Городская общественно-политическая газета

Транзитный потенциал

0 491

В современных глобальных условиях логистика играет ключевую, а в некоторых случаях определяющую роль в экономическом развитии страны. Наше государство, находясь в центре Евразийского материка и обладая широкой транспортно-коммуникационной сетью, имеет достаточный потенциал быть значимым звеном трансконтинентального моста Европа-Азия. Однако эксперты считают, что на сегодняшний день существующие объемы транзита очень низки в сравнении с казахстанским транзитным потенциалом. Так ли это?

Кирилл БЕРДЕЦКИЙ

Девяносто процентов товаров в мире перевозится по воде. Причина понятна – невысокая стоимость. Перед нашей страной стоит задача конкурировать с этим видом перевозок. Например, судно из Японии прибывает в Европу в среднем за 22-24 дня, а сегодня по железной дороге Китай-Казахстан-Европа грузоперевозки осуществляются за 11-13 дней. В этом плане Евразийский транспортный коридор является наиболее эффективным по времени и скорости. Это незаменимый маршрут для транспортировки компьютерной техники, устройств, косметики и других товаров, и китайские технологические компании успешно пользуются этим.

Одним из основных направлений китайской инициативы «Один пояс и один путь» и идеи модернизации Великого Шелкового пути является развитие логистики через территорию Казахстана. Поскольку количество людей, импортирующих зубную пасту из США, рубашки из Кореи и лекарства из Европы, резко возрастает, то и инвестиции в логистику возрастут. По мере увеличения количества индивидуальных заказов растет и прибыль таких компаний интернет-торговли, как Amazon и Alibaba. В разгар смертоносной эпидемии, поразившей мир с прошлого года, прибыли этих компаний многократно увеличились.

За годы независимости в нашей стране много сделано для улучшения транспортно-логистической инфраструктуры. Однако доля затрат на логистику в формировании цен на товары у нас высока: в среднем 20-25 процентов, а среднемировой показатель равен 10-15 процентов. В целом логистика – один из самых успешных сегментов экономики. Сегодня мировой транспортный рынок оценивается приблизительно в три триллиона долларов США. Например, в Германии доля этого сектора занимает 13 процентов от ВВП, в Ирландии – 14,2 процента, а в Казахстане всего 8 процентов. На развитие отрасли выделяются средства, большая работа проводится отдельными компаниями. Однако прогресс сверхдержав в сфере логистики связан с тем, что они начали использовать цифровизацию намного раньше нас. В то же время решение ряда вопросов, таких как эффективное использование всех видов транспорта, улучшение качества дорог, потребление топлива и оплата налогов повысит конкурентоспособность и даст импульс развитию этого сегмента как одного из источников национального дохода после добычи нефти.

В своем Послании «Казахстан в новой реальности: Время действий» Глава государства Касым-Жомарт Токаев уделил внимание дорогам по всей стране. Как говорит Президент, актуальным вопросом остается развитие транспортно-логистического комплекса. В отдельном блоке Президент РК обозначил конкретный план действий. Одна из поставленных им задач – до 2025 года реконструировать и обеспечить дорожным сервисом 24 тысячи километров дорог, то есть все республиканские дороги.

– Реализация первого этапа программы «Нұрлы жол» была успешной, она позволила соединить столицу страны с регионами по «лучевому» принципу. Сформирован новый инфраструктурный каркас транспортной системы, обеспечена интеграция страны в глобальные транспортные коридоры, восстановлен исторический статус Казахстана как связующего звена между Азией и Европой, – отметил Касым-Жомарт Токаев. – Однако конкуренция в этой сфере очень высока. В Центрально-Азиатском регионе появились альтернативные проекты, которые могут снизить транзитный потенциал Казахстана. Поэтому второй этап «Нұрлы жол» должен быть нацелен на закрепление лидирующей роли транспортно-транзитного сектора нашей страны. Конкурентоспособность Казахстана должна расти за счет прорывных инфраструктурных проектов, привлечения новых стран и компаний, повышения уровня сервиса и скорости транзитных маршрутов.

Директор Жамбылского областного филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Омирзак Ерембаев подробно рассказал нам, какие работы планируется провести на обслуживаемом участке в нашем регионе.

– В настоящее время в Жамбылской области осуществляется реализация проектов реконструкции автомобильных дорог в нескольких направлениях. Это такие коридоры, как Балхаш-Бурылбайтал, Мерке-Бурылбайтал, Курты-Бурылбайтал и Отар-Узынагаш. Общая протяженность дорог, охваченных реконструкцией, составляет 491 километр. После завершения реконструкции участки дорог нашей области от границы Карагандинской до границы Алматинской области, от границы Алматинской области до границы Южно-Казахстанской области и от села Мерке до города Шу будут I-Б технической категории, то есть с четырьмя полосами для движения с наличием разделительного ограждения по оси. Участок от города Шу до поселка Бурылбайтал будет II технической категории с двумя полосами для движения, – отмечает Омирзак Ерембаев.

Как говорят специалисты, участок дороги Мерке-Бурылбайтал пройдет в обход населенных пунктов Татты, Шу, Берлик. На сегодняшний день ведутся работы по строительству шести мостов, трех путепроводов через железную дорогу, 11 освещаемых транспортных развязок, по устройству дорожного покрытия. Генеральным подрядчиком проекта является консорциум в составе ТОО «Китайская компания по строительству и развитию «Синьсин» и ТОО «АБК Автодор НС». Инвестиции выделяются через The Export-Import Bank of China/China Exim Bank (КНР). Завершение работ запланировано на 2022 год.

– Как известно, участок дороги Балхаш-Бурылбайтал пройдет вдоль населенных пунктов Бурылбайтал, Шыганак, Мынарал, Кашкантениз. Сейчас ведутся работы по строительству пяти мостов, одного путепровода через железную дорогу, двух освещаемых транспортных развязок, устройству дорожной одежды. Генеральным подрядчиком этого проекта является Китайская компания «Синохайдро». Завершение работ запланировано на 2022 год, – подчеркнул О. Ерембаев.

Примечательно, что вдоль дороги будут построены площадки отдыха, в районах населенных пунктов будут установлены автопавильоны. В качестве покрытия дорожного полотна проектом предусмотрен щебеночно-мастичный асфальтобетон. Для удобства пользователей по отдельным участкам уже открыто движение по новому покрытию. В Жамбылском областном филиале АО «НК «КазАвтоЖол» уверены, что проведенные работы увеличат пропускную способность дорог.

– Да, безусловно. Взять, к примеру, дорогу Мерке-Бурылбайтал, которая была построена в 70-х годах прошлого столетия. При ее строительстве в те годы учитывались стандарты того времени. Интенсивность движения составляла 400-600 автомашин в сутки, а максимальная нагрузка на ось грузового автотранспорта составляла шесть тонн. Сегодня эти показатели значительно выросли: в сутки по данному участку дороги проезжает более трех тысяч машин, а нагрузка на ось увеличилась до 10-13 тонн. Учитывая все эти показатели, проектом и предусмотрено повышение категории дороги. Так, на участке дороги Мерке-Шу общей протяженностью 86 километров проектом предусмотрено строительство четырехполосной трассы I технической категории с ограждением по оси дороги. Участок дороги от начала обхода города Шу до села Бурылбайтал протяженностью 176 километров будет II технической категории с двумя полосами, – отметил директор АО «НК «КазАвтоЖол».

С точки зрения логистики Тараз находится на Великом Шелковом пути. Поэтому мы не могли не спросить о том, способствует ли развитие дорог увеличению грузоперевозок?

– Увеличение грузопотока выросло почти в два раза, если сравнивать интенсивность движения на данном участке за период 2010 года с сегодняшним. Если раньше интенсивность движения в среднем составляла пять тысяч единиц автотранспорта в сутки, то сейчас она достигает более девяти тысяч. Из них примерно 30 процентов – это грузовой транспорт, – говорит Омирзак Ерембаев.

Что предусматривает собой содержание дорог?

О внедрении инновационных технологий на автомобильных дорогах республиканского значения в разрезе Жамбылской области рассказали в пресс-службе ТОО «КазахАвтоДор».

– На дорогах республиканского значения установлены гибкие сигнальные столбики и катафоты на солнечных батареях. Это современный и инновационный подход в обеспечении безопасности дорожного движения на автодорогах республиканского значения. Они установлены на криволинейных брусьях с двух сторон, заряжаются от солнечных лучей и способствуют повышению внимания водителей к дороге. По Жамбылской области их установлено 706 штук. Также на дорогах республиканского значения установили композитные (гибкие) сигнальные столбики, которые восстанавливают форму после многократных наездов транспортных средств. Их устанавливают на автомобильных дорогах, где нет искусственного освещения. При установке сигнальных дорожных столбиков нет необходимости в удерживающих ограждениях. Сигнальные столбцы являются элементом обустройства дорог и предназначены для зрительного ориентирования участников дорожного движения. По Жамбылской области их установлено 6000 штук, – говорит пресс-секретарь Адина Айнаева.

Специалисты уверяют, что главной целью в их работе является установка светодиодных знаков, привлекающих внимание водителя издалека. На зимний период обеспечено круглосуточное дежурство на горных перевалах Кордай, Куюк, Шакпак Ата.

Экспертное мнение

А на каких принципах строится логистика? На этот вопрос отвечает логист польской компании «Arcese» Арипжан Нуржанов.

– В Европе стремительно развиваются все виды грузовых перевозок. Товарооборот очень высок. Например, в Германии есть город Фрайзинг. Товары сюда попадают только по воздуху. На грузовиках компании, в которой я работал, товары доставлялись в этот город, а затем на самолетах отправлялись в другие страны и города. Что интересно, логисты очень востребованы за рубежом. Зарплата высокая. Поэтому молодые специалисты из Казахстана уезжают в Европу, чтобы работать в крупных компаниях. С одной стороны, это вроде неплохо, люди получают опыт. С другой стороны, становится обидно. Если бы платили такую же зарплату, что и за границей, и были бы такие же условия работы, разве специалисты покидали бы страну? В любом случае логистика – это постоянно развивающаяся сфера. Между нашими компаниями и компаниями в Европе большая разница. Имеются специальные платформы, которые компании предлагает для логистов. Специалисты с помощью единого монитора поддерживают связь с водителями, контролируют местонахождение машин, определяют, сколько времени им нужно, чтобы добраться до определенного пункта, где водитель сможет поесть, в каком городе и в каком отеле может остановиться. Наш самый простой инструмент в работе – это общение. Отсюда вывод: основным механизмом, который реально влияет на развитие логистики, является цифровизация. Также важно, чтобы автомобили были подготовлены к различным природным условиям. Для разного вида товаров имеются соответствующие специальные платформы. Изучая ресурсы, отмечая, какие товары прибыли в какие города, можно следить за экономикой страны. Проще говоря, упор делается на открытость. Еще один интересный факт: мои коллеги, которые работали в казахстанских компаниях, теперь открыли небольшие частные компании в нескольких европейских странах. Уверен, что в будущем они также будут вкладывать усилия в развитие логистики у нас, – говорит Арипжан Нуржанов.

В нашей стране имеется несколько транзитных коридоров для перевозки грузов. Оснащение торговых потоков современной логистической инфраструктурой, качественным сервисом в соответствии со стоимостью, а также скорость доставки позволит странам, использующим вышеуказанные транспортные коридоры, осваивать новые рынки и привлекать больше транзитных перевозок. В результате ускорится процесс устойчивого развития и улучшится благосостояние страны. Таким образом, по объему прибыли будут уступать только добыче нефти. Учитывая наш транзитный потенциал, нужно отметить, что эффективные технологические решения сыграют важную роль в подъеме экономики страны. Также хочется пожелать, чтобы отечественным специалистам уделялось достойное внимание.

Пікір қалдырыныз

Your email address will not be published.