Городская общественно-политическая газета

Доедем с ветерком!

0 221

Ежедневно мы передвигаемся по городу: кто-то на личном автотранспорте, а кому-то приходится ездить на автобусе. Однако бывают моменты, когда есть срочная необходимость быстро добраться до пункта назначения. Тут на помощь приходит такси, которого в нашем городе предостаточно.

Дионисий ПЛЯШЕШНИК

Само слово «такси» происходит от французского «таксо», которое обозначает средство, используемое для перевозки пассажиров и грузов, а также оплату проезда. История началась в XVIII веке во Франции: именно там появились конные экипажи «фиакры», названные так в честь святого Фиакра – около его часовни находился постоялый двор с этим транспортным средством.
В конце XIX века технический прогресс начал теснить экипажи с лошадьми. На фиакрах установили бензиновый двигатель и рычаги для управления. Появление счетчиков (таксометров) повысило доверие к этому виду транспорта, так как было легко рассчитать расходы на дорогу. Популярность экипажей росла.
Первые автомобили, предназначенные для такси, начала производить компания «Renault». Кузов этих машин напоминал фиакр, шофер сидел отдельно в открытой передней части машины, а пассажир находился в закрытой, защищенной от непогоды. Такси выделялись среди остальных машин ярким цветом. Какой-либо централизованной службы приема заказов и вызова такси не было, автомобили просто разъезжали по городу и громко сигналили.

Первые такси в России появились в Москве. Рост пассажиропотока требовал развития городского транспорта. Отчасти спрос удовлетворяли извозчики, но отрасль нуждалась в регулировании – введении тарифов, системы управления заказами, организации стоянок. Так и сложились предпосылки для появления такси.
Годом рождения такси как регулярного сервиса считается 1907-й. Именно тогда примерно одновременно в России, США и Англии появились рекламные объявления извозчиков с «таксой за проезд по соглашению».
После революции 1917 года количество такси в Москве резко сократилось, водителей почти «истребили как класс». Лишь в 1924 году Моссовет решил закупить 200 новых автомобилей марки «Renault» и «Fiat». В 1925-м по улицам Москвы прокатились первые 16 автомобилей «Renault». Все они принадлежали государству, конкуренция отсутствовала. Как следствие, качество обслуживания пассажиров было низким, машин не хватало.

Таксомоторные перевозки были прибыльны для московских властей, поэтому они взялись за наведение порядка. В столице появились первые легковые автомобили «ГАЗ», количество такси увеличилось в несколько раз. С выпуском легковых «ЗИС» такси стало общедоступным. В послевоенные годы на дороге засигналили автомобили «Победа».
В Нью-Йорке первое городское такси вышло на линию 13 августа 1907 года. Развитию такси на улицах США в значительной степени поспособствовала мафия, которая владела большинством таксопарков и была заинтересована в их росте. Так, в годы сухого закона не было более надежного транспорта для доставки запрещенного спиртного. В машинах перевозили огромное количество алкоголя, но полицейские даже не подозревали об этом.

Сегодня такси есть в большинстве, если не во всех, странах мира. Одними из самых вежливых таксистов считаются японские водители. Они славятся пунктуальностью и обходительностью с пассажирами. Работают они исключительно в белых перчатках, на подголовниках своих машин ежедневно меняют кружевные салфетки. Японский водитель во время движения никогда не разговаривает с пассажиром, он только управляет автомобилем.
В некоторых городах такси – это не только удобный вид транспорта, но и визитная карточка. Так, в Лондоне такси традиционно красят в черный цвет, в Новой Зеландии – в зеленый, а на островах Лантау – в синий, а Нью-Йорк задал стандарт желтого автомобиля. В СССР на двери авто рисовали шахматные клеточки и ставили зеленого цвета фонарик, отчего и пошло название «зеленоглазое такси».

Такси и Тараз
Сегодня такси представляет собой индустрию, в которой задействованы миллионы людей. С развитием средств связи и информационных технологий заказать такси можно буквально в два клика в мобильном приложении.
Есть несколько способов вызвать такси: через мобильные приложения «Яндекс.Go» (далее Яндекс) или «InDriver», по номерам телефонов официальных перевозчиков и последний способ, один из самых старых – ловить попутку путем голосования на улице.
Чтобы быть более объективными, нашей редакцией был проведен блиц-опрос двух сотен горожан. Всем были заданы одинаковые вопросы: «Пользуетесь ли услугами такси? Как часто? Как именно заказываете такси? Чем довольны, и наоборот?». Результаты получились неоднозначными.
По результатам опроса 143 человека заказывают такси для перемещения по городу, и только 90 из них используют их ежедневно.
– У меня такая работа, что приходится постоянно ездить по всему Таразу. Последние пару месяцев активно использую такси, потому что моя машина находится в ремонте, а на автобусе слишком долго и некомфортно. Не могу отметить какой-то сервис, но больше всего заказываю в Яндексе, потому что есть хоть какая-то гарантия безопасности не только себя, но и каких-то личных вещей, которые можно забыть в машине. Само приложение сделано интуитивно и понятно: карта, как оплачивать, какой водитель и машина, и так далее. Есть система рейтинга, которая помогает отслеживать оценки водителя, – рассказал нам один из жителей города.

Оставшиеся 57 человек пользуются услугами такси реже (примерно пару раз в неделю), преимущественно перемещаясь на автобусах.
– Нереальное удовольствие пересесть с автобуса на машину. Не знаю с чем сравнить тот уровень комфорта, когда никто не дышит в спину, не толкает и не топчется по ногам. Правда, бывают и печальные ситуации. Помню, заказала такси на два адреса, стоимость вышла 750 тенге, а оплачиваю всегда карточкой через приложение. Когда приехала не обратила внимания, что водитель не завершил поездку и накатал на 2400 тенге. Увидела, только когда уже пришло уведомление списания денег. Обратилась в службу поддержки, они сказали, что списание денег отменили, но так и не вернули разницу. Очень расстроена, были бы небольшие деньги, так и оставила бы. Но тут 1600 разница, и я думаю, не такие уж маленькие деньги, чтобы просто как чаевые давать за эконом проезд, – рассказала Алиса Шабельникова.

Оно все понятно: каждому клиенту не угодить. Но что же думают сами таксисты про свою работу? Опросить такое же количество водителей было бы нереально, но нам удалось охватить десять водителей, у которых было свое видение проблем (прим. автора – имена изменены во избежание проблем со стороны работодателя).

Первым стал парень лет 25-ти, на довольно-таки неплохой машине марки Toyota.
– Основная проблема, что в нашем городе у Яндекса лишь один тариф перевозки – эконом. Сюда добавляют всех водителей: и на старых Жигулях, и на новых иномарках. В городе Алматы, например, моя машина позволила бы мне работать на тарифе «Комфорт» и получать большую заработную плату и более адекватный контингент людей, – рассказал Алексей.

Многие могут ошибочно полагать, что у таксистов сладкая жизнь без происшествий: приехал, уехал, получил деньги и все в шоколаде.
– Можно работать и достойно зарабатывать. Но эта радость меркнет от отвратительного отношения Яндекса такси к водителям. Работаю самозанятым. Пассажирка с жутким перегаром что-то там сказала в ответ на мое пожелание «всего хорошего», хлопнула дверью так, что чуть стекла не повылетали, и вот она, оказывается, права. Блокировали работу и нет ответа ни на звонки, ни на письма. Хотя клялись, что у самозанятых преимущество – сразу перезваниваем и помогаем. Так вот, ничего этого нет. Одни обещания. Причина блокировки вообще не понятна. То есть, неадекватный пассажир может написать невесть что и это принимается. А человек, который работает давно и не имеет ни одного плохого отзыва, всегда корректен и лоялен ко всем клиентам, становится пустым местом. Сервис может лишить доступ на пять часов, ничего не объясняя и прикрываясь фразой «мы разбираемся». А может сервис и семью кормить будет в часы простоя и кредиты компенсировать? Никогда в жизни никому не хамил: воспитание не позволяет. Но в ответ на откровенное хамство пассажиров тебя ещё и блокируют! А сколько косяков приходится исправлять за сервисом и извиняться за их ошибки, – крик души Владимира.
Особенно тяжело было во время ужесточенного карантина в прошлом году: ограничения на работу, постоянное ношение маски, летняя аномальная жара, неадекватные клиенты, подорожание бензина и другие факторы, которые мешали комфортно работать. Казалось бы, хуже условий придумать невозможно, но снизу снова постучали… Как отмечают водители, ориентировочно неделю назад компания снизила минимальный порог посадки с 300 тенге до 200 тенге.
– Получается, что раньше за короткие заказы мы могли получить от 350 до 450 тенге. Мало того, что тебе могут дать заказ за три километра от тебя, так оно будет всего на 250-280 тенге максимум. Это же смешно! Из-за этого львиная доля водителей перейдет к конкурентам. Это, в свою очередь, приведет к нехватке водителей и увеличенный тариф для клиентов: вместо 350 тенге они будут платить в два раза больше. Мне жаловались горожане, когда они ездили по привычному маршруту, порой стоимость была в два, а то и в три раза выше обычной. Если это было, когда водителей достаточно, то что будет теперь, остается лишь гадать, – рассуждает Сергей.

Не стоит забывать, что такси является общественным транспортом, поэтому соблюдать правила должны как пассажиры, так и таксисты. Так, например, клиент должен быть вежливым, не следует подгонять водителя, давать ему личные поручения, ведь водитель такси – это не личный шофер. Оплачивать все лишние минуты простоя. Время бесплатного ожидания при подаче на адрес составляет три минуты, далее начинается платное ожидание. Помимо прочего, клиент обязан соблюдать правила размещения пассажиров в автомобиле. Запрещается посадка пассажиров сверх установленной нормы вместимости, а также клиент обязан пристегиваться ремнем безопасности. Если говорить о водителях, то они должны соблюдать ПДД (скоростной режим, разметку, знаки и так далее), иметь опрятный внешний вид, быть вежливыми с клиентами, содержать салон автомобиля в чистоте. Во время работы иметь пустой багажник автомобиля и при необходимости открыть багажник и помочь клиенту с погрузкой/разгрузкой его личных вещей. Контролировать выполнение требования – количество пассажиров такси не должно превышать количество мест, выписанных в технической характеристике машины. И самое главное, в данный момент что пассажиры, что таксисты должны соблюдать масочный режим и быть взаимовежливы друг к другу.

Пікір қалдырыныз

Your email address will not be published.