в Казахстане более полумиллиона преподавателей. Большинство из них– женщины. Однако технические предметы в основном преподают мужчины. В канун Дня защитника Отечества мы пообщались с теми, кто косвенно имеет отношение к развитию потенциала как на военном, так и на гражданском поприще.
Кирилл БЕРДЕЦКИЙ
Как известно из открытых источников, до революции 1917 года в школе учителей-мужчин было много, они составляли абсолютное большинство педагогических коллективов. После семнадцатого года в школу пошли и женщины. Великая Отечественная война не пощадила педагогов. Мало кто из них вернулся с фронта. В восьмидесятые годы XX века, как свидетельствует статистика, в школе было около тридцати процентов мужчин за счет бывших советских республик Средней Азии и Кавказа, где традиционно мужчин-педагогов всегда было больше.
Сегодня, в преддверии Дня защитника Отечества, который в нашей стране отмечают 7 мая, коллектив КГУ «Центр технического творчества отдела образования акимата города Тараза» поздравляет своих мужчин. Педагог – тяжелая профессия, для нее нужны стальные нервы и железный дух, который есть у мужчин. Они на собственном примере показывают юношам, что такое быть настоящим человеком, мужественным и сильным. Один из них – Абдулла Андыбаев. Уже более 37 лет он посвятил воспитанию подрастающего поколения. В центре он руководит кружками «Автодело» и «Автослесарный». За свой труд был награжден грамотой отдела образования. Практически каждый день он старается донести и разъяснить воспитанникам важность знаний и соблюдения правил дорожного движения, а также правильного поведения на дорогах и безопасности дорожного движения. Абдулла Сейтханович поддерживает связь со всеми родителями своих воспитанников, помогая им в нелегком деле воспитания. Основная часть его учеников – это подростки в возрасте от 14 до 17 лет. Именно в это время формируется будущая личность, наступает сложный переходный возраст. Его выпускники ежегодно поступают в высшие и средние специальные технические учебные заведения. Все они прекрасно обладают общетрудовыми навыками и знаниями, кроме того, культурой труда и общения.
Педагог дополнительного образования, руководитель кружка «Авиамодельный» Александр Лысенко приехал в город Джамбул в 1976 году из города Тольятти. С приходом этого человека в ЦТТ появилось новое направление технического творчества, «зарычали» моторы, поднялись ввысь самолеты! Сам Александр Георгиевич увлекся авиамоделированием еще с 1980 года. Занимался он им в тогдашнем Дворце пионеров, под руководством А.В.Корчагина. К слову, сейчас они встречаются как коллеги и обмениваются педагогическим опытом. После службы в ВС СССР работал преподавателем авиакружка на станции юных техников, работал в средней школе № 30 преподавателем трудового обучения. Закончив Ташкентский учебно-тренировочный центр по специальности «коммерческий пилот», устроился в ТОО «Тараз-Фортуна» пилотом самолета АН-2 и стал летать. Долгое время проработал в федерации парашютного спорта ЮКО. С 2016 года работает педагогом дополнительного образования при ЦТТ города Тараза.
Любовь к небу – вот что движет Александром Георгиевичем, и это он передает своим воспитанникам. Очень талантливый и трудолюбивый педагог! Подтверждением тому награды его учеников: I, II, III места на всех областных и республиканских соревнованиях технического творчества и изобретательства три года подряд. За свой труд педагог награжден грамотами министра образования Республики Казахстан, областного и городского управлений образования. Как отмечают коллеги, он всегда может оказать любую техническую поддержку проектов. Мастер на все руки!
Свое призвание в педагогике нашел и Медет Джаманбатыров, выпускник детского дома «Улан». Работает в центре с самого основания – с 2008 года. Закончив в 2007 году Жамбылский гуманитарный колледж имени Абая, он без раздумий пришел работать в детское учреждение. Очень добрый и талантливый молодой человек. За что бы он ни брался, все всегда делал на «отлично». Наша «палочка-выручалочка», говорят про него коллеги. Начинал Медет Медешович свою деятельность с художника-оформителя, затем работал педагогом кружка «ТАСС – технология архитектурных сооружений и строительства». А с 2014 года руководит кружком «Судомодельный». Стремление сделать сегодня лучше, чем вчера, помогает ему добиваться новых и новых успехов. Так, работая и создавая прекрасные модели современных судов, субмарин, его воспитанники завоевывают ежегодно только призовые места на всех технических соревнованиях областного и республиканского уровней. За высокую подготовку победителей конкурсов и соревнований он был награжден грамотой министра образования РК, а также грамотами городского и областного управлений образования.
Принято считать, что защитники Родины – это мужчины, чья деятельность связана с армией и воинской службой. Однако каждый мужчина – воин! А что это значит? И в чем заключается его главная задача в жизни? Воевать, ответят многие! Но наши предки считали главным качеством настоящего воина – умение воспитывать детей! Наверное, этот навык в наше время приобретает особую значимость. Сейчас понятие войны поменялось. Война ведется не столько путем физического уничтожения противника, сколько через духовное растление, начинающееся с детского возраста. И в такой ситуации роль педагога и любого человека, работающего с детьми, приобретает роль защитника подрастающего поколения. Педагогика становится фронтом боевых действий, где бой идет за будущее наших детей, за их умы. И в этом бою роль мужчины первостепенная и главенствующая. Ведь недаром считается, что у Родины есть будущее тогда, когда есть правильно воспитанные дети, разделяющие наши взгляды и ценности. А если нет таких детей, тогда ради чего воевать?