К нам в редакцию обратился житель массива «Арай», проживающий на улице Шота Руставели, с просьбой рассказать о проблеме электропитания района. По словам горожанина, его улица и еще несколько других не имеют своей линии электропередач.
Алексей ПОЛЯКОВ, фото Юрия КИМА
Когда вы направляетесь в новенький массив, вы обязательно проедете мимо одного из важнейших спортивных комплексов региона «Тараз-Арена», который поражает своим масштабом и полетом архитектурной мысли. Вы минуете и концептуальное учебное заведение «Назарбаев Интеллектуальная школа». Что уж там, проезжая, вы можете наблюдать светофоры и пешеходные переходы на солнечной батарее. А вот увиденое в массиве «Арай», на контрасте с соседними объектами, удручает.
Когда-то новоселы делали временное питание от соседних улиц. Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем что-то временное.
-В этом доме мы живем уже третий год. Когда мы сюда приехали, и массив только начинал свою жизнь, перебои с доставкой электричества не вызывали больших вопросов. Не бывает все и сразу, поэтому мы терпеливо ждали своего дня. Терпеливо ждали год, второй, сейчас терпение на исходе, — посетовал Бейбит.
На улице Руставели разместились более ста домов, которые не имеют своей линии электропередач. Данная улица, как и несколько соседних, утыкана самодельными столбами, которые в лучшем случае куплены за счет жильцов и нормально установлены. В худшем случае – это странного вида деревянные коряги, провода в которых закреплены с помощью импровизированной «вилки» из балок. Естественно, нормы провисания линии электропередач мало кто соблюдает, даже это, казалось бы, малозначительное упущение уже превращает район в пороховую бочку. Температурная деформация металла – штука интересная, поэтому линия не должна быть натянута струной, и не должна висеть слишком низко. Все это чревато обрывом проводов, а оборвавшийся провод упадет на землю под напряжением, рискуя поразить прохожих или любопытных детишек. На самой улице Руставели это нарушение настолько абсурдно, что на одном из участков улиц невозможен проезд габаритного транспорта, так как тот рискует попросту оборвать провод, свисающий низко над проезжей частью.
Местные самоделкины или мастера, которым жители заплатили, сделали свою работу из рук вон плохо. Большинство проводов идут вдоль заборов, в некоторых местах практически лежат на земле. Стоит ли говорить, что большинство из них находятся в прямой доступности для детей.
Все монтажные вопросы меркнут на фоне возможных технических проблем. При подаче электропитания проводятся четкие расчеты. В зависимости от количества абонентов рассчитывается толщина сечения провода, а также мощность оборудования на подстанции. И если линия предназначена для 200 домов, то к ней и должно быть подключено 200 домов, с минимальной погрешностью в 20-30 абонентов. Ситуация, когда к такой линии запитываются еще две-три улицы по 100-150 домов каждая, очень опасна. Представьте, что будет с лошадью, если вместо одного наездника на нее усядутся десять, также и здесь. Перегрузка линии грозит коротким замыканием, которое может повредить бытовые приборы жильцов, а также вывести из строя аппаратуру на подстанции. В результате сотни домов останутся без света, а ремонт обойдется дорого. Помимо сугубо экономической опасности, присутствует и прямая угроза жизни. Короткое замыкание способно вызвать пожар, а кустарные способы подпитки от действующей линии только усиливают этот риск, — поделился своим мнением частный электрик Максим Войтин.
Жильцы продемонстрировали квитанции об уплате счетов за электроэнергию. Счетчики электричества также установлены во всех многострадальных домах. Коммунальщики регулярно получают оплату за свою работу, которую они не сделали вовсе, и большой вопрос – собираются ли делать вообще?
Как известно, человек привыкает ко всему. Тысячи жильцов адаптировались к сложившимся условиям и спокойно живут. Однако опасные линии рано или поздно дадут о себе знать, и хотелось бы, чтобы вопрос решился до того, как житейская проблема превратится в трагедию. Бейбит Бейсариев, его соседи и жители близлежащих улиц просят услышать их, и хотя бы спустя три года ожидания сделать подачу электричества безопасной.