За проезд передаем!

В любом населенном пункте, будь то крупный город или районный центр, не обойтись без автобусных перевозок. Автобусы развозят людей по различным направлениям – на работу, в учебные заведения, в больницы, на рынки, в магазины и так далее, подчиняясь конкретному графику и следуя заданному маршруту.

Кирилл БЕРДЕЦКИЙ, фото Сакена АБЖАПАРОВА

Если говорить об истории развития пассажирских перевозок в мире, можно отметить, что они появились, очевидно, с изобретением колеса, а, возможно, и еще раньше. Знатные люди греческой, римской, китайской и других цивилизаций передвигались исключительно на изящно украшенных носилках. Ходить по земле было уделом низших сословий. Причем носилки широко использовались и после изобретения колеса.

Распространенные в то время деревянные колеса не располагали к удобному путешествию. Также не зазорным было перемещаться по воде, что, например, было широко развито в Египте. Уже в то время коммерческая деятельность, связанная с услугами по переправе через Нил, была широко развита. По мере облегчения колеса и изобретения рессорных амортизаторов стали широко применяться кареты и дилижансы. С их помощью осуществлялись перевозки пассажиров на регулярной основе на достаточно большие расстояния.

В XIX веке с изобретением парового двигателя, затем двигателя внутреннего сгорания и автомобиля, началась эра автомобильных пассажирских перевозок. Такие кареты с двигателем развивали скорость около 10-12 километров в час. Большое значение для дальнейшего развития автомобильного транспорта имело изобретение пневматических шин в 1880 году. И если считается, что первый автомобиль в мире был изобретен в 1886году, то уже в 1902 году в соседней России был построен первый автобус на восемь мест. Далее автомобильные перевозки пассажиров развивались все более высокими темпами. И уже в 1907 году в Москве появился первый таксомотор. В дальнейшем эта отрасль стала развиваться, и первые автобусы пришли в нашу страну.

Пассажирам общественного транспорта не понять, насколько сложна, тяжела, ответственна работа водителя автобуса. Но если денек посидеть в кабине общественного транспорта, то все встанет на свои места. Итак, все тяготы работы водителей и кассиров в нашей сегодняшней рубрике «Журналист меняет профессию».

На сегодняшний день существует три основных вида автобусных рейсов: они бывают внутригородскими, междугородними и международными. Первый автобусный парк города Тараза (Джамбульская автобаза № 1) существует с 1950 года. Это предприятие обслуживает внутригородские пассажирские перевозки. Ежедневно на линию выходят 75 единиц автотранспорта. Сейчас здесь работает более 100 человек.

– Сейчас в нашем парке 90 процентов новых машин. Самый старый автобус 2016 года. Мы регулярно пополняем парк новыми автобусами. Хотелось бы это делать чаще, но стоимость проезда в Таразе не позволяет нам этого сделать. На данный момент литр солярки стоит почти в три раза дороже, чем пассажир платит за один проезд. Мы, практически, работаем в убыток. Надеемся, что в этом году нам удастся договориться с акиматом, и возможно, поднимем стоимость проезда. Это благоприятно скажется на качестве перевозок, – говорит заместитель директора ТОО «Таразский автобусный парк № 1» Кайрат Дауренбеков.

Все автобусы оснащены GPS-трекерами с 1 апреля 2015 года. Они интегрированы с системой, и отследить их можно прямо на сайте www.taraz-bus.kz. Однако, по словам руководителей предприятия, это и является проблемой.

– Город у нас небольшой. Существует конкуренция среди автопарков. За каждого пассажира нам буквально приходится бороться, однако некоторые стали злоупотреблять этой новой системой. Водители автобусов наблюдают за конкурентами и могут специально подольше стоять на остановках и собирать пассажиров, если едут впереди. По ходу движения маршрута они могут, как говорят в водительской среде, «резинить» время. В итоге, идущему следом автобусу пассажиров почти не остается, и круг может пройти почти пустым, – отмечает заместитель руководителя автопарка № 1 Кайрат Дауренбеков.

Утро здесь начинается ночью, как бы странно это ни звучало. Парк работает с пяти часов утра и до 22 часов вечера. В то время, когда большая часть нашего города еще мирно спит, водители автобусов стоят в очереди в диспетчерской, чтобы получить путевой лист, проходят обязательный медицинский осмотр, осматривают машины и получают допуск выезда на линию от механика.

Хочется отметить, что работа водителя автобуса очень сложная. Она требует такие важные качества, как коммуникабельность, стрессоустойчивость, физическая выносливость, хорошее физическое и психическое здоровье, высокая концентрация внимания и хорошая реакция. Сейчас эта профессия не такая популярная как раньше. Понимаю всю ответственность, мало кто идет работать в сферу перевозок. Руководство парка постоянно ищет новых сотрудников, но сделать это отнюдь нелегко.

– На сегодняшний день у нас стоит пять абсолютно новых машин, но нет водителей. Мы постоянно размещаем объявления, направляем вакансии на биржу труда. Но на такую зарплату мало кто идет, а платить больше мы не в состоянии. Водители едут в другие города, в основном в Алматы или Нур-Султан, кто-то едет на вахту в Атырау или Актау, ну а кто-то вовсе уезжает за границу, – поделился с нами Кайрат Дауренбеков.

Заметим, что есть те, кто работает здесь еще со времен СССР. Мы пообщались с одним из таких.

– Я работаю водителем с 1981 года. Тогда мы работали в две смены, была достойная зарплата. На линию нас выпускали два дня, потом два дня были обязательно выходными. Сейчас же мы работаем по 5-6 дней. Некоторые, чтобы заработать, и вовсе без выходных ездят. Сам всегда беру выходной, это тяжелая работа, да и возраст у меня уже не тот: 60 лет как никак. Скоро выхожу на пенсию. За все время я не совершил ни одного дорожно-транспортного происшествия. Стараюсь ездить аккуратно, хотя с каждым годом это все сложнее. Постоянная гонка за пассажиров, нервное напряжение – это выматывает, – рассказывает водитель Берикбай Омаров.

Для того чтобы не отвлекаться за рулем на расчет пассажиров, водители каждое утро традиционно ищут себе кондукторов. В штат предприятия они не входят, оплачивают их услуги сами водители со своей зарплаты. Зачастую кассирами становятся родственники, потому что нужно доверять тому человеку, кто считает деньги. Кто-то работает с женами, а кто-то с детьми. Когда в салоне есть кондуктор, практически весь негатив от людей он принимает на себя. Поэтому и на эту работу, как говорится, очередь не стоит.

Пройдя все необходимые процедуры, автобус выезжает на линию. Первые сонные пассажиры садятся в салон. Им повезло – места еще есть! Народ в общественном транспорте ездит разный: студенты, спешащие на лекции, служащие, опаздывающие на работу, пенсионеры и так далее. У каждого свои заботы, настроение и, конечно, претензии. Многие грубят, портят автобус, ведут себя вызывающе, а водителю и кассиру нужно быть учтивыми и приветливыми, иначе они рискуют получить штрафы и жалобы, как это модно в наше время, во всех социальных сетях. Работники парка отмечают, что в конфликт вступает в основном молодежь, в то время как более взрослые пассажиры заступаются за водителей. Немало с утра и так называемых «зайцев». Некоторые молодые люди специально рассчитываются крупными купюрами номиналом 5-10-20 тысяч тенге, зная, что сдачи в столь раннее время не будет. Бывает такое, что кому-то одному из пассажиров не смогли найти сдачи, другие начинают пользоваться его примером, и, несмотря на наличие мелочи, тоже дают крупные купюры.

– Что с ними сделаешь?! Выходят и идут по своим делам, даже «извините» не скажут. Они не задумываются, что этими деньгами мы кормим свои семьи, наш парк покупает новые автобусы. Есть, конечно, и те, кто просит довести бесплатно. Мы, конечно, везем, куда нам деваться, всякое в жизни бывает. Но такие люди всегда поблагодарят и даже отдадут какую-то часть копеек за проезд, – сетует водитель Берикбай Омаров.

По ходу движения случается очень многое. Ни для кого не секрет, что водителей автобусов недолюбливают другие участники движения. Легковушки то и дело подрезают и не дают выехать с остановки. Конечно, и водители автобусов иногда нарушают правила. Но нужно понимать, что они управляют большой «махиной», которая должна придерживаться графика, несмотря на пробки и прочие обстоятельства. В автопарке тех, кто нарушает, тоже наказывают. Водители самостоятельно оплачивают штрафы и отстраняются от работы на некоторое время. В течение дня может произойти все, что угодно. Кого-то из пассажиров может укачать, и весь свой завтрак или обед он может оставить в салоне. Все это нужно срочно убирать, чтобы не доставлять дискомфорта другим пассажирам.

Настает обеденное время. По графику у водителя и кондуктора есть около 40 минут на то, чтобы поесть. В небольшой столовой обычно очень тесно. Здесь все питаются за свой счет, благо, цены не заоблачные. Во время обеда коллеги делятся тем, что случилось в первой половине дня, делятся своими мыслями и обсуждают мировые политические процессы. В этот же небольшой промежуток водитель и кассир успевают сделать легкую уборку салона и опять отправляются в путь.

Еще одной проблемой является большое количество карманников в автобусах. Несмотря на все предупреждения, на листовки, которые вешают в салоне, краж не удается избежать. Конечно, это ответственность правоохранительных органов. Водитель отвечает лишь за то, чтобы довести пассажира в целости от точки А до точки Б. Только такие происшествия тоже вносят свои коррективы. Иногда приходится ждать полицию, график сбивается. Это вызывает недовольство других пассажиров. Жалко и тех людей, которые остались без своего имущества. Бывали случаи, когда водители и кассиры сами ловили таких преступников и предавали их в руки полицейских. Однако законодательство, которое сейчас действует, способствует тому, что они вскоре снова появляются в салонах автобусов и грабят пассажиров.

Отдельно можно остановиться на перевозке пассажиров с ограниченными возможностями. Специальные автобусы, которые для этого предусмотрены, стоят очень дорого, и у автопарка попросту нет средств для их приобретения. Поэтому люди в колясках в общественном транспорте не передвигаются.

Comments (0)
Add Comment