Городская общественно-политическая газета

Осторожно: мошенники!

0 273

Или как не лишиться кровных

В создавшихся условиях пандемии коронавируса последователи Остапа Бендера активно придумывают новые комбинации. Связано это с тем, что люди стали чаще совершать онлайн-покупки и пользоваться банковскими картами. Схемы для обмана становятся более изощренными, а ряды пострадавших пополняются.

Кирилл БЕРДЕЦКИЙ

В целом на сегодняшний день на территории Жамбылской области зарегистрировано 155 фактов интернет-мошенничества – 90 из них уже раскрыты. Особой популярностью среди злоумышленников пользуются предлоги: продажа на интернет-порталах, а также механизмы увеличения денег.

– Например, мошенники в социальной сети Instagram, мессенджере WhatsApp размещают объявления об увеличении вложенных денежных средств путем участия на биржевых торгах либо на ставках в букмекерской конторе. Заинтересованная в данном предложении потенциальная жертва связывается с автором объявления. Зачастую у авторов мошеннических объявлений указывается номер мессенджера, который при наборе оказывается отключенным. Злоумышленник, войдя в доверие своего клиента, требует вложить в их проект денежные средства, в большинстве случаев плату предлагается произвести через QIWI-кошелек либо через иные электронные платежные системы. После получения денег мошенник обрывает связь с жертвой или сообщает ему, что вложенные денежные средства были проиграны и для получения выигрыша нужно вложить еще деньги, – говорят в пресс-службе департамента полиции Жамбылской области.

Популярными становятся и махинации с пластиковыми картами. Несмотря на то, что банки уверяют своих клиентов в надежности и безопасности использования платежных карт, мошенники находят новые способы незаконного списания средств. Обмануть или взломать банковскую систему безопасности достаточно сложно, поэтому преступники стараются любыми способами выманить информацию о карте у самого держателя. Для достижения своей цели они используют все доступные ресурсы – телефон, интернет-сайты, онлайн-банк, мобильный банк и прочие каналы. В этой статье мы постараемся рассказать, как не попасть на происки мошенников и не лишиться кровных.

Начнем с самой пластиковой или виртуальной карты. Это универсальное магическое средство в финансовом пространстве. С помощью нее мы можем перечислить деньги человеку в любую точку мира, оплатить покупки. Подавляющему большинству на карту перечисляют зарплату и пенсию. Мошенники хорошо пользуются тем, что телефон стал нашей неотъемлемой частью жизнью. А так как далеко не все держатели карт знакомы с нюансами информационной безопасности, их аферы заканчиваются чаще всего не в пользу честных граждан. Наверно, уже нет таких, кто не слышал о неких звонках из службы безопасности банков. Фальшивый «сотрудник» уверенным и поставленным голосом извещает клиента о том, что его карту пытались взломать и просит уточнить данные для исправления ситуации. Некоторые даже используют переводы звонков с удержанием на линии и проигрыванием знакомой мелодии банка. Именно поэтому человек не сразу понимает, что с ним говорит не оператор банка, а обычный мошенник. Чтобы предотвратить мошенничество с банковскими картами посредством телефонной связи, специалисты рекомендуют при поступлении звонка от имени сотрудника банка обязательно записать разговор с ним, а в ходе общения поинтересоваться, в каком отделении сотрудник работает, его должность и ФИО. Вполне вероятно, что после такого расспроса мошенник сбросит звонок. Также они советуют стараться не сообщать номер телефона, привязанный к личному кабинету интернет-банка или карте в случаях, когда заполняется заявка на кредит, составляется объявление на известных сайтах сделок, регистрируется новый покупатель в онлайн-магазинах. Лучше сообщить другой номер, посредством которого невозможно получить доступ к банковскому счету. Банки никогда не «сливают» базы данных своих клиентов в сеть. А злоумышленники номера телефонов могут взять на сайтах объявлений и в соцсетях. Узнать имя-отчество для них тоже не проблема.

Еще один способ обмана, когда мошенник заходит в интернет-банк, вводит ваш номер телефона и пытается сменить пароль. Чтобы удостовериться, что это именно вы меняете пароль, а не другой человек, банк присылает вам SMS-код и предупреждает: «Никому не говорите!». И тут вам звонит преступник. Он представляется сотрудником банка, обращается к вам по имени и говорит: «Кто-то пытается сменить ваш пароль! Ваши деньги хотят украсть! Чтобы мы могли это пресечь, скажите, какой код вам пришел по SMS?» Конечно, от неожиданности человек может растеряться, испугаться и назвать код. Помните! Если «сотрудник банка» по телефону просит назвать код из SMS-сообщения – это не сотрудник банка!

– Увы, после того, как вы сказали мошеннику SMS-код, он получил полный доступ к вашему личному кабинету и к информации о ваших личных финансах. Теперь он видит, что вчера вы купили кило сосисок и две пачки молока, а позавчера оплатили коммуналку и детский садик. Вы бежите в банкомат и срочно обналичиваете кредит. Но он вам не нужен. «Ничего страшного!», – говорит мошенник, который продолжает представляться сотрудником банка, – просто закиньте эти деньги на свою карточку. Это можно сделать в банкомате или в терминале. Ваш кредит будет считаться погашенным». Вы уже привыкли делать то, что он говорит. Идете в терминал и закидываете деньги на свою собственную карту. Вы думаете, что никто, кроме сотрудников банка, не видит эти деньги. Но ведь вы дали секретный код мошеннику и теперь он в вашем личном кабинете видит все. И забирает все! – отмечают в ассоциации финансистов Казахстана.

Мошенником может оказаться кто угодно, даже продавец в магазине или официант в кафе. Старайтесь не упускать из вида свою карту, когда ее берут для оплаты. Некоторые недобросовестные сотрудники могут ее сфотографировать с двух сторон и после использовать для покупок в онлайн-магазинах или делать ставки. Ведь они знают все данные, в том числе трехзначный CVV на обратной стороне карты. А если в процессе оплаты не используется 3-D Secure – дополнительный способ защиты, при котором вам приходит СМС для совершения любых операций, то вашими средствами будут распоряжаться как хотят. Для того чтобы подобного не произошло с вами, можно заблокировать интернет-покупки или установить лимит на покупки в сети.

Еще один «коронавирусный» способ мошенничества. Вам могут позвонить якобы из банка и сообщить, что положена финансовая поддержка в связи с резкой потерей доходов, кредитные каникулы, рассрочки и так далее. Для их оформления звонящие просят сообщить данные банковских карт. Если владелец карты называет реквизиты банковской карты, срок ее действия и CVV-код, то мошенники уже могут совершать онлайн-покупки от вашего имени.

Практически с появлением банкоматов злоумышленники начали искать способы получения PIN-кодов держателей карт. Так появился скимминг. С английского языка это переводится как «снятие сливок», то есть хищение средств со счета. Основной способ скимминга – считывание информации с магнитной полосы кредитки и получение PIN. Добытые личные данные владельца записываются на поддельную карту, что позволяет мошенникам снять деньги с настоящей. Такой вид кражи осуществляется в основном с помощью установки на банкоматы накладок-скиммеров. Еще несколько лет назад все кредитные организации лихорадило от скимминга, а банки были вынуждены вместе со службой безопасности отслеживать каждый случай. Они были массовыми, поэтому банкирам пришлось научиться бороться с ним. Радует то, что сейчас скимминг фактически сведен к нулю.

Важно:
«Если совершено мошенничество с вашей банковской картой, незамедлительно пишите заявление в полицию. При этом можно сразу приобщить к заявлению копию выписки по счету, полученную заранее в банке, где будет видно движение денежных средств по счету. Также можно предоставить детализацию телефонных звонков и СМС, если хищение денежных средств произошло путем телефонной связи. Это сэкономит драгоценное время и поможет быстрее задержать мошенников».

Иногда люди переводят свои кровные на чужие карты по «своей» инициативе. Всем известна схема, при которой идет наша острая реакция на полученное сообщение или телефонный звонок о несчастье с близким родственником. Обычно приходит сообщение о срочной помощи в денежном эквиваленте: от вас требуют перевести определенную сумму со своего банковского счета и перезвонить. Перечисление денег необходимо осуществить по реквизитам, указанным в сообщении, которое незамедлительно прилетает, как только мы соглашаемся помочь близкому человеку. Мошенники могут даже лично позвонить и представиться хорошими знакомыми родственника и сообщить, что тот задержан сотрудниками полиции за совершение преступления. Затем к разговору подключается мнимый сотрудник полиции, обещающий за деньги освободить родственника и все уладить. В душевном порыве мы готовы отдать последнее, но какими бы убедительными не были представленные доводы, не нужно спешить переводить деньги, лучше успокоиться и попытаться выяснить подробности случившегося – это отпугнет мошенников и позволит немного прийти в себя.

Некоторые преступники не хотят использовать изощренные способы мошенничества, а действуют старым и всем известным способом – они просто воруют карты. Одни злоумышленники делают это открыто, угрожая жизни и здоровью владельца, другие –дежурят возле банкоматов и забирают потерянные карты. В большинстве случаев устройство возвращает пластик с задержкой. Клиент не дожидается и уходит или, получив наличные, вовсе забывает о карте. После этого мошенник может беспрепятственно ее забрать и использовать в своих целях.

Пікір қалдырыныз

Your email address will not be published.