Театральный самодеятельный коллектив Таразского инновационно-гуманитарного университета на днях представил на суд зрителя новую театральную постановку режиссера Турара Дюсебаева «Желтоқсан желі» — «Ветер Декабря», в исполнении ролей которой приняли участие автор одноименной песни «Желтоқсан желі» Абийрбек Тналиев и студенты вуза. Показ спектакля университетского театра вызвал массу сложных эмоций у видавших виды на профессиональной сцене зрителей.

Бакытжан ОЙШИЕВ, фото Юрия КИМА

«Ветер декабря» — это история об участии Кайрата Рыскулбекова и его сверстников в декабрьских событиях 1986 года, о нечеловеческих пытках, которым подвергли их палачи в застенках. В интерпретации режиссера она также повествует о мотивах предательства близкого человека и преданности посторонних людей, о плаче матери героя и безутешном горе отца и родных. Во всех образах автор постарался отобразить незамутненную какими-то ни было рознями душу простого народа. И ему это удалось. К слову, театральная труппа лишь из двадцати человек, не имея особенных финансовых возможностей, но с крепкой опорой на стены альма-матер ТИГУ, подготовила спектакль всего за месяц. Все актеры сыграли свои роли на бис. Особенно выделился исполнитель главной роли Кайрата студент третьего курса вуза Асылбек Байгазиев, который с первого до последнего акта спектакля держал в напряжении весь зрительный зал. Несмотря на юный возраст, актер сумел глубоко проникнуться чувствами своего ровесника, устоявшего перед лицом несправедливости, нравственных страданий и физических истязаний. Словом, он показал истинного героя, которому чужды низменные чувства мести за предательство. Несмотря ни на что Кайрат остался верным своим твердым жизненным позициям, усвоенным с молоком матери. Как ни пытались ему приклеить образ шовиниста и убийцы, никакая грязь не замутила его светлый разум и он доказал, что никогда не поддерживал и не призывал к межнациональной вражде.
В целом в последние годы заметно выросло в общественном сознании значение событий, произошедших в декабре 1986 года в Алматы. Конечно, существует множество оценок, прочтений и суждений на этот счет, и еще будет немало. Среди них заслуживают внимания те, которые призывают выносить для себя и общества из самых страшных исторических событий уроки мудрости, понимания, взвешенной правовой оценки на основе всестороннего анализа ситуации, чтобы впредь не допустить подобного, не создать почвы для аналогичных ситуаций когда-либо вновь. Во время премьеры кто-то не сдержал слез от нахлынувших чувств, воспоминаний, сопереживания жертвам жестокой политической репрессии в эпоху, когда было принято считать, что народ достиг «развитого социализма».
Сюжетный замысел режиссера спектакля «Желтоқсан желі» в ТИГУ, вопреки ожиданиям, оказался не отягощен политичностью события, хотя трагические ноты будоражили от первой до последней сцены. Этому способствовали живые образы, кстати, благо, что сыгранные непрофессиональными актерами. Выпукло в сценарии обозначены совершенно ясные мотивы поступков всех участников декабрьских событий. Но вот еще, что напрашивается из контекста: выводя на сцену героев, которые в реалии напрямую соприкасались между собой, автор оставил в тени реальных зачинщиков из Союзного центра. Практически ничем он не обозначил и причастность первых лиц Союза ССР к бессмысленным репрессиям, но тем более явственно зрительское сознание «рисует» тот хищный оскал темных погрязших в интригах сил, сотворивших беды в жизни ни в чем не повинных людей. Сам Абийрбек Тналиев сыграл отца Кайрата — главного героя постановки, простого жителя казахской глубинки Ногайбая, всю свою жизнь озабоченного сельским трудом и воспитанием большой семьи в простой праведности и трудолюбии. Образы семьи, друзей Кайрата, суждения героев, к слову, даже из тех, которые были задокументированы в опубликованных впоследствии материалах его дела, прямо свидетельствуют о несуразно чуждом отношении властей тех лет к собственному народу, явно фальшиво представлявших в простых людях угрозу правопорядку и социалистическому строю. Однако, как говорится, история не знает сослагательных наклонений.
Тогда после совершенно неожиданной отставки заслуженного руководителя Казахстана Динмухамеда Кунаева, никогда не страдавшего тягой к злату либо тщеславию всенародного любимца, и назначения на его место также неожиданной фигуры Геннадия Колбина, столичная молодежь, студенты и даже люди зрелого возраста, признанные лидеры общественного мнения, никак не планируя и даже координируя действия, а в стихийном эмоциональном порыве выступили с требованием к властям соблюдать ленинские принципы управления союзными республиками. Главный постулат тех времен знал каждый школьник, в частности и о том, что каждым народом должен руководить выходец из этого народа, поскольку было принято считать, что лучше него понимать и радеть за интересы родного края никто не сможет. И вот, мирный народ с верой в социалистическую справедливость вышел с требованием законности или, как говорят, призвал власть считаться с правом голоса и достижения консенсуса с руководством центра. А вместо такого понятного всем здравомыслящим людям конституционного права тут же, прямо на площади, на глазах у всего честного народа получили предательские удары саперными лопатками, арматурами и дубинками! Наверняка историки еще скажут, что кровавых столкновений на площади в столице вообще могло не быть, если бы только в центре могли принимать взвешенные решения! Кстати, на тот момент, судя по провальным всесоюзным проектам как внутренней, так и экономической политики, неразрешенные социальные противоречия накапливались как ком. И все же народ ждал благоразумных решений от властей, верил в торжество социалистической демократии, и даже там, на площади не предполагалось неадекватных действий. Ведь никто из демонстрантов даже и не думал «оккупировать» площадь, прямо скажем, люди даже бутербродов с собой не прихватили. Однако случилось то, что, наверное, должно было случиться, и приказ на жестокий разгон и репрессии по отношению к участникам мирной демонстрации со всей очевидностью лишь подчеркнул реальное вырождение социалистических принципов в бывшем Союзе, а вместо того — возрождение колонизаторской по характеру политики. Многие говорят, что именно тогда между элитой государственной власти в Союзе и рядовым народом, а также сочувствующими ему прогрессивными руководителями была обозначена невидимая трещина.
Напомним, «Желтоқсан желі» была написана А. Тналиевым в еще смутные годы начала девяностых. Его верный друг юности и коллега по творческому искусству Аскар Жунусалиев после показа спектакля поделился воспоминаниями о том, как впервые прилюдно исполнили эту вольную песню, дрожа от внутреннего напряжения. Ведь тогда сохранялась опасность закулисных гонений и преследования по надуманным причинам. Но люди на улице открыто поддержали первых исполнителей своего рода «гимна декабря». Присутствовавшие на премьере участники тех событий на площади в Алматы Жанар Камысбаева, Исмаил Хаджимуратов, проректор ТИГУ Санат Аширбеков тепло поблагодарили режиссера и всю труппу самодеятельного театра вуза за очень проникновенную игру на сцене. По общему мнению участников этой замечательной премьеры и в зале и на сцене, такие спектакли не могут служить средством межнационального разделения. Напротив, они призывают людей к согласию и взаимопониманию, где-то к покаянию и прощению, ведь за каждым событием национального масштаба стоят судьбы простых людей. Именно народ есть реальный источник власти в любой стране, участник всех событий истории. Ибо и высокие должностные чины, и простые труженики прежде растут на одной земле.

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *