Несмотря на то, что ситуация в стране с коронавирусом стабилизировалась, расслабляться не стоит. Но не только об этом говорили на очередном партийном заседании в Жамбылском областном филиале партии «Nur Otan».
Кирилл БЕРДЕЦКИЙ, фото автора
В прошедший пик эпидемии мы потеряли много наших сограждан, в некоторых семьях простились сразу с двумя-тремя близкими. Как долго мир будет жить с этим вирусом, никому неизвестно. Все мы знаем, что ситуация в один момент вышла из-под контроля. Изначально специалисты заявляли, что готовы ко всему. Однако на деле вышло иначе. Врачи долгое время не могли подобрать правильную тактику лечения. В стационарах же не хватало койко-мест, а у самих медиков была ощутимая нехватка средств защиты и многое другое. Жители не могли найти в аптеках нужные препараты. Чтобы предотвратить подобный ход событий и подготовиться ко второй (осенней) вспышке, было проведено совместное заседание комиссии партийного контроля Жамбылского областного филиала партии «Nur Otan» и региональной комиссии по реализации Предвыборной программы партии в направлении «Здравоохранения».
Первым перед собравшимися членами партии выступил исполняющий обязанности руководителя управления здравоохранения акимата Жамбылской области Хамит Мырзакасымов. Он доложил о состоянии дел по выплате дополнительных надбавок медицинским сотрудникам в регионе, работавшим в период ЧП и карантина. Выслушав доклад, члены комиссии отметили, что на самом деле ситуация была не такой радужной, как в отчетах ведомства. На момент вспышки заболеваемости было много недостатков и нарушений. Балабек Нарбаев, первый заместитель председателя Жамбылского областного филиала партии «Nur Otan», прежде всего спросил, почему работники прачечных провизорных стационаров не получают надбавок наряду с медицинскими сотрудниками, которые работают в «грязных» зонах больниц.
– Каждый день получаем различные жалобы от врачей и их родственников, которые борются с этой инфекцией. Кроме того, во время вспышки работники прачечных также, как и врачи, вступились в бой с вирусом. Руководители, обращаете ли вы внимание на работу этих людей? Вы когда-нибудь писали письмо в какое-либо учреждение по этому поводу? Есть ли вообще список этих специалистов? – спросил Балабек Нарбаев.
В свою очередь Хамит Мырзакасымов сообщил, что эти специалисты не находятся в прямом контакте с пациентами. В отделениях работают только врачи и медсестры, а в списках, которым положены надбавки, работников прачечных нет.
– Все стационары были разделены на две зоны. Одна – чистая, другая – грязная. На выходе из грязной в чистую зону установлен специальный фильтр. В нем находится жидкость, которая все очищает от вирусов. Вся грязная одежда и другие предметы очищаются от инфекции и отправляются в прачечную. Поэтому работники прачечной – это не то же самое, что врачи, борющиеся с эпидемией. Этот вопрос уже был рассмотрен в Министерстве, – ответил Хамит Саттаркулович.
Кроме того, и.о. руководителя здравоохранения области представил статистику инфицированных медицинских работников региона. На сегодняшний день всего инфицировано 324 медработника. Среди них врачей – 93. Количество медицинских работников среднего звена – 150, количество младших медицинских работников – 34. Количество специалистов, работающих в административно-технических отделах, составляет 51 человек.
Конечно, невозможно не замечать тяжелую работу медиков. Днем и ночью они помогают инфицированным пациентам встать на ноги. Однако не только представители местной власти, но и простые горожане заметили, что здравоохранение не выдержит такой нагрузки. Люди потеряли доверие и начали лечиться на дому. Пациенты с симптомами вируса не могли вызвать скорую помощь и даже не знали, как пройти тест на коронавирус и где сделать компьютерную томографию легких. Неправильно предоставлялась необходимая информация для населения. Сколько же человек умерло от осложнений болезни?!
В настоящее время и Всемирная организация здравоохранения, и Министерство здравоохранения РК предупреждают о второй волне эпидемии. В области проживает более миллиона человек. Члены комиссии поинтересовались о готовности поликлиник региона и сделали ряд критических замечаний.
– Почему население не тестируется на коронавирус? Есть разные категории вызовов скорой помощи. Мы выяснили это при мониторинге, беседовали с пациентом, который четыре дня не мог вызвать скорую помощь или врача. Кому доверять в этой ситуации? Это показывает, что нет системной работы, нет алгоритма. У вас есть план действий на случай сложной ситуации? – спросил Балабек Жанбекович.
В ответ на этот вопрос и.о. руководителя облздрава сообщил, что не исключает проблем. В то же время заметил, что стационары сейчас полностью готовы к приему. Помимо этого в Таразе начал свою работу центр реабилитации пациентов, выздоравливающих после инфицирования. Медицинские организации пополнились аппаратами ИВЛ и концентраторами кислорода. Предусмотрено выделение необходимых средств на закупку недостающего медоборудования. Жители могут пройти тест на COVID-19 в лабораториях «Olympus» и «Invivo». По мнению эксперта, мы легко сможем преодолеть вторую волну эпидемии, если сами люди будут соблюдать предписанные правила. То есть будут соблюдать социальную дистанцию, носить маски и выполнять все требования санитарных врачей. Получив ответы на свои вопросы, заместитель председателя филиала партии «Nur Otan» Балабек Нарбаев предоставил слово депутату городского маслихата, директору-главному редактору общественно-политической газеты «Jambyl-Taraz» Эльмире Мырза-Гали. В своем выступлении она поблагодарила медицинских работников, переживших тяжелый период, и затронула ряд других вопросов.
– В начале этой пандемии все твердили, что у нас все в порядке. Однако в пик заболеваемости мы наблюдали иную картину. Сколько людей потеряло своих близких из-за врачебной некомпетентности? В период чрезвычайного положения УЗО находило способы для госзакупа из одного источника необходимых медицинских средств. А что касается надбавок, сразу же ссылаетесь на действующее законодательство и не желаете рассматривать иные возможности. В этом вопросе можно было бы тщательней проработать все аспекты. Например, когда был принят Закон «О статусе педагога», в школах увеличилась зарплата учителей, а зарплата школьных лаборантов и библиотекарей осталась прежней. В этот момент профсоюзы в сфере образования смогли поднять проблему и начали действовать. У вас есть свой профсоюз. Почему они не поднимают эти вопросы? Почему вы не можете создать равные условия для всех своих сотрудников? – спросила Эльмира Иниятовна.
Хамит Мырзакасымов не смог дать полноценный ответ на вопросы депутата, ссылаясь на приказы министерства.
Затем слово было предоставлено директору похоронного бюро, члену городского общественного совета и Почетному гражданину города Тараза Кадырхану Абдуллаеву. Он сказал, что хотя министр здравоохранения и приравнял заболевание COVID-19 к пневмонии, но на деле провизорные стационары при выдаче справок умершим пишут обратное, что мешает работе.
– Родственники усопших отказываются использовать средства защиты во время похорон, заявляя, что их родственник «умер от пневмонии, а не от коронавируса». В результате мои работники из-за страха заразиться начали увольняться. Я написал письмо в управление здравоохранения, но пока ответа нет, – сказал Кадырхан Абдуллаев.
Хамит Мырзакасымов уточнил, что болезнь пневмония приравнивается к коронавирусу. Он также сказал, что похоронное бюро злоупотребило средствами, выделенными управлением здравоохранения Жамбылской области.
В свою очередь, Кадырхан Абдуллаев заявил: «Я говорю перед членами этой комиссии, что за похоронами должны следить сотрудники санитарно-эпидемиологической станции. Но они вообще не приходят и не участвуют в процессе захоронений. Я настоятельно призываю Вас представить четкие доказательства, прежде чем голословно обвинять меня. Здесь Вы официально заявляете, что управляемое мной учреждение получает средства от вас. Но мы ни от кого денег не получаем. Если человек скончался от коронавируса, то родственники сами предоставляют четыре комплекта спецодежды. Хороним, используя антисептик и два литра спирта, а после сжигаем всю спецодежду на их же глазах. Мы можем предоставить вам все данные. Я даже могу сказать вам, сколько человек мы похоронили с КВИ, и сколько умерло от пневмонии».
В ходе заседания выявились и другие спорные моменты. Так, по данным управления здравоохранения области, в регионе от COVID-19 скончалось 53 человека. Но директор похоронного бюро Кадырхан Абдуллаев после рассказал журналистам, что количество похороненных от коронавирусной инфекции в Таразе составило 134 человека. Разница между данными, предоставленными двумя учреждениями, очевидна.
Кстати, на повестке партконтроля обсудили и недавний инцидент связанный с мониторингом цен на лекарства, где журналисты и общественники подверглись нападению со стороны охранника в одной из аптек областного центра. Заместитель начальника управления контроля качества и безопасности товаров и услуг Жамбылской области Мадина Шиналиева в связи с этим сделала неуместный комментарий по работе мобильной группы, обозвав партийных активистов «бездельниками». Узнав о некорректном поведении госслужащего, было предложено рассмотреть этот вопрос на областном совете по этике заместителю начальника управления Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Республики Казахстан по Жамбылской области Нурлану Еркебаеву.
В ходе мероприятия был поднят и ряд других вопросов, а также принята специальная резолюция, в которой обсуждались важнейшие действия сектора здравоохранения. Постановление содержит рекомендации по подготовке ко второй волне эпидемии, предотвращению дефицита лекарственных средств, контролю за выплатой пособий и компенсаций медицинским работникам. Контроль за исполнением постановления возложен на членов комиссии партийного контроля и региональной комиссии по реализации Предвыборной программы партии в направлении «Здравоохранения».