Городская общественно-политическая газета

Оступившиеся, но не сломленные

0 265

Сделан один неосторожный шаг, и вмиг разрушились все мечты, каково это? Что чувствует тот, кто оступился, и вся жизнь у него пошла наперекосяк? «У заблудившегося впереди – дорога, позади – тропинка», – говорил великий Абай. А что мы знаем о тех, кто сам выбрал себе тернистый путь и оказался в местах не столь отдаленных? Многие горько сожалеют о том, что для достижения своих амбициозных целей преступили черту дозволенного. У каждого свой преступный путь, но итог у всех одинаков – приговор суда. И суть его ясна: ты должен ответить по закону за содеянное и искупить свою вину!

Куралай СЕЙСЕНБЕККЫЗЫ, перевод Алексея ПОЛЯКОВА

Чтобы узнать об условиях содержания заключенных, мы обратились к начальнику департамента уголовно-исполнительной системы по Жамбылской области полковнику юстиции Миржану Смагулову за разрешением для посещения исправительного учреждения.

Главной нашей задачей было познакомиться с председателем ТОО «Сема и Ко» Сеилханом Салимбаевым, отбывающим наказание в учреждении ЖД-158/4, который и за колючей проволокой не сидит сложа руки – старается своим трудом искупить вину, и к тому же обеспечивает работой 70 таких же осужденных.

Мы встретились с главным специалистом группы по организации труда осужденных Аймен Тайтелиевой, с начальником подразделения по организации труда осужденных учреждения ЖД-158/4 Маржан Сагиндиковой, а также с пожилым отцом осужденного, который поддерживает начинание сына, Ермекбаем Салимбаевым. Вот уже пять лет, как сын Е. Салимбаева открыл производственное предприятие в исправительном учреждении. Отец рад, что сын встал на путь исправления и трудится, папа поддерживает его деятельность. Единственный сын Ермекбая, в неполных двадцать лет совершивший преступление, вот уже 10 лет находится в заключении. Надо отметить, что в закрытом учреждении совсем другой воздух, другая атмосфера, это другой мир. То давит тишина, то режет слух грохот металлических дверей…

В настоящее время в данном учреждении отбывают наказание 739 человек.

На площадке, огороженной высоким забором, находятся несколько зданий. Одно из них – профессиональный колледж №15, открытый при учреждении. Здесь осужденные могут получить различные профессии: швеи, повара, крановщика, электромеханика, мастера по дереву и металлообработке, слесаря-сантехника, всего по семи специальностям. На территории расположены столовая, магазин и общежитие. Кроме того, в нескольких зданиях находятся открытые председателем ТОО «Сема и Ко» Сеилханом Салимбаевым швейный цех, автосервис, мастерские по обработке металла и дерева, а также помещения для разведения кроликов.

Увидев нас, к нам подошли несколько осужденных. Они дружелюбно нас поприветствовали, словно увидели своих родственников. Было заметно, что встреча с нами их радует. Чувствовалось, что им хочется высказать все, что накопилось у них на душе, наболело в сердце.

Здесь находятся осужденные, совершившие тяжкие преступления. Все они в одночасье разрушили свою жизнь, все у них пошло наперекосяк, и теперь они проводят в заключении лучшие годы своей жизни. А в это время кого-то дома ждет мать, кого-то дожидаются дети. Теперь им всем приходится расплачиваться за то, что они когда-то совершили… Кто-то из этих людей оступился, совершив необдуманный поступок, а кто-то стал жертвой несчастливого детства и отсутствия должного воспитания. И это самое страшное. Детство без родительской любви, отсутствие тепла, доброты и ласки… Они росли в неблагополучных семьях, и судьба их в некотором смысле была предопределена. Повзрослев, они старались любым путем добыть то, что им не дали родители, выбраться из нищеты, и зачастую преступным путем. Кто-то из них грабил, кто-то совершил убийство. И началась у них другая жизнь. И эта их жизнь теперь проходит за колючей проволокой…

Но, как говорил Шакарим Кудайбердиев, даже если на своем жизненном пути ты встретишь девяносто девять несчастий, ты не должен терять надежду. Так и Сеилхан, который проводит свои молодые годы в заключении, верит в лучшее и не теряет надежды, что выдержит испытание. Он зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя и в память о том, что в детстве его друзья ласково звали Семой, организовал ТОО «Сема и Ко».

– Поскольку я был единственным ребенком в семье, то был очень избалованным. В детстве я мечтал покорить весь мир. Взрослея, я только и делал, что гулял с друзьями и считал, что в этом и есть смысл жизни. Учебу бросил. Однажды я участвовал в драке. И в этой драке убили человека. После этой кровавой истории оказался здесь и теперь отбываю наказание. Но я не отрекся от жизни. Для меня тяжко сидеть без дела. В настоящее время мы изготавливаем из дерева кораблики, домры, блюда, постельные принадлежности, различные сувениры и игрушки. Ремонтируем автомобили и шьем одежду. Детям с ограниченными возможностями и воспитанникам детского дома делаем подарки в рамках благотворительности. По окончании отбывания наказания, думаю, продолжить начатое здесь дело, – говорит Сеилхан.

Здесь каждый мастер своего дела. Осужденный Жандарбек вырезает орнамент по дереву.

– Я делаю шкатулки, специальные чехлы для Корана, домбры и шашки, все могу сделать. Изготавливать изделия из дерева я учился в течение шести месяцев, – говорит он.

Нет равных Асану в раскрое и пошиве одежды. В настоящее время он выполняет заказы специальных учреждений.

– До того, как попал сюда, не то, что шить, я иголку и нитку не умел держать в руках. А теперь я специалист по пошиву одежды, – с гордостью сообщил Асан.

Он рассказал, что не жалеет о своем проступке. Когда он служил в армии, над его любимой девушкой надругались четыре отморозка. Узнав об этом, он убил двоих из них. Таким образом, в свои 19 лет он заработал 20 лет срока. Любимая девушка призналась, что не сможет столько времени его ждать и вышла замуж. Асан не в обиде на девушку и сказал, что желает ей только счастья.

Если спустить белый кораблик на море, при дуновении ветра он помчится в далекие дали. Домбра издает чудесные звуки. Каждая изготовленная вещь по-своему прекрасна, это творение человеческих рук, и каждая из них найдет свое применение.

В то время, когда я рассматривала все эти вещи, кто-то подошел ко мне сзади и откликнул по имени. Я оглянулась, но не узнала мужчину. Вспомнила его, когда он назвал свое имя. Двадцать лет назад это был роскошный парень, поэт-песенник. До сих пор перед глазами его стильная одежда, хорошая прическа и приветливое лицо. Он был влюблен в мою сверстницу. Мы его называли поэтом.

– Что ты здесь делаешь? – не найдя от растерянности других слов, спросила я.

Он молча потупил взор.

«И человек высокого полета может низко пасть! Где он оступился? Что могло случиться? Где он потерялся?» – с такими тяжелыми мыслями я отошла. Тут от моих мыслей отвлек аксакал Ермекбай, ласково взирающий на своего сына Сеилхана. Он тоже никак не может найти ответа на вопрос, как его сын мог оказаться в такой ситуации.

– Мой отец, панфиловец Салимбай Парманов, был на ответственной руководящей должности. Он очень любил единственного внука, говорил, «пусть растет вольным», и не разрешал дотронуться до него пальцем. Сеилхан в детстве, если увидит сироту, мог отдать все ценное, что у него есть: одежду, даже шапку снять с головы. Рос добрым и готов был хоть с кем подружиться. Моя заветная мечта, – чтобы он живым и здоровым вернулся домой, – сказал с печалью в голосе Ермекбай ага.

Сеилхан, который обеспечивает работой целую группу осужденных, и сам добросовестно трудится, прощаясь, с сожалением произнес:

– Я не оправдал надежд своих родителей. Оказывается, самое дорогое на свете – это свобода, а я ее не ценил…
О время, дай свободу!

Пікір қалдырыныз

Your email address will not be published.