Как известно, в казахской поэзии очень много выдающихся поэтов с неповторимыми лирическими стихами. Но я бы сказала, что особое место в ней занимает Жамбыл Жабаев — мастер стихотворного слова, с уникальным талантом, сказитель, жырау. Наши предки говорили: «Спроси у того, кто много видел, а не у того, кто много прожил».
Именно таким и был великий Жамбыл. Как говорится, «поэт — вестник народа, голос народа», поэт почти столетие своей жизни посвятил продвижению человеческих ценностей, добра и истины. Главным для поэта было воспитание патриотизма.
Поэтому выдающийся писатель страны М.О. Ауэзов отметил, что «Жамбыл — самый яркий и талантливый поэт нашего времени», а Елбасы Н.А. Назарбаев сказал, что «в истории страны есть два человека, которые хотят возвысить духовный уровень, позиции нашего народа. Один из них — Абай, другой — Жамбыл Жабаев. Стихи обоих исполинов актуальны и укоренены, они являются основой идеальной песни страны », — сказал он, добавив, что Жамбыл является певцом верности, справедливости и правды. Об этом свидетельствует тот факт, что творчество Жамбыла, известного как «Казахский Гомер», отражает суть, традиции и мечты нашего народа.
Одним словом, наследие поэта — зеркало жизни нашего народа. «Говорите о мире, который сохраняет единство страны», — пел он.
Если обратить внимание на ценность и значение творчества Жамбыла, то вклад поэта в издающееся сегодня 100-томное собрание фольклорного и этнического искусства казахского народа значительный и масштабный. Поэтому считаю, что для нас важно пропагандировать творчество Жамбыла, прославлять его имя.
Об особенностях исполнения песен поэта в айтысе рассказал профессор Международной Тюркской Академии, доктор филологических наук, государственный и общественный деятель, выпускник нашей школы М. Жолдасбеков.
Директор Института грузинской литературы имени Шота Руставели, доктор филологических наук, профессор Ратиани Ирма дал высокую оценку творчеству поэта.
Можно долго перечислять мнения о заслугах великого поэта. Это означает, что имя поэта, прожившего почти век, широко известно и отражает славу казахского народа на мировом уровне. Таким образом, имя такого поэта, как Жамбыл,величественного, полного истории, мудрости и богатого поэтического образа записано золотыми буквами в истории казахской литературы. Мы всегда должны беречь такое наследие в умах молодого поколения. С целью пропаганды жизни и творчества Жамбыла Жабаева в нашей школе регулярно проводятся различные мероприятия. Посредством таких мероприятий, мы воспитываем в учениках патриотизм, доброту, человечность, уважение к национальному наследию. Хотелось бы сказать еще об истории нашей школы. Она была единственной казахской школой в городе.
В 1934 году указ «Об устройстве начальной и средней школы» способствовал быстрому развитию системы образования в стране. На основании этих постановлений 25 сентября 1934 года решением Аулиеатинского городского совета в нашем городе была открыта первая малая казахская школа. 1 июля 1938 года постановлением Президиума Жамбылского горсовета №30 школа имени Мирзояна была переименована в школу имени Жамбыла. Школа взяла на себя инициативу и начала работать по пути просвещения казахской интеллигенции. Она дала путевку в жизнь многим известным политическим и общественным деятелям. Среди них Шерхан Муртаза, Мырзатай Жолдасбеков, общественные деятели Омирбек Байгельды, Каратай Турысов, Мухамеджан Каратаев, Онласын Есиркепов, Алпысбай Бекболатов, Амангельды Мунатаев, Мамырбай Копбасаров, Рахманберды Келесов, доктор математических наук, профессор Ауданбек Кобеесов, сенатор Бектас Бекназаров, Дария Кожамжарова, Кайрат Кожамжаров, Эрик Кушербаев, Самига Конырова, среди молодых – Марат Саршаев. Они являются образцами для подражания, гордостью нашей школы.
В 2013 году школу посетил доктор филологических наук, профессор Мырзатай Жолдасбеков. Он выразил слова благодарности своей родной школе и учителям, воспитавших его. В 2014 году Председатель Верховного суда Бектас Бекназаров в школе открыл юридический кабинет для повышения правовой грамотности учащихся. Кабинету были подарены интерактивная доска и литература по правовой грамотности. В наши дни встречи с такими выпускниками проходят регулярно. За этот период школой руководили 18 директоров. В частности, в 1983-1987 годах проводились масштабные работы под руководством Тлеукабыла Туребекова. Были построены дополнительные корпуса, построены здание начальной школы и бассейн. Под руководством Касымовой Нуркен Нурмахановны совместно с Академией образования им. Ы. Алтынсарина была проведена работа «Создание макета казахской школы в городе». В годы независимости учителя школы работали в творческом содружестве с учеными Академии образования. В эти годы был проведен большой объем исследовательской, лабораторной и творческой работы, повысился профессиональный уровень учителей. Многие квалифицированные учителя школы выдвинуты на руководящие должности. Однако процесс обучения молодежи должен постоянно развиваться и идти в ногу со временем. Школа-гимназия №5 имени Жамбыла — одно из таких известных учебных заведений в Таразе. Наряду с современным образованием этот коллектив учит учащихся национальным обычаям, традициям. Успехи и победы нашей 87-летней школы огромны. По результатам лучших достижений учащихся и учителей города она неоднократно удостаивалась звания «Лучшая школа-гимназия», и в 2020 году участвовала в областном конкурсе «Лучшая образовательная организация». С 80-х годов нашу школу окончили 167 выпускников «Алтын белгі». Наши выпускники обучаются в престижных вузах страны и за рубежом по программе «Болашак» и работают в различных сферах.
В рамках реализации государственной программы «Цифровой Казахстан» в школе оснащены и оборудованы кабинеты информатики, мультимедийные, IT, кабинеты робототехники для нового подхода развития и повышения качества образования. Участники кружков, как драма, вокал, танцы, дебаты, шахматы, спорт успешно выступают на городских, областных, республиканских и международных конкурсах.
В настоящее время 30 учителей повысили свои квалификации по уровневой программе, разработанной совместно с НИШ и Кембриджским университетом. В результате учителя для формирования у учащихся качественных знаний применяют различные методы обучения, которые позволяют ученикам свободно выражать свои мысли, свободно общаться и развивать критическое мышление. А также школа-гимназия — одна из ведущих школ города, распространяющая опыт НИШ.
В результате благотворительных акций активизированы работы по благоустройству территории. Установлена мемориальная доска «Батырларға тағзым». В 2017 году предоставили футбольное поле.
В школе-гимназии в 2017-2020 годы был проведен областной эксперимент «Научно-методические аспекты трехъязычного обучения в средних образовательных организациях».
В ходе эксперимента были разработаны теоретико- методологические основы организации трехъязычного образования, учебный план, модель методики определения эффективных способов обучения химии, биологии, физики на английском языке и Всемирной истории на русском языке. Авторская работа учителей была достойно оценена на республиканском уровне.
Кроме того, учителя школы-гимназии участвуют в Республиканском проекте «Лидерство учителей Казахстана» (ЛУК) с 2017 года по инициативе НУ, делясь передовым опытом в области образования и обучения с международными коллегами. 22 учителя получили международные сертификаты HertsCam Netwoork и развивают лидерские качества, сообща решают профессиональные проблемы учителей школы-гимназии.
В настоящее время 156 учителей обучают учеников. Из них более 72-х учителей высшей категории (7 педагогов-мастеров, 52 педагога-исследователя), 32 учителя первой категории (31 педагог-эксперт), 32 учителя второй категории (27 педагогов-модераторов). Наши опытные, квалифицированные педагоги ежегодно воспитывают победителей предметных олимпиад, различных конкурсов, научных проектов. Такими педагогами являются: Нарымбетова Аршагуль, Баярисова Анафия, Койшыгулова Алтын, Серикова Майра, Айтымбетова Закира, Таубаева Жанат, Усенова Жадыра, Кожамуратов Тоймурат, Исмаилова Баглан, Ауельбекова Ляззат, Ыдырысова Дария, Өтехожаева Айгүл, Ақмағанбетова Амина, Баетова Сабира, Ошақбаев Рауан, Сейдалиева Шолпан, Нармуратов Шайзат, Нурпаизов Рахат, Едигеева Жанар, Дильдабекова Гульнар, Нуртаева Сандугаш, Жусупбекова Жанар, Хожа-Ахмедов. В результате работы по развитию одаренных детей, лидеров XXI века, мы входим в число ведущих школ города по успехам наших учителей и учеников на олимпиадах.
Мы уверены, что у нашей страны будет достойное будущее. В этой связи можно выделить таких учеников, которые проявляют активность и демонстрируют лучшие знания. Ученики 10-11 классов Куралбаев Нурсултан, Асылкызы Диана, Аштаева Аяулым, Абдыкалыкова Еркеайым, Алтай Биназир, Аскарова Кунсулу, Турар Максат. Это правда, что мы по-прежнему гордимся своими достижениями. Поэтому мы должны приложить все усилия, чтобы поднять престиж и статус нашего народа. Школа-гимназия придерживается принципа «Школа должна быть успешной, ребенок должен быть счастлив». Я горжусь нашими достижениями и хочу сказать, что впереди еще много высот. Как говорится, «всякое доброе дело — источник добра», модель развития национальной школы, начатая в древности, продолжается и будет продолжаться. Это потому, что усвоение подрастающим поколением духовных национальных сокровищ принесет свои плоды только в том случае, если оно будет основано на языке и менталитете нашего народа. С такими достижениями мы празднуем 175-летие со дня рождения нашего предка Жамбыла!
Салтанат ТОЛЕУ,
директор школы-гимназии №5 имени Жамбыла