Станция скорой медицинской помощи Жамбылской области в условиях карантина работает в напряженном режиме. Помимо специальных инфекционных бригад, выезжающих к COVID-больным, здесь всегда хватало и других вызовов. Количество звонков увеличилось и порой от качественного алгоритма диспетчера зависит жизнь человека.
Кирилл БЕРДЕЦКИЙ
Основными принципами деятельности «неотложки» является полная доступность для граждан, оперативность в работе и своевременность помощи, высокая квалификация ее сотрудников и обеспечение больных беспрепятственной госпитализацией в соответствующие медицинские учреждения.
Здесь работают настоящие специалисты своего дела, одна из них – Наталья Павловна Бендус. Женщина в 2005 году с отличием окончила Жамбылский медицинский колледж и работает в отрасли уже более 15 лет. Сразу же после завершения обучения она решила, что придет в «скорую», и стала работать фельдшером выездной бригады. Сейчас Наталья работает диспетчером, ее большой практический опыт помогает спасти человеческие жизни даже по телефону.
– Всегда приятно, когда к твоему труду относятся с благодарностью и уважением. А иногда обычная человеческая отзывчивость оказывается намного ценнее очередной премии или надбавки к зарплате, – говорит диспетчер областной станции скорой медицинской помощи Наталья Бендус.
Примечательно, что на пульт call-центра 103 из всей области поступает порядка 1 200-1 300 вызовов в день. Обращаются по разным обстоятельствам, но самые опасные и тяжелые – дорожно-транспортные происшествия, разбойные нападения и самоубийства. Умение оказать первую помощь пострадавшему быстро и профессионально дано не каждому. Поэтому в «неотложке» работают настоящие профессионалы своего дела, те, кто умеет выдерживать непомерные физические и психологические нагрузки.
Фельдшер скорой помощи, в отличие от стационарных и поликлинических коллег, должен разбираться абсолютно во всем, то есть во всех областях медицины. Благодаря совершенствованию неотложной помощи с августа прошлого года диспетчерами применяется метод «Удержания звонка». Его суть в том, что диспетчер call-центра отправляет медицинскую бригаду на место и одновременно по телефону до приезда «неотложки» на вызов, дает рекомендации по оказанию первой медицинской помощи человеку, находящемуся рядом с пациентом.
Стоит отметить, что у всех 124 диспетчеров областной станции скорой помощи имеются международные сертификаты «Внедрение системы удержания звонка и контроля качества» от Министерства здравоохранения Республики Казахстан. В суточную смену в областную станцию скорой помощи заступает 20 диспетчеров, из них 12 – по приему вызовов, четыре диспетчера-эвакуатора: они распределяют вызова по подстанциям, два диспетчера контролируют вызовы бригад, один диспетчер передает и контролирует вызовы по четырем категориям срочности в территориальные поликлиники и один – отчетный по беременным и детям до пяти лет.
– Как показывает статистика в 40-50 процентах случаев, когда потребовалось применить «Удержание звонка», были связаны с детьми. Это фибрильные судороги или остановка дыхания после попадания инородного тела в дыхательные пути. Еще 30-35 процентов вызовов приходились на людей с жалобами на боли в сердце, нарушение сердечного ритма или инсульты. А в 10-15 процентах случаев наши диспетчеры помогли женщинам во время домашних родов, когда бригада скорой помощи приезжала по адресу, дети уже появились на свет и их доставляли в роддом, – рассказала главный врач станции скорой медицинской помощи Жамбылской области Венера Балкибекова.
К сожалению, бывают и такие случаи, когда вызывающие «скорую» люди сами теряются и не могут своевременно выполнить рекомендации диспетчера. Однако карета «неотложки» всегда приезжала вовремя и медикам удалось спасти больных.
Так, на пульт call-центра Жамбылской областной станции скорой медицинской помощи поступил звонок в 15:30 часов по адресу: Байзакский район, село Сарыкемер, улица Жакыпбай батыра, 17. Пациент: ребенок, два года, повод вызова – инородное тело дыхательных путей. Ребенок не дышит, посинел. Со слов папы, ребенок не дышит, подавился конфеткой. Этот вызов приняла Наталья Бендус. Она незамедлительно отправила бригаду по первой категории срочности, о чем сообщила отцу ребенка. Как выяснилось, все произошло примерно в 15:27 часов. Ребенок ел конфету и вдруг подавился. Когда он начал задыхаться и посинел, отец в панике позвонил в скорую помощь. Наталья применила метод «Удержания звонка» и стала подсказывать, как люди рядом могут помочь пострадавшему. Несмотря на волнение, отец смог провести реанимационные меры. Диспетчер указала положить ребенка животом на колено под наклоном вниз и произвести пять ударов между лопатками. Через полминуты отец сообщил в трубку, что улучшений нет. Тогда Наталья сказала положить ребенка на твердую поверхность, положить одну руку посередине грудной клетки (межсосковую область) и надавить на глубину двух сантиметров пять раз! Улучшений опять не было. Далее диспетчер командовала повторить скользящими движениями снизу вверх между лопатками, после чего ребенок стал незначительно дышать, после повторения пяти ударов по межлопаточной области, ребенок заплакал. По рекомендации, родитель уложил ребенка на бок, к этому времени по адресу уже приехали специалисты «скорой». Благодаря подсказкам диспетчера отец смог помочь ребенку, который дышал самостоятельно. Примечательно, что базовой реанимации и расширенной сердечно-легочной реанимации в Жамбылской областной станции скорой медицинской помощи обучаются все сотрудники.
Еще один подобный вызов приняла Толганай Болатбеккызы Нуратаева. Она в 1998 году окончила Жамбылский медицинский колледж. И вот уже более 20 лет она работает фельдшером, спасая жизни. Свой трудовой путь начала с должности медицинской сестры в детском отделении Жамбылского областного перинатального центра. На станции скорой медицинской помощи работает фельдшером выездной бригады с 2004 года. Ее отличительным качеством является умение принимать решения в условиях дефицита времени, оперативно и гибко реагировать на изменяющиеся обстоятельства. Происходят и вовсе необычные случаи. Так, 21 мая 2020 года на пульте 103 в 01:04 часов раздался звонок. Звонили из Кордайского района, села Карасу. Звонила взволнованная женщина, которая сообщила, что ее супруг находится без сознания. И добавила, что мужчина повесился и не дышит. Все произошло примерно в час ночи. Со слов жены, ее супруг был в состоянии алкогольного опьянения, вышел из дома покурить, так и не вернулся, после чего через некоторое время она вышла его искать и обнаружила мужа, повесившегося в сарае. Толганай приняла вызов и отправила по адресу бригаду по первой категории срочности. Диспетчер попросила женщину успокоиться и переключить телефон на громкую связь, чтобы выполнять все ее советы по оказанию первой помощи. Затем она указала, что пострадавшего необходимо снять с петли и положить на твердую поверхность и начать по команде сердечно-легочную реанимацию. Через девять минут от начала рекомендаций женщина сообщила, что появилось дыхание, кожные покровы порозовели, но мужчина находился без сознания. К моменту прибытия бригады 103, благодаря четким указаниям Толганай Болатбеккызы, родственникам удалось восстановить дыхание и пульс несчастного. Пациент был передан бригаде «неотложки», которая продолжала оказание медпомощи и госпитализировала пациента в стационар. Жизнь суицидника была спасена, родственники пациента выразили огромную благодарность работникам областной станции за помощь и оперативное реагирование.
Подобных историй с хорошим концом достаточно много. Врачи и фельдшера областной станции ежесуточно не покладая рук, не щадя себя, всегда готовы прийти на помощь людям, даже в свой профессиональный праздник – День медицинского работника, который ежегодно отмечается каждое третье воскресенье июня в Казахстане с 1998 года.
Но традиция сохранилась еще с советских времен – праздник был установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР №3018–Х от 1 октября 1980 года. Традиция славная, как и сама по себе советская школа медицины, совершившая огромное число открытий, добившаяся выдающихся результатов, взрастившая великих медиков, ученых, достижения которой признаны во всем мире. Именно советская медицинская школа стала базой для развития медицины во всех бывших союзных республиках, ставших независимыми государствами, в том числе и в Республике Казахстан.
Пожалуй, нет на свете профессии, значение которой в жизни человека играет большую роль, чем профессия врача, медсестры, а также всего медицинского персонала. Именно медицинские работники помогают выявить по симптомам и в ходе обследования заболевание, определить его характер, выстроить схему и методы лечения, а также провести это лечение.
Высокий профессионализм медицинского персонала, оснащение учреждений здравоохранения современным оборудованием – признаки успешного развития медицины и качества медицинских услуг в стране. А вот качество медицины – это уже один из важнейших показателей и залог успешного развития современного государства, где ценность человеческой жизни не является пустым звуком.
Накануне празднования Дня медицинского работника, в столице Казахстана проходят торжественные мероприятия, брифинги, семинары и концерты. Проходит вручение премий за достижения в работе в различных номинациях: «Лучший врач», «Лучший сельский врач», «Лучший преподаватель медицинского вуза» и другие.