Городская общественно-политическая газета

Украшения со смыслом

0 658

Казахские национальные украшения – это не просто изделия, это искусство, которое развивалось на основе древних традиций наших предков, часть национальной культуры. Казахские ювелиры прошлых столетий зачастую передавали свое мастерство по наследству. В большинстве они занимались созданием женских ювелирных украшений.

Анара АБДИХАНОВА

Наибольшее распространение у нашего народа получили украшения из серебра. Золото использовалось реже, этот металл подчеркивал особое положение его владельца в обществе. Одним из популярных украшений женской половины нашего народа считаются кольца. Этому украшению всегда уделялось большое внимание. К примеру, перстень «Құдағи жузік» закрывал почти четыре пальца. Символ перстня – единение двух семей, так как изготовлен из двух вставок камней и элемента посередине. Такое массивное ювелирное украшение дарила мать невесты свекрови дочери только в случае хорошего отношения и полного покровительства над ней. Если она возвращала его матери, это было сигналом того, что что с ней все хорошо и в новой семье ее приняли.

Кольцо «Құс тұмсық» (птичий клюв) символизировало девочку, которая рано или поздно упорхнет из отчего дома. Ношение такого кольца означало, что девушка свободна. После того как она выйдет замуж, предназначение кольца менялось. И если это ювелирное украшение возвращалось матери, значит в новой семье девушку приняли.

Шолпы и шашбау – украшения для кос
Объектом гордости у казашек всегда считались длинные волосы. Именно поэтому в косы вплетали различные украшения, чтобы при ходьбе они создавали перезвон. Шашбау – традиционное украшение из медальонов и пластин, соединенных между собой. На них, по правилу, размещались колокольчики, они должны были отгонять злых духов и защищать от дурного глаза. Шолпы – медальоны или пластины в виде гребня, украшенные цветными камнями.

Қапсырма – пряжки и застежки
Традиционные украшения казахских женщин делились на съемные и те, что можно пришить к одежде. Для того чтобы национальный костюм выглядел более выигрышно, к нему добавляют «қапсырма» – застежки, «түйме» – пуговицы различных форм, «таңа» – узорные пряжки. В настоящее время «қапсырма» используют для украшения свадебных нарядов и придания им более аутентичного вида.

Өңіржирек – подвеска
В старину «өңіржирек» служила в качестве талисмана, а также закрывала вышивку на груди женского платья. Ее передавали из поколения в поколение. Подвеска изготавливалась из золота или серебра. Также подвеску можно было удлинять и добавлять дополнительные секции в соответствии со статусом женщины в обществе.

Тұмарша, алқа – украшения на шею
Алқа – цепочка с подвеской. Представляет собой массивное украшение с составляющими в виде монет или колокольчиков. Тұмарша – амулет, который надевают на шею. Их изготавливали полыми, чтобы носить внутри бумажки с молитвами. Традиционно считалось, что такие амулеты могут уберечь хозяина от любой беды.

Білезік – браслет
Традиционные браслеты изготавливаются из золота или серебра. Дизайн браслета зависел от региона: в восточных и юго-восточных регионах Казахстана в основном распространены округлые или четырехгранные кованые, в центральном Казахстане делаются в основном тонкие, в южных областях – цельные литые, а на западе и юго-востоке распространены объемные с позолотой и драгоценными камнями. Также существовала особая разновидность браслета – бес білезік. По нему можно было узнать из какого рода девушка, ее возраст и семейное положение.

Поясные накладки
Поясные накладки являлись элементом как мужского, так и женского костюма. В мире кочевников широкое распространение получили поясные и сбруйные украшения, большей частью гладкие, неорнаментированные, иногда с прорезями геометрического рисунка. В украшение поясных накладок часто добавляли золочение, что создавало дополнительный декоративный эффект. Считалось, что чем больше было количество поясных бляшек на одном изделии, тем выше был социальный статус владельца.

«Сырға» – серьги
Старинные серьги часто делали из ромбических и округлых пластин, соединенных между собой цепочками. Казахские женщины носили серьги большие, длинные, украшенные цветными камнями. Считалось, чем больше серьги, тем они ценнее. Серьги выполняли роль амулета и были обязательным предметом туалета казашек. Кроме того, это украшение говорило о происхождении, авторитете и семейном положении женщины. Чем массивнее и красивее серьги, тем влиятельней была женщина в обществе. Обычно серьги надевали девушкам перед свадьбой. Считалось, что этот предмет убережет от пересудов и сплетен, завяжет злой язык и принесет женщине много детей. Когда казашка умирала, то с нее снимали все украшения, кроме сережек. Считалось, что если убрать это украшение, то в ухо усопшей вползет змея и заберет ее душу.

Сейчас технология изготовления украшений значительно изменилась. По словам ювелира с многолетним стажем работы Казбека Уразбекова, если раньше вся работа ювелира производилась вручную, начиная от плавления металла до ковки изделия, то сейчас есть определенные формы, они значительно облегчают процесс. Что касается национальных изделий, то технология изготовления здесь более сложная, многие детали, как гравировка и инкрустация камнями, по сей день выполняется традиционно, как и много лет назад, руками ювелира.

Казахские ювелирные изделия тесно связаны с нашей историей, они на протяжении многих тысячелетий отражают развитие национальной культуры. Мы смело можем сказать: казахские украшения, без сомнения, находятся вне моды и вне времени. В жизни каждой казашки по сей день ювелирные украшения играют существенную роль.

Пікір қалдырыныз

Your email address will not be published.