Городская общественно-политическая газета

Такие разные, но равные!

0 351

В Таразе полным ходом реализуют инклюзивное обучение.

Кирилл БЕРДЕЦКИЙ, фото автора

В целях реализации Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы в части развития инклюзивного образования в городе Таразе проводится работа по развитию системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями для включения их в общую образовательную среду.

По статистическим данным психологической медико-педагогической консультации (ПМПК) в областном центре проживает более 3000 тысяч детей с особыми потребностями. При этом в городе недостаточно коррекционных и реабилитационных учреждений, предоставляющих бесплатную профессиональную помощь ребенку и его семье. Зачастую семья, где родился ребенок с особенностями в развитии, остается наедине со своей проблемой, не зная, что делать, и как растить своего малыша. К сожалению, количества действующих специальных организаций, где особенный ребенок и его семья могут получить профессиональную помощь, пока недостаточно.

Учитывая трудности детей с особыми потребностями и их родителей, Городской отдел образования заключил меморандум с частным благотворительным фондом «Дара», находящимся в Нур-Султане, для создания условий и оказания коррекционной помощи детям с особыми потребностями.

С апреля 2016 года в городе функционирует КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции» (КППК) отдела образования акимата города Тараз» для детей с особыми потребностями. Данный центр стал пятым в Казахстане, который открыл частный благотворительный фонд «Дара» при поддержке Фонда развития социальных проектов «Samruk-KazynaTrust».

-В этом году нам будет уже три года. Вообще цель деятельности учреждения – своевременное оказание помощи населению в решении вопросов организации коррекции, реабилитации и обучения детей с особыми образовательными потребностями в развитии. Мы на основании заключения ПМПК оказываем психолого-педагогическую коррекционную помощь детям с нарушениями зрения, слуха, речи, с задержкой речевого развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, интеллекта и с задержкой психического развития, — рассказала Улмира Садырова, заведующая КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции города Тараз».

Формами организации коррекционно-развивающего обучения детей с особыми образовательными потребностями в КППК являются индивидуальные или подгрупповые и групповые занятия, консультативные занятия, группы кратковременного пребывания. В центре создана безбарьерная среда по всем требованиям: широкие двери, отсутствие порогов, цветовые сигналы и поручни.

Кабинеты специалистов оснащены современным реабилитационным оборудованием, методическими материалами, развивающей литературой, играми и материалами Монтессори. Помимо этого, фондом «Дара» был приобретен тренажер Гросса и проведен семинар по обучению специалистов для работы с ним. Это современный тренажер, который помогает совершать передвижения по всему пространству детям с нарушением опорно-двигательного аппарата и после таких занятий они получают возможность ходить, сидеть, стоять, удерживать в правильном положении голову. Занятия проводятся регулярно, что необходимо для реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и повышает их шанс адаптации в обществе.

Ежегодно данное учреждение может обслуживать свыше 100 детей с различными отклонениями в развитии, предоставляя им бесплатную квалифицированную и комплексную помощь специалистов. Для составления индивидуально-развивающей программы проводится командная оценка психофизического состояния ребенка. Командная оценка заключается в комплексном обследовании ребенка командой специалистов (учителя-дефектолога, сурдопедагога, олигофрено-педагога, учителя-логопеда, педагога-психолога, соцпедагога, инструктора ЛФК, медсестры-массажиста) для определения приоритетных направлений коррекционной работы с ребенком. Занятия коррекционно-развивающего обучения проводятся в форме подгрупповых, групповых и индивидуальных занятий.

К сожалению, количество деток с особыми потребностями не уменьшается. На апрель 2019 года по заключению ПМПК города Тараза в КППК зачислены 321 детей с особыми образовательными потребностями. Среди них дети с нарушением опорно-двигательного аппарата – 71, с нарушением слуха – 12, дети с умственной отсталостью – два, дети с задержкой психического развития – 51, с синдромом Дауна – 13, с расстройствами эмоционально-волевой сферы – 23, с тяжелыми нарушениями речи – 86 и с различными нарушениями речи – 63, — добавила Улмира Садырова.

На данное время коррекционную помощь получают 23 ребенка с расстройствами эмоционально-волевой сферы, с расстройством аутистического спектра. Занятия проходят два-три раза в неделю по индивидуальной программе с учетом особенностей каждого ребенка. Дети посещают занятия своевременно. Родители и педагоги работают совместно, что благотворно влияет на развитие ребенка. В центре отмечают, что одним из самых эффективных методов коррекции аутизма является поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения ABA-терапия. Конечная цель этой терапии– дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно. Педагоги-психологи и учителя-дефектологи прошли специальный курс-семинар и практический тренинг на тему: «Аутизм: понимание и практические методы коррекции», где была проведена практическая работа по АВА-терапии, организованный областным ПМПК совместно с центром психолого-педагогической коррекции «Сенiм» из столицы. Специалисты говорят, что применяемый метод на коррекционных занятиях дает положительные результаты. У детей наблюдаются улучшения в развитии.

Дети, которые приходят на занятия чувствуют себя комфортно, мы стараемся создать все условия для их пребывания здесь. Стоит добавить, что чем раньше к нам обращаются с той или иной проблемой, тем скорее мы можем помочь. Нашими общими усилиями можно добиться вполне хороших результатов. Некоторые родители боятся, думают, как привести своего ребенка в наш центр, но здесь нет ничего сложного. Это их ребенок и родители должны с раннего возраста задумываться о его будущем, — отметила Жанар Касимова, логопед.

Материально-техническая база центра соответствует всем категориям заболеваний. На сегодня фондом «Дара» ведется работа по дооснащению КППК специальным оборудованием.

Мы привели ребенка в сентябре месяце. Вначале была адаптация. Сейчас он очень хорошо общается со своими преподавателями. На уроках он слушает учителя, делает все задания. Когда мы пришли сюда, в нашем словарном запасе было всего пять слов. Сейчас он начал говорить слоги, очень хорошо произносит короткие слова. Дома, конечно, мы тоже занимаемся, но ребенок воспринимает меня как маму, а тут специалисты. К ним у него другое отношение. Если дома он может покапризничать, мы его жалеем. Специалисты же могут найти особый подход, заинтересовать ребенка. Тогда легче работается и нам дома. Помимо этого, тут есть оборудованные кабинеты. Есть ЛФК, мой ребенок с удовольствием посещает его. У девочек центра очень сложная работа. Все детки разные, к каждому нужно найти подход. Мы стараемся вместе с ними делать все, чтобы облегчить будущее наших детей, — поделилась Жанна Бекмолдаева, мама ученика центра.

Главным шагом внедрения инклюзивного образования стало расширение сети учреждений коррекционной поддержки. В прошлом году удалось открыть инклюзивную группу в ресурсном центре при средней школе №25. Теперь дети с особыми потребностями могут учиться инклюзивно вместе со сверстниками.

Дети могут приходить вместе с родителями. Есть игровая зона, групповая и индивидуальная зоны. Уроки длятся по 35 минут пять дней в неделю, как и у обычных учеников. Несмотря на то, что у нас индивидуальная методика обучения мы стараемся, чтобы дети чувствовали себя обычными в нашем обществе. Основное это треугольник: родители – преподаватели – ребенок. Если не будет хотя бы одного составляющего, то не будет результата, — отметила Жадыра Тельманова, дефектолог.

Решение данной проблемы обеспечило доступ детей с особыми образовательными потребностями к качественному образованию и способствовало устранению препятствий их связи с окружающим миром и интеграцию в социальное общество в целом. Внедрение инклюзивного образования требует планомерной работы по созданию доступных, безбарьерных условий в организациях образования и развитию системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей для включения их в общую образовательную среду.

Пікір қалдырыныз

Your email address will not be published.