Городская общественно-политическая газета

Грани знаний из древности…

0 432

Более пятидесяти лет тому назад ученые Казахстана инициировали научные исследования в области фарабиеведения на его исторической родине. Сегодня мы с полным правом и гордостью можем сказать, что благодаря последовательной и кропотливой работе не одного поколения ученых-философов нашей страны имя аль-Фараби стало культурным символом Казахстана, а фарабиеведение – неотъемлемой частью казахстанской науки, выделившейся в одно из ее приоритетных направлений.

Инициатором научных исследований в этой области был Акжан аль-Машани. Он первым в казахстанской науке обратил внимание на изучение энциклопедического наследия средневекового мыслителя, ученого-энциклопедиста, в лице которого современное познание находит глубинные корни казахской духовной культуры, ее тюрко-исламское основание и мировоззренческое содержание.

Благодаря усилиям созданной в 1967 году творческой группы по изучению наследия Абу Насра аль-Фараби, на базе отдела истории философии и общественной мысли Казахстана в институте было положено начало развитию фарабиеведения.

По тематике философские исследования аль-Фараби охватывают почти все отрасли средневековой науки. В совокупности их можно назвать энциклопедией знаний того времени. Как показывает содержание отдельных трактатов, ученый больше всего интересовался теоретической стороной различных наук, их философским смыслом. Рассматривая даже отдельные конкретные науки той или иной научной дисциплины, он подходил к ним не как эмпирик, а как теоретик, философ.

Аль-Фараби написал комментарии почти ко всем сочинениям Аристотеля: «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Об истолковании», «Топика», «Категории» — по логике; к таким естественнонаучным трудам, как «Этика», «Риторика», «Поэтика», «Метафизика», «Софистика» и др. Помимо этого, он предпослал комментарии к «Алмагесту» Птолемея, «О душе» Александра Афродезийского, к отдельным главам «Геометрии» Евклида, «Изагоге» Порфирия и другие.

Составление комментариев к произведениям греческих философов и написание различных сочинений о них — это лишь первый этап научной деятельности аль-Фараби, отражавший определённую стадию развития его философских интересов. Большая часть трудов аль-Фараби — это оригинальные как по тематике, так и по содержанию сочинения, результат самостоятельного исследования по актуальным проблемам средневековой социально-культурной мысли. Появление их, на наш взгляд, связано со вторым этапом его деятельности, с периодом его научной зрелости, расцвета творческой самостоятельности и исследовательских способностей.
По содержанию произведения Абу-Насра Фараби можно разделить на следующие группы:

• трактаты по общефилософским проблемам, то есть посвященные общим свойствам, законам и различным категориям;
• трактаты, посвященные философским аспектам познавательной деятельности человека — о формах, ступенях и способах познания;
• трактаты о началах, предмете, содержании и тематике философии, посвященные изучению количественных, пространственных и объёмных отношений материи: арифметика, геометрия, астрономия, музыка;
• трактаты, рассматривающие различные свойства материи и ее виды, свойства неорганической природы, животных и человеческого организма, то есть работы по естественным наукам: физике, химии, оптике, медицине, биологии и другие;
• трактаты по лингвистике, поэтике, риторике, каллиграфии;
• трактаты, посвященные общественно-политической жизни, особенностям социального строя, вопросам государственного управления, нравственности и её категориям, проблемам воспитания, работы по государствоведению, политике, этике, педагогике и другие.
Оценивая значимость деятельности аль-Фараби в деле просвещения, специалисты раскрывают основные положения его философских взглядов.

Научные взгляды аль-Фараби охватывают почти все философские проблемы средневековья: учение о бытии, вопросы материи и её развития, свойства неорганического и органического мира, соотношение физического и психического, проблемы познавательной деятельности человека, формы и ступени познания; учение о логическом мышлении, связи мысли и речи, вопрос о разуме и его роли в общественной деятельности человека и прочее. Вопросы бытия, его структуры и категорий особенно подробно излагаются им в трактатах «Существа вопросов», «Трактат о различиях», «О началах существования акциденции и тел».

Согласно аль-Фараби, бытие состоит из шести ступеней, которые одновременно являются основами всего существующего и связаны друг с другом отношениями причины и следствия. Первая ступень — первопричина (ас-сабаб-ал-аввал), вторая ступень — вторая причина (ас-сабаб-ас-сони), третья ступень — третья причина, деятельный разум (ал акл ал-фаол), четвёртая ступень — четвертая причина, душа (ан нафс), пятая ступень — форма (ас-сурат), шестая ступень — материя (ал-модда).

Всё, что существует, и всё, что нам известно в этом мире, исходит из этих шести основ (начал), причём всё существующее, в том числе и эти начала, по своему характеру, принципам и возможностям разделяются на два вида. К первому принадлежат вещи, из сущности которых не вытекает необходимость их существования. Вещи этого вида называются «возможно сущими» (вужуди мумкин). К другому виду относятся вещи, из сущности которых всегда и необходимо вытекает их существование. Вещи этого вида называются «необходимо сущими» (вужуди вожиб). То есть существующими сами по себе.

Первопричина — это бог. Только ему присуща единственность, тогда как остальным пяти началам — множественность. Второй причиной, образующейся из первой, является бытие небесных тел, которые по своей природе отличаются от тел земных. Третью ступень, или начало, составляет некий абстрактный космический разум, функция которого заключается в заботе о разумном животном и стремлении довести его до степени совершенства. Четвертая, пятая и шестая причины непосредственно связаны с реальными земными предметами, с материальными вещами.

В философской системе аль-Фараби основное внимание уделяется рассмотрению этих трёх последних ступеней бытия. Именно в изложении их раскрываются содержание и сущность естественно-научных и философских идей философа — всё то ценное и положительное, что им было достигнуто.

Одной из наиболее интересных сторон философской системы аль-Фараби является его учение о познании, которому он уделяет внимание в работах: «Философские вопросы и ответы на них», «Сущность мудрости», «Комментарии», «О началах существования форм и акциденций» и другие. В этих трудах освещаются вопросы возникновения человеческого знания, его отношение к реальности, познание объективной действительности, степень познаваемости мира, формы и виды познания. При рассмотрении проблемы познания учёный исходит из естественно-научных достижений своей эпохи и использует свои знания в области медицины, физиологии, математики, астрономии, филологии и других наук. Проблему познания он рассматривает как часть общей задачи выяснения сущности человека.

Проблема познания, с позиции аль-Фараби, вытекает из его общего учения о человеке и связана с рассмотрением его как существа, отдалённого от природы, как субъекта по отношению к природе — объекту. Во взаимоотношениях с окружающей природой человек выступает как познающий субъект, а природа — как объект познания. В вопросе о познаваемости природы философ утверждает, что человек все свои знания получает извне, в процессе познания окружающих его явлений. Для этого он наделён множеством средств и способностей: ощущениями, памятью, представлением и самое главное — разумом.

В «Трактате о взглядах жителей добродетельного города» и «Основах мудрости» Аль-Фараби выдвигает интересные положения о развитии и характерных особенностях душевных сил — «психики» человека. Он пишет, что у человека при его рождении возникает питательная сила, с помощью которой он питается. После этого у него появляется осязательная сила, посредством чего он ощущает тепло, холод и другое. Потом возникает та сила, посредством которой он ощущает запах, после этого появляется сила, посредством которой он ощущает цвет, свет и всё видимое. Вместе с возникновением чувствительных сил возникает у него и та сила, которая влечет его к тому, что он ощущает, или удаляет его от него и благодаря этому у него появляются симпатия или антипатия к ощущаемым вещам. После этого у него появляется другая сила, посредством которой он сохраняет образы ощущаемых им вещей, после того, как эти вещи ушли из поля деятельности чувств. Это есть воображающая сила, и она выполняет функцию комбинирования воспринятых образов. Часть данных комбинаций бывает правдивой, часть — ложной. Эти вообразительные (мыслеформенные) комбинации привлекают его, «человека», к тому, что он воображает. После этого у человека возникает разумная сила, посредством которой он мыслит разумно и абстрактно, отличает прекрасное от безобразного, приобретает знание, искусство, науку и увлекается тем, что он разумеет.

В связи с усилением рационализма в духовной жизни общества проблема разума в философии эпохи средневековья приобретает исключительно важное значение и подвергается всесторонней разработке. Эта проблема освещается в трудах аль-Фараби «Гражданская политика», «Существа вопросов», «О значении разума» («маани ал — акл»). Мыслитель рассматривает проблему разума в двух аспектах: с точки зрения действия разумной силы как естественного свойства каждого человека и с точки зрения общего процесса углубления разумного познания как свойства человека в целом. Определив разумную силу как естественное и неотъемлемое свойство человека, философ разделяет ее теоретическую (назарийя) и практическую (амалийя). При помощи теоретической разумной силы человек овладевает наукой. Практическая же разумная сила такая, при помощи которой человек изучает то, что он сам может совершить и при его власти. Практическая разумная сила в свою очередь делится на профессиональную и мыслительную. При помощи профессиональной силы человек овладевает искусствами и ремёслами, при помощи мыслительной — размышляет и рассуждает о том, что следует и чего не следует делать. Это деление относится к характеристике различных частей разумной силы в том виде, в каком она составляет естество человека. Но в то же время для оценки совершенствования разумного познания, углубления в сущность его аль-Фараби отдельно рассматривает теоретический (или умозрительный) разум, не имеющий формы и являющийся нематериальным.

Рационализм пронизывает все стороны его философской системы ученого. Его учение о познании было направлено на возвеличивание роли науки, развитие научных методов познания. Философия, цель которой является достижение истины, постигается на основе высоких умственных способностей, которые подразумевают и обеспечиваются изучением логики…

Государственная программа «Культурное наследие» оказалась незаменимым инструментом пополнения источниковедческой базы фарабиеведения новыми трактатами аль-Фараби на казахском и русском языках. В ходе научной работы над переводами трактатов с арабского на казахский и русский языки институтом были изданы ранее неизвестные казахстанскому читателю трактаты аль-Фараби: «Книга о малом силлогизме, используемом мутакаллимами», «Аналитика», «Теология», «Книга «Бари’арманийас», или «Об истолковании». В настоящее время идет работа над ранее не переводившимся на казахский и русский языки трактатом аль-Фараби «Доказательство», значительным образом пополняющим наши знания о средневековом корпусе логических трактатов.
Многие труды аль-Фараби были утеряны, наследие его восстанавливалось долгие годы. Сегодня можно заключить, что благодаря усилиям казахстанских исследователей-переводчиков, создана прочная источниковедческая база фарабиеведения, которая служит как новым задачам научного поиска, так и новым образовательным задачам студенчества и обучающейся молодежи страны.

Материал подготовлен на основе статьи исследователя У.О.Макаш (Журнал «Вестник», КарГУ, 2004 г.), других источников Интернет).
Бауржан Батанин.

Пікір қалдырыныз

Your email address will not be published.