После повышения тарифа и перехода на карточную систему оплаты проезда «Tulpar» прошло больше года. И вот депутаты городского маслихата решили выяснить, как работает общественный транспорт. Они провели объезд и увидели, что новых автобусов на линии стало больше и в них установили GPS-датчики. Правда, народные избранники заметили и то, что водители по-прежнему утраивают гонки на дорогах, кондукторы не носят униформу и остановки не объявляют.
В первую очередь депутаты посетили ТОО «Центральная диспетчерская служба». Данному предприятию была утверждена государственная субсидия на поддержку деятельности в связи с пандемией.
Далее отправились в ТОО «Таразский автобусный парк №1». Там депутаты проверили график дезинфекции подвижного состава.
После посетили ТОО «City-bus», ТОО «Аулиеата Транс Пасс» и ТОО «Тараз Транс Моторс».
Отметим, что на данный момент весь общественный транспорт предприятия осуществляет свою работу согласно действующему расписанию.
Депутатов обрадовало то, что практически все перевозчики установили в своих автобусах GPS-оборудование. Благодаря этому власти оперативно получают информацию о количестве транспорта, вышедшего на линию, и о регулярности его движения. Правда, повлиять на процесс, если, к примеру, на маршруте недостаточное количество автобусов, они не могут.
– Мы убрали все диспетчерские пункты и перешли к работе в режиме онлайн, — объяснил руководитель автопарка №1 Адилет Шеримов.
– Если автобус не вовремя приезжает на остановку, вы можете что-то сделать? – спросил депутат Алишер Каримов.
– Нет, у нас нет таких функций, – ответил Адилет Шеримов.
Тут с места встал представитель другой диспетчерской службы и заявил, что всему виной «хронические» пробки и ремонт дорог. А вот когда их нет, городские автобусы и маршрутки ездят исправно и даже укладываются в свои графики.
В ответ на это депутат городского маслихата предложил пустить общественный транспорт по альтернативным улицам. Так дороги разгрузятся, и местные жители будут довольны.
Выслушав эти рассуждения, высказаться решил руководитель ТОО «City-bus» Егор Жиглов. Он объяснил народным избранникам, почему нельзя пустить автобусы и маршрутки по альтернативным улицам.
– Корень зла здесь в том, что мы боремся за доходы, – заявил перевозчик. У нас на первом месте стоят деньги, а должны — культура обслуживания и безопасность. Вот вы говорите, что автобусы можно пустить по разным маршрутам. Да, можно. Они будут ездить, как раньше, в советское время. Но пассажирооборот на этих улицах очень маленький. Соответственно туда ездить невыгодно. Если мы их пустим, то они будут социально значимыми маршрутами, и их придется содержать за счет бюджета. Мы готовы их открыть, если это нужно городу. А власти пусть их субсидируют.
Самая бурная дискуссия возникла вокруг требования о введении единой униформы для водителей и кондукторов. И депутаты, и директора автопарков сошлись во мнении, что она нужна.
Жанар Буркитбаева вспомнила, что в советские времена кондукторы ходили в рубашках, похожих на те, что носят сотрудники правоохранительных органов. Депутат отметила, что они немаркие, и предложила перевозчикам взять эту форму за основу.
– Я вижу, что 90 из 100 кондукторов носят обычные жилетки с карманами, – сказал народный избранник. Тогда, если надо, чтобы они от пассажиров отличались, лучше для них просто жилетки сшить? И водителям тоже. Это будет удобно и ненакладно для автопарков, – отметил Алишер Каримов.
Какие нарушения?
– Водители общественного транспорта часто превышают скорость. Самыми злостными нарушителями можно назвать работников автопарка. Этому в немалой степени способствует конкуренция между водителями автобусов в погоне за пассажирами. Факты, когда они в целях увеличения доходов устраивают гонки с полным салоном, достаточно распространены. Более того, мы установили факты эксплуатации неисправных автобусов.
Несмотря на запрет, водитель автобуса автопарка вышел в рейс с неисправным ручным тормозом. Это недопустимо. А на другом маршруте мы выявили, что нет ремня безопасности и второй двери для высадки пассажиров, — рассказал общественник.
В объезде приняли участие депутаты городского маслихата, руководители управления транспорта и представители транспортных предприятий города.