Городская общественно-политическая газета

А что смотрите вы?

0 377

Наш век, который характеризуется стремительным всплеском прогрессивных технологий, трансформировал основы медиаиндустрии, а также выдвинул новые требования к масс-медиа. Телевидение на протяжении более полувека остается важнейшей составляющей частью медиасферы любого государства. Ведущие и журналисты своим воздействием формируют общественное мнение и порой могут изменить ход развития событий или решить ту или иную наболевшую проблему.

Кирилл БЕРДЕЦКИЙ

Сегодня одним из самых популярных и востребованных жанров на телевидении является ток-шоу. Это заимствованное слово в дословном переводе означает «разговорное представление». Жанр активно развивается на всех телеканалах, в том числе и казахстанских. Зрители с удовольствием смотрят «Выход есть», «Қыздар арасында» на 7 канале, «Алаң» на телеканале «Қазақстан», «Біздің үй» и «Бұйымтай» на телеканале «Хабар», «Кешкі кездесу» на «Первом канале Евразия», «Шындығы сол» на телеканале «Алматы», «Кеш емес» на телеканале «Астана», «Астарлы ақиқат» на телеканале «КТК» и многие другие.

Историю жанра ток-шоу на отечественном телевидении можно разделить на два этапа. Первый пришелся на середину 1980-х вплоть до 1991 года. Тогда этот жанр освещал актуальные вопросы современности, поднимал серьезные проблемы – как социальные, так и политические. Второй же период начался с момента распада СССР, в 1991–1993 годах, и продолжается по сегодняшний день. Это время характеризуется заимствованием зарубежных жанров в постсоветском телевидении. Передачи стали копировать признаки западных телепрограмм, к которым относятся легкость разговора и артистизм ведущего как обязательные элементы ток-шоу. Все подобные программы стали носить развлекательный характер. Собственно говоря, это и стало обеспечивать неплохую коммерческую составляющую в этом направлении.

Если говорить о зарождении этого жанра, то стоит заметить, что впервые на голубых экранах его увидели американцы в 1960-х годах. Журналист Фил Донахью, который был ведущим передачи, в прямом эфире брал интервью у героя программы. В тот момент, когда вопросы к герою закончились, журналист предоставил возможность задать вопрос одному из зрителей, находящемуся в студии. Именно с этого вопроса и началась история жанра ток-шоу. Известный американский журналист стал развивать подобный формат. Его программа появилась на телевизионном канале «WHIO-TV». Несколько лет, с 1963 по 1967 год, Фил вел ток-шоу «The Phil Donahue Show» («Шоу Фила Донахью») в прямом эфире. Для привлечения аудитории и поднятия рейтинга журналист ввел еще одно новшество – взял за основу своей передачи не просто известных людей, а социальные проблемы, важные вопросы, скандалы и даже слухи, которые освещал в прямом эфире. В ноябре 1967 года он выдал в эфир фоторепортаж из родильного дома с подробным показом всех деталей и обсудил процесс родов с собравшимися в студии.

Такая форма ведения программы имела интерес аудитории и стала популярной среди других журналистов. Поэтому в 1980-х годах на американских телеэкранах появилось ток-шоу Опры Уинфри «The Oprah Winfrey Show» («Шоу Опры Уинфри»), которое носило исповедальный характер. В студию приходили люди и рассказывали правдивые истории из своей жизни, именно здесь многие звезды сделали сенсационные заявления. Уже к концу 80-х годов жанр ток-шоу приобрел небывалый масштаб. Но из-за своей популярности жанр стал постепенно терять свои главные функции – все меньше уделяли внимания социальным и политическим вопросам, в то время как обсуждение скандальных историй выдвигалось на первый план. В те годы известный советский журналист Владимир Познер был партнером Фила Донахью по телемостам. Именно с их помощью советские телезрители познакомились с ток-шоу Донахью в 1986 году. Благодаря этому опыту началась карьера Владимира Познера как ведущего ток-шоу, и сейчас он считается создателем этого жанра в России. Как говорит сам журналист, «ток-шоу – одна из самых демократичных форм, которая позволяет обыкновенным людям принимать непосредственное участие в телепередаче. Ее не заменит даже интерактивное телевидение».

На советские экраны вышли программы «12-й этаж» и «Взгляд». После прекращения этих передач Влад Листьев дал жизнь «Теме», которая стала продолжать поиски в области ток-шоу. В этой программе Влад Листьев, который был первым ведущим, старался соблюсти равновесие компонентов: он не тянул одеяло на себя, был достаточно сдержан в студии, не позволял приглашенным, воплощающим поставленную на обсуждение тему, солировать и увеличивать свой и без того высокий общественный рейтинг, держал в узде и публику, собравшуюся в студии. Главным для него был четвертый компонент – зритель, сидящий дома перед своим приемником.

Отрасль ток-шоу стала активно развиваться. На экранах появились всем знакомые программы «Поле чудес», «Жди меня», «Окна» и множество других. Изначально казахстанские зрители смотрели программы этого жанра по российскому телевидению. Все бежали к экранам и с замиранием сердца слушали истории героев «Большой стирки». Со временем подобный формат пришел на отечественное телевидение и стал активно развиваться. В русскоязычном сегменте одной из популярных программ была «Наша правда», которая выходила на телеканале «КТК». Наверное, впервые в истории казахстанского телевидения в программе были драки и столь не свойственные для менталитета страны скандалы, которые выносили на всеобщее обозрение.

Первые ток-шоу на местном телевидении стали появляться в 1996–1997 годах. Зрители с интересом смотрели «Ән-жұмбақ», «Телефон шоу» и «Жеті жұлдыз». Сейчас же в эфире местного канала «Jambyl» выходит программа «Сөзден – іске». Это ток-шоу стало своеобразной телевизионной площадкой, которая связывает чиновников и горожан. Программа выходит в прямом эфире, любой житель областного центра может позвонить в студию и задать свой вопрос. Ведущие, в свою очередь, стараются получить развернутый ответ от приглашенных представителей местной исполнительной власти, а не простые отговорки, как это обычно бывает в беседах с госслужащими.

Ток-шоу – достаточно молодой жанр на отечественном телевидении. Его элементы в качестве инструмента для заинтересованности и привлечения аудитории часто добавляют и в информационные и в информационно-аналитические программы. Примером тому служит программа «Большие новости» на КТК. Большинство подобных программ относится к числу самых рейтинговых передач, а их авторы заинтересованы в поддержании и сохранении своей аудитории. Поэтому будущее этого жанра обещает быть еще более интересным и смотрибельным.

Пікір қалдырыныз

Your email address will not be published.