Достойный сын своего народа

Известный ученый-историк, знаток летописи Бауржана Момышулы, Мекемтас Мырзахметулы всесторонне доказывает, что за всю историю существования народы, населявшие территорию Казахстана и их прямые потомки-казахи никогда не теряли благородные традиции верховой езды. А в сказаниях всегда славили в первую очередь народного батыра-наездника, предводителя в общественных делах.

Еще в древнетюркские времена великий степной лидер Тоныкок запечатлел мужество батыров письмом на камне. А восточный ученый Жусип Баласагун в своих исторических трудах «Құтадғу білік» уже в пропагандистском ключе превозносил отвагу степных лидеров в назидание потомкам. Вообще во всех исторических записях запечатлены и прославляются в веках имена лишь тех народных предводителей, которые использовали свой талант и могущество не ради личных завоеваний, а во имя своего народа, его свободы и благополучия. В XX веке многими поколениями не только в родных краях, но и далеко за пределами прославлено имя талантливого и мужественного полководца Бауржана Момышулы. Истинными батырами Великой степи считались храбрецы полей сражений, которые обладали справедливым нравом и ораторским искусством отстаивать свое мнение на пользу обществу. Именно такими качествами в полной мере обладал Бауржан Момышулы. Своей жизнью он показал пример истинного служения народу, снискав авторитет и как мужественный военачальник-командир, и как отважный воин, и как мудрый наставник нравственности и морального духа последующим поколениям.
В статье «Семь граней Великой степи» Лидер нации выделяет искусство наездничества, распространенное с древнейших времен в наших широтах. По сведениям историков, наши предки оседлали лошадь семь тысяч лет назад. В казахском устном творчестве, особенно в произведениях о подвигах батыров, неизменно упоминается в самых возвышенных оценках и крылатых выражениях ближайший соратник джигита – конь. Будто следуя заветам, самим провидением в годы Великой Отечественной войны батыру современности – Бауржану Момышулы судьба на полях сражений посылает коня, который становится надежным соратником на военных непролазных тропах. Об этом он с особой теплотой делился в своих письменных воспоминаниях, подчеркивая, что такие великие полководцы, как Суворов при переходе через Альпы, Кутузов в войне с французами, Чапаев в сражениях с Колчаком, в немалой степени смогли оперативно решать военные задачи и достигать успеха именно благодаря преданным породистым лошадям. В беседах с товарищами во время войны Бауке уверял, что выносливый конь способен донести седока с боями до Берлина.

В письмах с фронта на Родину Бауржан Момышулы писал назидательные письма в адрес молодежи. В воспоминаниях он писал, что никогда не забывал вести познавательные, воспитательные беседы, всячески поддерживал, поднимал боевой дух подчиненных бойцов, когда командовал полком, а после дивизией. В литературном наследии Бауке придается высокое значение национальным традициям, именно поэтому его вклад в казахскую культуру имеет особенную ценность, и не в последнюю очередь в качестве героического примера и патриотического назидания новым поколениям. У него было собственное объяснение значения слова «патриотизм». Это, по его словам, любовь к Родине; осознание, что благополучие в личной жизни человека имеет прямую связь с безопасностью общества, государства. Личная сопричастность-привязанность человека к жизни государства, понимание, что развитие государства подразумевает улучшение условий для конкретного человека, если коротко, патриотизм — это тесное взаимопроникновение и взаимосвязь гражданина со своим государством, народом, его настоящим и будущим, поскольку каждый из нас является его частицей, созидательной основой, как носители языка, культуры, правообладатели национальной территории и ее природных богатств.

Все это остается важной повесткой и сегодняшнего, и завтрашнего дня, поскольку являет собой важный элемент постоянного образовательного процесса. Именно такую задачу, новые грани обогащения национальной культуры, как предмета гордости для подрастающих поколений, и укрепления на этой основе самосознания обозначает Лидер нации в своей статье «Семь граней Великой степи». И этот посыл перекликается с творческим жизненным наследием Национального героя Бауржана Момышулы, посвященном народу страны.

В основу национального воспитания Момышулы всегда ставил народные традиции, культуру и литературу. Став естественным в свое время продолжателем дела и заветов своих великих учителей и творческих наставников Абая, Шакарима, Магжана, Жусипбека, Ахмета, Бауке своим авторитетным литературным вкладом усилил роль воспитания национального самосознания в формировании мировоззрения и патриотических чувств, любви к Родине у казахской молодежи. И это наряду с богатейшим культурным багажом современников явилось неотъемлемой частью национального просвещения. Таким образом, с каждым шагом на пути Независимости Казахстан обретает и возрождает новые «грани» национального интеллектуального достояния, чтобы множить мотивацию к развитию и основание для процветания родной земли и народа.

Алия ТУЙМЕБЕКОВА, старший преподаватель ТарГУ М.Х.Дулати, кафедра «Филология и журналистика».

Comments (0)
Add Comment