Зима 1969 года была не обычной зимой, а незабываемым событием, потрясшим страну. Старики говорили, что такой зимы никогда не было. Мороз стоял каждый день ниже 30-40 градусов. Домашний скот был заперт в сараях, машины, кроме тракторов, не могли двигаться. Постоянно дули сильные ветра, снегом засыпало все. Эта ситуация длилась месяцами. Скот начал голодать. Живые овцы ели шерсть друг у друга. Партия и правительство не знало, что предпринять. И тогда руководство страны приказало устроить массовый забой скота. Но люди не были к этому готовы. Забитых животных никуда не принимают. Вскоре начали искать виноватых.
Затем пригрело солнце и под ногами начал таять снег. Все вокруг было затоплено талой водой. Ситуация была критической, кое-где в совхозах рушились дома и людей даже пришлось эвакуировать. Руководители республики и области перестали спрашивать о скоте, а стали интересоваться в безопасности людей. Так, 10 марта в 19:00 часов позвонил из Алматы первый секретарь компартии Казахстана Д.А.Кунаев. Собрав весь актив, Т.Тайбеков взял трубку и выслушал инструкции. Также позвонил руководитель области, который интересовался, о чем спрашивал Димекен…
Ночью из трубки раздался голос Кунаева: «Талип, ваши люди в безопасности? Я заметил, что вы встревожены и растеряны. Держитесь и приходите в себя. Правда, народу не нравится призыв первого главы республики во время массового забоя скота. Это может нарушить ситуацию. Но на этот раз я не буду просить тебя о работе. У меня есть информация о гибели скота. Природа – слепая, сверхъестественная сила, которая делает то, что хочет. Будем надеяться, что катастрофа, постигшая страну, будет преодолена. В безопасности ли Арыстанбаб? Не под водой ли он?», — спросил Димекен.
«Арыстанбаб цел, вода от растаявшего снега стекает в коллектор», — сказал Тайбеков.
«Если мавзолей не будет сохранен, если стены рухнут, то нас будут преследовать духи. Так что следите. Сегодня вечером прибудут саперы из Туркестанского военного округа и остановятся на станции Тимур. Разрушайте лед на реках и озерах. Позвоните мне, если вам нужна моя помощь».
– А теперь слушай меня, — через некоторое время сказал Димекен, в Казахстане много святых. Однако известно, что старший из них – Арыстанбаб. Это не просто казахская легенда. Эту аналогию можно услышать во многих мусульманских странах Средней Азии. Когда-то при строительстве мавзолея Ходжи Ахмеда Яссауи стена дважды обрушилась. В первую очередь он мечтал, чтобы в Арсытанбабе был построен мавзолей. По предложению Пророка Мухаммеда, именно Арыстанбаб передал послание Пророка Мухаммеда 9-летнему мальчику из далекой Аравии, выходившему из медресе на улицах Туркестана.
Арыстанбаб берет с собой Фараби и Коркыта и изучает погоду и небесные тела. Во время этого путешествия Ной доставил в Отрар обломки ковчега. Есть письменные записи о том, что он передал их своему ученику Ходже Ахмеду, сказав ему сохранить их перед смертью. Будучи народным геологом, наш предок умел собирать камни из пещер и оврагов на солнечной глади Каратау и извлекать из них редкие драгоценные металлы, такие как золото, серебро, свинец, железо. Он регулярно собирал травы в горах и использовал их для изготовления лекарств. Об Арыстанбабе сложено много легенд. Одни говорят, что он был потомком древнего Хакима Лукпана Тауиба, а другие говорят, что он родился и жил намного раньше Пророка Мухаммеда. В любом случае Арыстанбаб – загадочная душа. Поскольку место его рождения и годы неизвестны, нет точных сведений о его родителях, где он вырос, его образовании и приезде в Отрар и Туркестан. Весь мусульманский мир признает, что есть по крайней мере одно великое чудо. Здесь Димекен спросил: «Ты слушаешь?». «Да, слушаю, Димеке», — сказал Тайбеков. «Тогда ты слушай. Мой отец не религиозный человек. Он не проповедовал религию. Но очень уважительно к ней относился. Он поражался, когда читал рассказы о жизни пророков прошлого». Есть страны, которые поклоняются духам предков, носят их на голове и зарабатывают на них. А одна из наших мусульманских стран, Саудовская Аравия, чтит место рождения и смерти человека и превращает это в источник дохода. Кто может гарантировать, что Арыстанбаб рано или поздно не станет таким священным местом? Почтим его дух, брат! Не зря говорят, что умершие дают жизнь живым. Прошлой зимой я побывал в Крыму. Во время одного из разговоров с членами религиозной общины Тегерана один из них встал и сказал: «Могу ли я поинтересоваться? Скажите, кто Ваш Господь, какова Ваша религия, кто Ваш Пророк, какова твоя кибла, чьи вы потомки, кто ваша нация?» Я ответил: «Аллах, Ислам, Мухаммед, Кааба, Муаззам, Адаш Ата, Ибрагим». Они говорили друг другу на своем языке: «Истинный мусульманин, истинный мусульманин».
– Мы слышали, что в вашей стране есть великий дух пророка Мухаммеда, который был сподвижником и мудрецом. Это правда?
– Да, это правда. Арыстанбаб живет в нашей стране. Все в зале встали, пробормотали, погладили лица и вернулись на свои места.
– В связи с этим у меня к вам еще один вопрос, — сказал другой мужчина, слегка склонив голову. – Он живет в центре вашей страны? Некоторые люди качали головами, когда я говорил, что он не в центре страны. Ты отдашь нам его кости. Мы отвезем их в нашу страну и превратим во всеобщее достояние.
Всех людей прошлого хоронили именно там, где они умерли. Когда мы запросили тело одного из наших великих ученых аль-Фараби, погребенного на центральном кладбище города Шам, сирийские власти отказали нам. Абу Бакр Сыдык слышал от самого пророка Мухаммеда, что здесь хоронили пророков и всемирно известных людей. Это должно стать для нас уроком, — сказал Динмухаммед Ахметович Кунаев.
Хотя Арыстанбаб пришел в этот край, со дня рождения Ходжи Ахмеда Яссауи прошло более тысячи лет. В то время Отрар был зеленым городом с населением в сотни тысяч человек, расположенным на Великом Шелковом пути между Западом и Востоком, с богатой культурой и хозяйством, орошаемыми полями и пышным садом. Здесь прошла жизнь Арыстанбаба. После падения Отрара развитие получил город Туркестан. Арыстанбаб также является учителем Ходжи Ахмеда Яссауи, аль-Фараби и Коркыта. Он был геологом, металлургом, путешественником, старцем, сотворившим бессчетное количество чудесных дел.
– Чем чаще я ездил на юг, тем старше и счастливее становился. Я просил прощения за любые поступки. Я чувствовал духовное облегчение и зрелость. Когда я услышал о благополучии духа предка, я молился все больше и больше. Тебе эта история нужна больше, чем мне, Талип, береги себя, — сказал Димекен и положил трубку. Впоследствии Тайбеков говорил, что он тогда значительно расширил свой кругозор.
Иногда времена меняются в мгновение ока. В то же время меняется отношение к истории. Д.А.Кунаев сказал, что если мы выживем, как и в других странах, то сможем почтить дух предка.
Казахи верят, что за Арыстанбабом стоит весь мусульманский мир. Приходят к гробнице святого, кланяются, молятся. Значит, он не умер. Уважение к нему больше, чем к живым. Его дух расправляет крылья перед живыми. Его имя не исчезнет, но со временем он будет сиять, как звезда, которая никогда не умирает.
Макен Уактеги,
член Союза журналистов Казахстана, Почетный
гражданин Шуского района