С наступлением теплых дней в Таразе появился кикшеринг, предлагающий за относительно небольшую сумму воспользоваться самокатами, чтобы доехать из точки А в точку Б. Однако вместе с ними появились и проблемы, и законы, регулирующие самокатчиков. Разберемся подробнее, что можно, а что нельзя.
Буквально месяц прошел, как на улицах Тараза появились электросамокаты на прокат, которые вроде бы должны облегчить жизнь горожан, разгрузить дороги и общественный транспорт. Но активное использование нового вида транспорта создало новые проблемы. В социальных сетях люди стали высказывать свое недовольство. Таразцы жалуются на быструю езду самокатчиков по тротуарам, пешеходным тротуарам и парковой территории.
Люди умудряются ездить по несколько человек на одном самокате, возить грузы и на тротуарах ездят с большой скоростью, что и вызывает возмущение.
Водители возмущаются тем, что самокатчики буквально сливаются с автомобилями, нарушают все правила дорожного движения, умудряются проезжать между машинами и крупногабаритным транспортом, их тяжело увидеть среди автомобилей. Они резко перестраиваются, что вызывает страх у водителей. Пешеходы же жалуются на большую скорость и безответственность людей, разъезжающих на электросамокатах.
Как известно, через пешеходный переход самокат необходимо катить рядом, как и при нахождении в толпе, скорость данного транспорта на пешеходной части не больше 6 км/ч, что никак не соблюдается.
Также у электросамокатов есть свои места, где их можно взять в аренду и оставить после использования. Как замечают жители города, пользователи транспорта это не соблюдают и оставляют самокаты везде, где им вздумается, — на тротуаре, обочине дороги и т. д.
Для начала стоит разобраться, что это за самокаты. Их предоставляют несколько сервисов, посредством кикшеринга. То есть, просканировав QR-код на самом самокате, вы можете арендовать его покататься и оставить для других таких же желающих. Главным преимуществом является простота использования и возможность не тратить время в автомобильных пробках.
Что же такое кикшеринг? Это система краткосрочной аренды самокатов и электросамокатов по аналогии с каршерингом и велошерингом.
Сами электросамокаты поддерживают скорость передвижения от 15 километров в час до 25-ти. Помимо прочего есть и другие полезные функции, которые придутся по душе любителям технологий: GPS-отслеживание, удаленная постановка и снятие режима охраны самоката, блокировка мотора самоката, которая приводит к невозможности покататься на самокате с использованием мускульной силы, управление фарами и звуковыми сигналами самоката, управление скоростью самоката, управление по цифровой шине всем функционалом самоката. Всего в нашем городе находится порядка 100 самокатов.
Вне заказа самокат находится в режиме охраны. При попытке кражи самоката оборудование начнет издавать сигнал тревоги, а в систему поступит уведомление о возможной краже. Поскольку оборудование устанавливается непосредственно внутрь самоката, его нельзя повредить. Если же злоумышленник всё же извлечет оборудование, самокат сможет прослужить ему долго, но лишь в качестве декора, поскольку выполнять предназначенные ему функции он уже не сможет. При краже или порче имущества будет направлено заявление в полицию.
Несмотря на то, что это удобно и не особо дорого, таразцы не ценят даже такое. Многие самокаты поломаны пополам, рули отрывают чуть ли не с корнем. Зачем? Непонятно никому. К сожалению, несмотря на то, что приложения бронирования самокатов просят отправить фотографии до и после поездки, многие недобросовестные горожане обходят стороной эти правила и стараются сломать транспортное средство, которое является общественным.
КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КИКШЕРИНГОМ?
Обращение с электросамокатами в кикшеринге требует соблюдения определенных правил и рекомендаций, чтобы обеспечить безопасность себя и окружающих, а также сохранить целостность транспортных средств. Вот несколько советов:
Перед началом использования электросамоката в кикшеринге вам нужно зарегистрироваться в соответствующем мобильном приложении. Загрузите приложение, следуйте инструкциям по регистрации и используйте его для поиска ближайших доступных электросамокатов.
Перед началом поездки внимательно прочитайте правила использования и ограничения, установленные сервисом кикшеринга. Это включает в себя возрастные ограничения, правила безопасности и инструкции по парковке.
Перед началом поездки внимательно осмотрите электросамокат на предмет повреждений или неисправностей. Убедитесь, что тормоза работают хорошо, аккумулятор заряжен, а колеса находятся в хорошем состоянии.
Для своей безопасности носите шлем и/или другие элементы защиты во время поездки на электросамокате. Это поможет вам предотвратить серьезные травмы в случае падения.
Пользуйтесь электросамокатом с учетом правил дорожного движения, уступайте дорогу пешеходам, при необходимости используйте повороты и сигналы для безопасного перемещения. На пешеходном переходе через оживленный поток автомобилей стоит слезть с самоката и пройти по дороге, ведя его рядом с собой.
После завершения поездки припаркуйте электросамокат на специально отведенных местах, чтобы не мешать движению пешеходов или автомобилей.
После завершения поездки убедитесь, что вы правильно завершили аренду в мобильном приложении и оплатили необходимую сумму за использование электросамоката.
НОВЫЙ ЗАКОН ОБ ЭЛЕКТРОСАМОКАТАХ
29 июня прошлого года Президент Касым-Жомарт Токаев подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам организации дорожного движения». Вступил в силу он 30 августа того же года.
Закон включает в себя правила дорожного движения и основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации. Изменения касаются электрических самокатов и малых электрических транспортных средств.
– В законе «О дорожном движении» вводится понятие «малое электрическое транспортное средство» с указанием его технических характеристик и правовой регламентацией порядка эксплуатации, а также установлением перечня запретов для водителей. Закон «О дорожном движении» дополняется понятием «электрический самокат», который признается транспортным средством с максимальной конструктивной скоростью не более 25 километров в час, и определяются места для их движения, а также вводятся запреты для их водителей, – сообщили ранее депутаты.
Теперь водители электросамокатов двигаются по велосипедной дорожке или велосипедной полосе движения. При их отсутствии допускается движение электрических самокатов по правому краю проезжей части дороги, в том числе по полосе для маршрутных транспортных средств, в соответствии с установленными требованиями — в один ряд либо по обочине. Для этого водителю должно исполниться 18 лет, он должен быть в застегнутом шлеме и в светоотражающей одежде, а также иметь водительские права любой категории.
По тротуару или пешеходной дорожке допускается движение электросамокатов со скоростью не более 6 километров в час, не создавая опасности для движения пешеходов.
Кроме того, в законодательные акты по вопросам организации дорожного движения внесены поправки, устанавливающие основания для остановки транспортных средств сотрудниками органов внутренних дел для проверки транспортных средств, зарегистрированных в компетентном органе другого государства, на соответствие требованиям, предусмотренным законом «О дорожном движении».
Для водителей мопедов, электрических самокатов и велосипедов вводится ряд запретов при передвижении. А именно им запрещается:
– ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
– перевозить пассажиров, кроме перевозки пассажиров на велосипедах и мопедах со специальными приспособлениями для их перевозки;
– перевозить груз, кроме перевозки груза на велосипедах и мопедах со специальными приспособлениями для их перевозки, а также груза, который выступает более чем на пятьдесят сантиметров по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
– поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
– буксировка мопедов, электрических самокатов и велосипедов, а также мопедами, электрическими самокатами и велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с мопедом и велосипедом;
– пересекать проезжую часть дороги по пешеходным переходам, находясь на транспортном средстве;
– передвигаться в темное время суток по проезжей части дороги без светоотражающего предмета, соответствующего требованиям, установленным ПДД, обеспечивающего видимость водителями других транспортных средств;
– при управлении по проезжей части дороги быть без застегнутого шлема.
Также сообщается, что водителям мопедов запрещается двигаться по велосипедной дорожке, велосипедной полосе движения, обочине, тротуару или пешеходной дорожке.
Также вступили в силу новые правила дорожного движения для электросамокатов. Помимо всего прочего сами компании могут оштрафовать за оставление самокатов в неположенном месте на тротуарах после использования. За неправильную парковку самокатов казахстанцам грозит штраф от 5 до 45 тысяч тенге.
Компании, предоставляющие услуги аренды самокатов, устанавливают строгие правила и указания относительно размещения самокатов. Эта информация обычно прописывается в договорах об аренде или размещается в разделе «Часто Задаваемые Вопросы на веб-сайтах компаний».
К сожалению, граждане Казахстана не всегда соблюдают эти рекомендации, что увеличивает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий.
Для предотвращения подобных ситуаций следует придерживаться следующих инструкций:
– Ставьте арендованные электросамокаты на специальные парковки, которые указаны в мобильных приложениях.
– Всегда используйте подставку для самоката.
– Убедитесь, что самокат не мешает движению других участников дорожного движения.
– Не мешайте работе городских служб.
– Не блокируйте въезды, проезды и другие маршруты для пешеходов и транспортных средств.
Кроме того, существуют и другие конкретные требования. Например, нельзя оставлять самокаты на частных территориях с ограниченным доступом, в закрытых парковках, подземных переходах, на станциях метро и других подобных местах.
Компании, предоставляющие услуги по аренде электросамокатов, вводят штрафные санкции для нарушителей правил использования и парковки. Штрафы за такие нарушения могут варьироваться от 5 тысяч до 45 тысяч тенге в зависимости от политики каждой компании.
Для выявления нарушителей используются данные пользователей, которые были предоставлены при аренде электросамоката, а также информация о местоположении и использовании, которая записывается в специализированной базе данных. Поэтому важно соблюдать не только новые правила движения на электросамокатах, но и условия их парковки.
КАКИЕ ПЛЮСЫ У КИКШЕРИНГА?
Кикшеринг становится все более востребованным среди городских жителей благодаря своей удобности и гибкости. Этот инновационный способ передвижения предоставляет пользователям широкий выбор транспортных средств, включая электросамокаты, велосипеды, электроскутеры и многое другое, доступных для аренды через мобильные приложения.
Главное преимущество кикшеринга заключается в его универсальности и доступности. С помощью мобильных приложений пользователи могут легко находить доступные транспортные средства в своем районе и арендовать их на нужное количество времени. Эта гибкость позволяет выбирать подходящий транспорт для каждой конкретной поездки в зависимости от расстояния, времени и предпочтений пользователя.
Одним из наиболее важных преимуществ кикшеринга является его позитивное воздействие на окружающую среду. Использование электросамокатов и велосипедов способствует снижению транспортных пробок и выбросов вредных веществ в атмосферу, что в конечном итоге приводит к улучшению качества воздуха и снижению уровня загрязнения окружающей среды.
Кроме того, кикшеринг экономит время и деньги. Пользователи избегают проблем с поиском парковочных мест и траты на топливо или проезд, что особенно важно для коротких поездок в городе. Это делает кикшеринг более выгодным и эффективным способом передвижения по городу, чем использование собственного автомобиля.
В целом кикшеринг представляет собой инновационный и эффективный способ передвижения по городу, который сочетает в себе удобство, экологическую безопасность и экономичность. Этот сервис позволяет горожанам быстро и комфортно добираться до нужного места, при этом снижая негативное воздействие на окружающую среду и экономя ресурсы.
– Пользоваться кикшерингом – это действительно удобно и практично. Как житель города, я часто использую эту услугу для быстрых поездок по городу. Нет необходимости тратить время на поиск парковки или ожидание общественного транспорта — просто взял самокат и поехал. Это особенно удобно для коротких поездок или когда нужно быстро добраться до места в центре города, где парковка ограничена. Кроме того, аренда самоката обходится недорого, что также является большим плюсом для моего кошелька, – отмечает житель города Берик.
МИНУСЫ ВЕДЬ ТОЖЕ ЕСТЬ…
Кикшеринг и аренда самокатов стали неотъемлемой частью городской жизни во многих местах по всему миру. Этот вид транспорта привлекателен своей удобностью, экологичностью и доступностью. Однако, помимо многочисленных преимуществ, есть и некоторые недостатки, о которых важно помнить.
Первым из них является ограниченная доступность услуги. Хотя в крупных городах кикшеринг представлен широко, в некоторых районах или небольших населенных пунктах его может быть недостаточно или вовсе нет. Это может создавать неудобства для тех, кто полагается на этот вид транспорта для быстрого перемещения по городу.
Еще одним важным аспектом является безопасность. Даже при соблюдении всех правил дорожного движения самокаты могут быть опасными, особенно на пересечении дорог или в условиях низкой видимости. Неровное покрытие дорог, препятствия на пути и непредсказуемое поведение других участников движения могут привести к несчастным случаям и травмам.
Стоимость использования самоката также следует учитывать. Хотя базовая стоимость аренды может казаться невысокой, к конечной сумме могут добавиться дополнительные расходы, такие как плата за превышение времени аренды или за использование дополнительных услуг. Это может сделать кикшеринг менее привлекательным для длительных поездок или частого использования.
Еще одним ограничением является ограниченная дальность поездки. Электрические самокаты обычно имеют ограниченный запас хода, что делает их менее подходящими для длительных поездок или поездок за пределы города. Это может ограничить их полезность для некоторых жителей и посетителей города.
Наконец, следует учитывать ограниченные возможности использования самокатов для людей с ограниченными физическими возможностями или тех, кто имеет особые потребности в транспорте. Это может создавать препятствия для создания действительно инклюзивной городской среды, где каждый может свободно перемещаться и пользоваться городскими услугами.
Самокатчики могут вызывать некоторые негативные ощущения у пешеходов.
– Один из основных аспектов — это безопасность. Пешеходы могут чувствовать себя неуверенно на тротуарах, когда рядом пролетают быстро двигающиеся самокаты. Это особенно актуально в переполненных городских районах, где ограниченное пространство делает встречные столкновения более вероятными. Также могут возникать проблемы с пространством на тротуаре. Некоторые самокатчики могут ездить слишком быстро и не учитывать окружающих, что может привести к неудобству и опасности для пешеходов. Кроме того, они могут оставлять свои самокаты на тротуарах или других общественных местах, создавая препятствия для прохождения. Еще один аспект — это шум. Некоторые самокаты могут быть шумными, особенно на высоких скоростях или при движении по неровным дорогам. Это может вызывать раздражение у окружающих и создавать дополнительные неудобства для пешеходов. Наконец, необходимо учитывать и риск безопасности для самих пешеходов. Несмотря на то, что многие самокатчики следуют правилам дорожного движения, некоторые могут ездить неосмотрительно или агрессивно, что может привести к несчастным случаям или травмам для пешеходов, – поделился своим мнением житель города.
Дионисий ПЛЯШЕШНИК