В честь 80-летия Жамбылской области и празднования 175-летнего юбилея Великого Абая в рамках государственной программы «Рухани жаңғыру» в детском саду «Ақ қайың» прошел семинар по внедрению новейших национальных методик преподавания с уклоном на пропаганду духовных ценностей.

Бауржан БАТАНИН, фото Сакен АБЖАПАРОВ

Национальный патриотизм, приверженность духовным идеалам вместе с интеллектуальным развитием – это должно стать основой воспитательного процесса, начиная с дошкольной учебной программы, считают методист садика Айгерим Жайлаубаева. Сюда входит набор игровых элементов с предметами быта, знаковых фигур домашних и диких животных, музыкальными инструментами, поэтическим народным творчеством, сказками, играми и танцами, которые составляют основу казахской культуры. По словам методиста городского отдела образования Гульфайруз Естаевой, образное детское восприятие через предметы, на слух и ощущения позволяет детям глубоко воспринимать понятия любви к Родине, к родным и близким, и конечно, к своему народу, ценности которого отвечают главным общечеловеческим ценностям бытия в мире и согласии между людьми разных национальностей. Последующие этапы уже школьного образования призваны закрепить эти знания и тягу к познанию нового и интересного.

Так, детишек в садике учат составлять рисунки не просто предметов, а со смыслом, заложенным в орнаменты национальных узоров. Это всегда служило своего рода способом передачи информации окружающим о носителе орнаментированной одежды, владельце предметов быта, украшений, преемнике ремесленнического искусства или охотничего мастерства, военного искусства. Из всего это складывались национальные легенды и литературные произведения, отображаемые в работах художников, создателей мультфильмов, кино, документальных лент и научных исследований. Заведующая этим частным детсадом Дана Досмаханбет считает, что произведения Абая в полной мере отвечают интересам воспитания подрастающих поколений в духе патриотизма и высокой нравственности. Именно так формируется основа национальной духовности, идентичности, своеобразия в искусствах и культуре, традиции и обычаи, ментальность, языковое единство и сплоченность народа.

Программу обучения этого детсада отличает разнобразие игровых форм подачи обучающего материала через разных технологий как Step by Step, Монтессори, ТРИЗ, Дьенеша, игровые технологии и другие. Воспитатель средней группы Жанерке Оразбаева поделилась опытом работы по технологий монтессори на тему «национальной кухни» и рассказала о способах подачи материала про традиционные блюда, продукты и домашнюю утварь. Акцент в этой работе ставится на уважении к дастархану, а именно, научить детей сызмальства ценить, как особый культурно-нравственный ритуал, сам процесс трапезы и пищу, непременно соблюдая чистоту и порядок. Удачно вписываются в процесс подачи игровые формы со стишками про национальные блюда, например, такие всем полюбившиеся, как «баурсак», «курт» и другие. Дети с удовольствием принимают активное участие в таком процессе обучения.

Воспитатель подготовительной группы Назерке Рахымбердиева в свою очередь уже применяя технологию Step by Step подробно знакомит детишек с казахской национальной юртой и предметами домашнего обихода и быта. Что такое «шанырак» малыши знают уже с самого раннего детства, как символ своего дома, личного пространства и уюта. Всей группой детки учатся воздвигать юрту из подручных материалов, стилизованных под реальные войлочные и шерстяные изделия.

Следующая старшей группы под руководством воспитателя Алтынкул Манибаевой уже обучается приему гостей в доме по игровой технологий. Естественно по старшинству под единый «шанырак» входят и рассаживаются в строгом порядке члены казахского национального общества, а также гости из других общин, к которым несмотря на отличие в традициях оказывается наоборот особый почет и уважение. У казахов обычай – каждого участника совместной трапезы обращать в рассказчика новостей, в близкого друга, с которым каждая новая встреча будет радостной и интересной.

Отдельно работу с детьми показали хореограф Регина Мухаметжанова и музыкальный руководитель Дина Байзакова, с воспитанниками трогательные детские музыкально-танцевальные и показ костюмов. Под выступлением символом города барса дети вышли в нарядах которые были изготовлены в ручную воспитателями. Детский психолог Жанар Омарова провела игровые номера для участников семинара а так же воспитательница Айбопе Жумадилова представила «Ұлттық кабинет» где обычно проводится занятия с детьми ознокомления с национальными отрибутами быта. По отзывам гостей, знакомство с работой садика дает большой заряд творческой энергии и одновременно урок патриотизма и любви к Родине, достойный примера.

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *