Городская общественно-политическая газета

Сегодня, завтра и всегда

0 150

В канун профессионального праздника работников пера (микрофона, телекамеры, монтажного стола и прочих орудий труда) мы попросили коллег поразмышлять вслух о том, как работается журналистам в условиях глобализации информационного пространства.

Юрий ЕФИМОВ

Темурлан Турдалин,
собственный корреспондент информационно-аналитического портала «Ratel.kz» по Жамбылской области
Как работать журналисту в современных условиях? (+ небольшая инструкция для начинающих журналистов)

Часто можно услышать спор любителей печатных изданий (газет, журналов) и интернет-СМИ – что лучше? Мы не беремся брать на себя ответственность судить. Кому что нравится.

Кому-то удобнее сесть с газетой и чашкой чая в удобном кресле после рабочего дня и спокойно погрузиться в чтение своей любимой газеты. Кто-то может спокойно читать с экрана монитора или смартфона. Но одно известно точно – будущее за интернетом и IT-технологиями.

Поэтому и журналисты не должны отставать. Конечно, принципы журналистики остаются теми же – объективность, честность, ответственность, уважение частной жизни и общественных интересов. Но с появлением и развитием социальных сетей к журналисту предъявляются и другие требования.

Во-первых, это оперативность – умение ориентироваться в огромном потоке информации, льющейся из всевозможных сайтов – и информагентств, и корпоративных, а также тысяч аккаунтов в социальных сетях, отличать фейковую (лживую) информацию от достоверной. Для этого существуют специализированные сайты и приложения. С их помощью, к примеру, можно легко узнать, оригинальное ли фото или фотошоп. Все знают, что даже одно фейковое фото или обработанный в фотошопе снимок может вызвать большой резонанс, а то и больше – спровоцировать беспорядки и волнения. Немаловажным сейчас является способность журналиста пользоваться компьютерной техникой и гаджетами, быть зарегистрированным и легко пользоваться своими страничками в различных социальных сетях. Многие редакции электронных СМИ требуют от своих работников уметь делать монтаж – обрезать ненужный медиаматериал, выбирать только актуальное, накладывать текст, звуки и прочее, выкладывать свои материалы в Youtube. Сейчас этому легко могут помочь мобильные всевозможные приложения.

Хотелось бы с сожалением отметить факт того, что сейчас самые читаемые новости связаны со скандалами, ЧП, преступлениями. Многие редакции электронных СМИ делают себе на таких новостях трафик – набирают максимальное количество просмотров. И в погоне за этими показателями «выпадают» публикации по общественно-полезным темам – культуре, спорту, истории. Есть некоторые народы и страны, где ребенку до определенного возраста просто запрещают пользоваться гаджетами. Им остается довольствоваться книгами и телевизором (в ограниченном времени). А как известно, источник знаний – это книги.

Хотелось бы дать еще один совет – надо быть участником как можно большего количества всевозможных чатов, групп мессенджеров и социальных сетей, к примеру, в WhatsApp в группах соседей, родителей одноклассников вашего ребенка или в пабликах по интересам и профессиональных сообществах.
Но одно не должно измениться в работе журналиста в условиях стремительно развивающейся IT-индустрии: представитель общественности не должен переступать морально-этические нормы, должен стоять на страже общественных интересов, бороться против беззакония, насилия и других общественных пороков, мешающих развитию человечества, быть независимым, объективным, честным.

В преддверии Дня журналистики хочу пожелать своим коллегам крепкого здоровья, счастья, благополучия, успехов в добрых делах! Журналист, независимо тот того, работает он в крупном издании или трудится в районной газете, имеет большую власть, и пусть он использует ее только на благие дела!

Денис ХРАМОВ,
сотрудник дирекции информационных программ АО КТК
Журналистика не умрет никогда

Журналистика является второй по древности профессией, а соцсети появились лет 15 назад. Неоспорим тот факт, что социальные сети привели к глубинной трансформации современной коммуникации на всех уровнях. Журналистика, как неотъемлемая часть массового информационного процесса, также изменилась под воздействием соцсетей. Скорость распространения информации в Сети не оставила шансов журналистике быть медленной. Современные редакторы и журналисты молниеносно реагируют на появляющуюся информацию в Сети. С одной стороны, это упрощает работу журналиста. Интернет — огромный банк данных, где можно найти все, вплоть до номера телефона того или иного человека. Однако, есть и минусы. В последнее время распространение так называемых фейковых ново-стей стало тенденцией. И не все пользователи социальных сетей могут отличить фейк от реальности. Именно поэтому, я считаю, что развитие социальных сетей никак не «убьет» настоящую журналистику. Ведь работники СМИ предоставляют информацию, основываясь на фактах, делают различные запросы и публикуют только проверенные и достоверные факты. Помимо этого, любые публикации и сюжеты не имеют односторонней позиции.

Не нужно забывать и о том, что помимо прогрессивных городов есть еще и глубинка, где до сих пор единственным источником информации служат газеты, ТВ и радио. Ведь даже самые большие группы в Фэйсбук охватывают от силы 1-2 % населения, а зачастую эта цифра еще меньше.

Сегодня мы все наблюдаем за активным развитием института блогерства. Сразу замечу, что, по моему мнению, в нашем городе блогеров немного. Есть активные комментаторы и рерайтеры, которые делятся той или иной информацией. Блогер в моем понимании – этот человек, который ведет свой личных блог, выбрав ту тематику, в которой он хорошо разбирается, чтобы писать гайды (инструкции), объяснять все тонкости и нюансы, давать советы и рекомендации, делиться впечатлениями и записывать обзоры. Этот человек, безусловно, должен уметь взаимодействовать со своей аудиторией и иметь очень твердую жизненную позицию. В нашем сегменте Сети таковых единицы. Многие обыватели считают блогеров журналистами. Это в корне неверно. Объясню почему. Во-первых, блогер – это не профессия. Во-вторых, у блогеров нет никакой ответственности. Что хотят, то и пишут. Они не проверяют факты. Нет никакого контроля. В-третьих, купить планшет легко. Выходить в прямые эфиры, делать фото и прочее, но связать два слова, а уж тем более провести именно журналистскую работу – намного сложнее. Поэтому, может быть, через некоторое время социальные сети частично заменят журналистику, но полностью журналистика не умрёт никогда.

Айжан АУЕЛБЕКОВА, руководитель информационного отдела жамбылской областной газеты «Знамя труда»
Журналист должен быть понятным

Информация – скоропортящийся продукт. Поэтому выдавать ее нужно оперативно. Но в погоне за оперативностью не стоит забывать и о качестве. Поэтому современный журналист должен быть не только оперативным, но и думающим. Современный журналист – это в первую очередь универсальный специалист. Что это значит? Это специалист, который может создать полноценный контент. То есть и написать текст, и сделать фото. А при необходимости снять и смонтировать видео. Супер, если он еще владеет несколькими языками.

Больше пяти лет я руковожу информационным отделом областной газеты «Знамя труда». Мой день начинается с мониторинга страниц местных пабликов в социальных сетях. Далее я знакомлюсь с новостными лентами отечественных информационных агентств. После разбираю сообщения, поступившие на электронную почту и мессенджеры. Всё это происходит по пути на работу. То есть в редакцию я уже прихожу с несколькими идеями, которые мы обсуждаем с коллегами из отдела и распределяем план работы. Могу сказать, что мне повезло с коллегами. Алексей Поляков и Темирлан Куспаев – универсалы, которые работают вместе со мной в бешеном ритме. Отдел у нас специфический, впрочем, как каждый информационный отдел любой редакции. Тематика обширная – событийные мероприятия, молодежь, спорт, культура, предпринимательство. Порой бывает, что с одного задания мы бежим на другое, делая фото и тексты на ходу. Радует, что сейчас всё можно делать в смартфоне. К слову, когда я пришла в журналистику 16 лет назад, все тексты писались от руки и сдавались в набор. Компьютеры были только у дизайнеров. И были даже времена, когда я мечтала поработать хоть за одним из них. Сегодня же у нас под рукой различные гаджеты, которые помогают работать в режиме реального времени. Я это пишу к тому, что журналист всегда должен быть готовым к любым новшествам и развиваться в ногу со временем. Чтобы не растеряться, когда ему на голову свалится счастье под названием новый гаджет или суперсовременный компьютер.

Еще один важный критерий – саморазвитие. Всегда нужно чему-то учиться, укреплять знания, совершенствовать навыки. Не буду раскрывать всех секретов, поделюсь лишь частью. Я люблю читать современную литературу. Я не против классики. Но все же думаю, что некоторые современные авторы мыслят более глобально. Глобально мыслят и журналисты моих любимых изданий The New york times и The Washington post. Это совсем другой формат, другое мышление, другой взгляд на мир. Очень крутой и простой. Именно к этому и должен стремиться любой журналист – рассказывать просто о самых сложных вещах и быть понятным для читателей.

Наимбек БАГБАНОВ,
шеф-редактор Жамбылского филиала РТРК «Qazaqstan»
Верность своим ориентирам

Работа журналиста была сложной во все времена. Но сейчас, пожалуй, самый тяжелый период. Ведь теперь любой человек с помощью смартфона и социальных сетей имеет не только доступ к практически любой информации, но и может сделать любую публикацию. Сейчас блогеры, ютуберы и тиктокеры собирают миллионные аудитории подписчиков. Однако, к сожалению, многие подобные публикации выливаются в подмену фактов, окрашенных досужими суждениями и сомнительными политическими декларациями. Тем самым нарушается право аудитории на объективную информацию. Причем многие это делают сознательно ради «хайпа», превращая свои сочинения в ремесло и орудие для заработка средств к жизни. В то же время сотрудник СМИ, выполняя свой профессиональный долг, просто обязан отвечать на требования, предъявляемые к журналистике, своим творчеством, достоверными, объективными публикациями, которые никто не смог бы опровергнуть. То есть журналист должен обладать высокой юридической культурой, строго соблюдать кодекс этики. Таким образом, профессиональный журналист, да еще и работающий на официальное СМИ, изначально оказывается в более проигрышном положении по сравнению с любым блогером. Между тем, по моему мнению, принципиальность стоит дорого. И в том смысле, что она представляет собой как бы ценнейший капитал журналиста, который не стоит разменивать на сиюминутные выгоды, и в том отношении, что верность своим гражданским и нравственным ориентирам требует от корреспондента мужества и готовности к неприятным последствиям. Также журналист обязан развивать культуру речи, ибо литературный язык – основной рабочий инструмент прессы.

Пользуясь случаем, поздравляю коллег с наступающим профессиональным праздником, желаю успехов в нашем нелегком труде, квалификационного роста, благополучия и здоровья!

Пікір қалдырыныз

Your email address will not be published.