной этики государственными служащими, за качеством оказания государственных услуг.
При этом, в сфере государственной службы государственный контроль осуществляется как путем составления специального плана проведения проверок, так и на основании поступающих обращений и жалоб от физических и юридических лиц.
Так, за истекший период 2025 года проведено 28 проверок, в результате которых установлено 317 различных нарушений законодательства в сфере государственной службы.
По результатам проведенных плановых проверок и профилактического контроля восстановлены права 44 граждан (43 государственных служащих, 1 физическое лицо).
При этом, по результатам проведенных проверок устранено 201 выявленное нарушение, а также за допушенные нарушения 12 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 19 служащих к административной.

7. Вы уже упомянули о защите прав государственных служащих. Эта защита ограничивается лишь проведением контрольно-проверочных мероприятий?

Следует отметить, что защита прав государственных служащих является одним из основных направлений деятельности нашего Департамента.
Причем, защита прав государственных служащих не всегда осуществляется только путем регистрации и проведения проверок.
Так, по результатам проведения мониторинга по соблюдению режима рабочего времени 187 служащим предоставлено более 228 часов дополнительного отдыха.
Кроме этого, проведен соответствующий анализ соблюдения требований законодательства при предоставлении государственным служащим отпусков, оплате командировочных расходов, а также премирования.
В результате принятых по итогам проведенного анализа мер 134 государственному служащему выплачены соответствующие суммы пени (за нарушение сроков оплаты командировочных расходов и трудовых отпусков) на общую сумму около 200 тысяч тенге, тем самым восстановлены их нарушенные права.
По результатам проведенного анализа по прохождению курсов повышения квалификации и переподготовки государственных служащих 33 государственных служащих местных исполнительных органов прошли соответствующее обучение.
Итогами анализа работы дисциплинарных комиссий государственных органов, отменены дисциплинарные взыскания, наложенные на 2-х государственных служащих.
Работа в данном направлении проводится на постоянной основе.

8. С Ваших слов следует, что Агентство по делам государственной службы также осуществляет оценку и государственный контроль за качеством оказания государственных услуг. Кем оказываются и каков уровень оказания услуг в нашем регионе?
На сегодняшний день в Жамбылской области государственные услуги оказываются 21 территориальными подразделениями центральных государственных органов, 11 областными управлениями, а также местными исполнительными органами г. Тараз и 10 районов области, государственными организациями.
В соответствии с Реестром государственных услуг государственными органами оказываются всего 373 вида госуслуг, из них тп цго оказывает 197 видов, мио – 176.
Госорганами за 9 месяцев т.г. оказано всего 10 653 654 услуг7
Из них: в альтернативной в бумажной форме –263 178 (2,5%).
— в электронном виде – 10 370 882 (97,4%) услуг.
— в бумажной форме оказано 19 594 (0,2%) услуг.

9. Учитывая, что это довольно большой объем работы, расскажите, каким образом тогда осуществляется контроль за качеством предоставления государственных услуг? Защищаются ли права услугополучателей?

Как было указано ранее, одним из важных направлений деятельности Департамента является осуществление государственного контроля за качеством оказания государственных услуг.
Контроль качества оказания государственных услуг проводится путем проверок на основании обращений и жалоб услугополучателей, а также профилактического контроля, результатов анализа, мониторинга и иных форм контроля.
За отчетный период посредством контрольных мероприятий установлено 1945 нарушений. По результатам указанных мероприятий внесено 18 представлений об устранении нарушений.
Кроме того, Департаментом реализуется работа по мониторингу и анализу административных процедур государственных органов. А именно, в ходе мониторинга соблюдения сроков оказания услуг и оснований для отказа, контроль за качеством оказания государственных услуг проводится дистанционно посредством информационной системы «Е-лицензирование», что позволяет принять соответствующие меры в проактивной форме, то есть не дожидаясь жалоб со стороны услугополучателей.
По итогам мониторинга установлено 2809 нарушения (мио – 2582, тп цго – 227), далее Департаментом внесены рекомендации в компетентные органы, после чего 74 служащих привлечены к различным видам дисциплинарной ответственности.
При этом отмечу, что в настоящее время усилен акцент на защиту и восстановление прав услугополучателей. Так, по результатам плановых проверок восстановлены права 31 услугополучателя, а по итогам внеплановых проверок права 6 услугополучателей.

Арайлым Бақытжанқызы

Пікір қалдырыныз

Your email address will not be published.