В современных условиях Казахстана вопросы экономического положения и материального обеспечения студентов приобрели острый характер. Снижение уровня жизни большей части населения, безработица, развитие форм платного образования, мизерные стипендии заставляют студентов обращаться к поискам дополнительных заработков.

Дионисий ПЛЯШЕШНИК

Выпускникам вузов и колледжей предстоит решать возникающие в обществе проблемы, и от того, каких принципов, норм и ценностей придерживается современная студенческая молодежь во многом зависит либо успех, либо неудача предпринимаемых попыток модернизации общества.

В условиях рыночного реформирования экономики, наряду с сокращением численности и доли занятого в экономике трудоспособного населения, быстро увеличивается контингент студентов очной формы обучения, сочетающих обучение с работой в различных сферах деятельности. Сегодня трудовой деятельностью охвачено уже несколько миллионов студентов, еще больше студентов ищут работу. Таким образом, трудовая деятельность студентов приобрела в современном обществе массовый характер. В процессе трудовой деятельности у студенческой молодежи формируются новые представления о роли профессии и профессиональных достижений в жизни, целях профессиональной деятельности и о способах их достижения, меняются ценностные ориентиры, критерии социальной дифференциации. Отмена системы распределения выпускников, коммерциализация образования, инфляция — все это превращает выживание современного студента в одну из острейших социальных проблем, и трудовая деятельность выступает одним из элементов защищенности студентов.

В связи с этим резко возрастает актуальность исследования трудовой деятельности студентов. Особый интерес представляет исследование влияния вторичной занятости студентов на их ценностные ориентации, социально профессиональную адаптацию, социализацию и интеграцию в социальную структуру общества.

Степень научной разработанности проблемы. В современной социологической литературе в той или иной степени освещены отдельные аспекты данной проблемы. Публикации по этой теме можно подразделить: во-первых, на работы, в которых представлены исследования молодежи в целом и ее отдельных социальных групп (в том числе студенчества); во-вторых, на работы, которые в той или иной степени посвящены исследованию проблем социализации, ценностной ориентации, мотивации, адаптации молодежи и студенчества.

Чтобы узнать, как обстоят дела в нашем городе, мы вышли на улицу для проведения опроса среди молодежи. Цель опроса – выявление влияния вторичной занятости студенческой молодежи в современном обществе на социализацию, мотивацию, адаптацию и будущее трудоустройство студентов. В соответствии с данной целью в работе были поставлены следующие задачи:

– раскрыть причины вторичной занятости студенчества в современном обществе;
– определить характерные черты личности работающего студента, а также выявить особенности социализации студенчества в современном обществе;
– установить факторы, влияющие на формирование ценностных ориентации студентов;
– выявить основные мотивы трудовой деятельности студентов;
– определить влияние трудовой деятельности студентов на социальную и профессиональную адаптацию и на возможность успешного трудоустройства после окончания вуза;
– обосновать концептуальные основы оптимизации трудовой деятельности студентов.

За две недели нам удалось опросить около 200 молодых людей, среди которых были студенты университетов и колледжей, школьники и уже окончившие учебные заведения ребята. Позиция 50 человек из них – работаю, чтобы учиться.

– Как бы странно это не звучало, но мне приходится подрабатывать, чтобы нормально учиться в университете. К сожалению, обучение не такое доступное в наше время, цены на высшее образование космические и среднестатистическая семья порой не может себе позволить его оплатить. Я плачу 360 тысяч в год. Конечно, если бы я учился в Алматы или Нур-Султане, то стоимость была бы в два раза больше. Это грустно, потому что нашей стране нужны специалисты, но в то же время, цены на обучение необоснованно высокие, – рассказал нам студент местного университета.

Большая половина опрошенных, а именно 132 человека, совмещают обучение и работу только для того, чтобы были деньги на мелкие расходы и помочь семье. Так, например, пообщавшись со студентом колледжа, становится понятно, что поступить на грант в колледж не составляет большого труда, но вот удержаться на стипендии тяжело.

– Я учусь на третьем курсе колледжа, на гранте. Конечно, 21000 тенге в месяц нелишние, но, если судить объективно, этого очень мало. Основная часть средств уходит на проезд (это около 5000 в месяц) и питание в колледже. Работаю я в сфере обслуживания, чтобы просто были деньги сходить иногда в кино, спортзал и сделать подарок на праздник семье или девушке, – поделился с нами учащийся колледжа.

Удивительно было то, что 15 опрошенных – школьники, которые работают просто потому что им интересно ощутить на себе взрослую жизнь. Остальные респонденты совмещают учебу и работу, но попросили никому об этом не говорить. К сожалению, суровые реалии нашей системы образования не позволяют ребятам полноценно зарабатывать и учиться одновременно, грозясь отчислением с курса.

Помимо живого опроса, мы отправляли по социальным сетям безопасное анонимное анкетирование, которое также дало свои результаты.

В ходе опроса респондентам предлагалось ответить на вопросы анкеты, касающиеся мотивации трудоустройства студенческой молодежи, причин вторичной занятости, основных характеристик трудовой деятельности (форма занятости, форма трудоустройства и т.д.), а также проблем, возникших в процессе совмещения трудовой и учебной деятельности. Основными путями поиска работы являются объявления в интернете или газетах (30,8%), подсказка друзей или знакомых (28,8%), а также собственная деятельность студентов (19,2%). Показательно, что 65,4% студентов, совмещающих работу с учебой, уже имели опыт работы до поступления в вуз. Данный факт говорит о то, что современная молодежь стремится обеспечивать себя материально и более серьезно подходит к вопросам трудоустройства. Основными причинами, которыми руководствуются студенты при трудоустройстве, являются желание быть независимым от родителей (75%), улучшение материального положения (44,2%), а также желание проводить свое свободное время с пользой, приобретение опыта по профессии и расширение круга общения. Стоит отметить, что вторичная занятость позволяет студентам не только обеспечивать себя материально (35,6%), но и помогать родителям (18,8%). Это является, с нашей точки зрения, достаточно существенным аргументом в пользу высокой активной жизненной позиции студентов, а также высокой моральной ответственности перед малоимущими родителями. Но вместе с тем вторичная занятость сопровождается сложностями совмещения графиков учебы и работы. Поэтому закономерен вопрос о степени занятости студентов. По результатам опроса 55,8% работают постоянно и 38,5% подрабатывают время от времени. Соответственно, можно сделать вывод, что студенты, совмещающие трудовую и учебную деятельности, работают на основе частичной занятости. Однако студенты предпочитают постоянную работу вне зависимости от таких факторов, как пол, возраст, материальный достаток и так далее. Студенты, получающие стипендионные выплаты, в меньшей степени озадачены постоянной работой, что связано с направленностью основного внимания студентов на обучение.

Многие респонденты отмечают, что работают в интернете. На данный момент это один из самых легких способов подработки. Сейчас для этого есть много возможностей, начиная с лайков в социальных сетях и написания текстов, есть работа и для дизайнеров, и для программистов, много разных бирж, где студент всегда сможет найти применение своим знаниям и умениям, и заработать иногда вполне неплохо.

– Я подрабатываю тем, что рисую людей. Они отправляют фотографии, я рисую их либо на бумаге, либо на графическом планшете, отправляю им результат с большей вотермаркой (отличительным знаком) для того, чтобы они не могли использовать фото пока не отправят деньги, и после уже отправляю нормальную картину. Многие просят отправлять по почте рисунки, что меня, несомненно, радует. Конечно, в связи с возрастом и менталитетом нашего народа, меня то и дело хотят как-то обмануть, скинуть цену или того хуже, просят бесплатно сделать рисунок качества Сальвадора Дали. Главное, на жизнь хватает и времени много не отнимает, – рассказала нам Александра, студентка российского университета.

Однако, как бы все хорошо не было, чаще всего студентов пытаются обмануть и работодатели. Примеров вопиющих случаев очень много. Так, например, заработав за месяц примерно 150000 тенге, на удержание из зарплаты может уйти как 20000, так и 100000 тенге, объясняя это мелкими проступками, которые по договору никак не должны влиять на конечную оплату труда. К сожалению, подобных ситуаций очень много и чаще всего наблюдаются в сфере обслуживания населения: официанты, продавцы-кассиры, консультанты, промоутеры и так далее.

– Мне пришлось сменить большое количество кафе, ресторанов и баров в поисках нормальной подработки. К сожалению, в таких местах девушкам тяжелее всего работать из-за менталитета населения. Работая в баре, тебе порой приходится одеваться в короткие юбки и блузки с декольте, чтобы было видно фигуру, из-за этого часто пьяные люди начинают приставать, как-то задевать и так далее. Защиты в такой момент нет и приходится самой как-то отвечать на подобные провокации. Клиент уходит недовольный после этого, а у меня отнимается часть зарплаты. В ресторанах ситуация получше будет, но тоже много нюансов. В одном ресторане ты должен работать с 13:00 и до 5-6 утра, и за это время ты получишь две-три тысячи тенге на руки, – пожаловалась нам одна из опрошенных.

Подведем итоги. Проблема работающего студента достаточно актуальна. Отсутствие распределения после окончания обучения взывает к необходимости получения студентами раннего практического опыта. Кроме того, необходимость вторичной занятости, как показало эмпирическое исследование, обусловлена также ответственностью студентов за финансовое обеспечение и себя, и своих неимущих родителей. В связи с этим вопросы вторичной значимости обретают совершенно иной смысл и требуют активного включения в этот процесс администрации учебных заведений, представителей бизнес-сообщества. Необходима управляемость этим процессом. При этом важно учесть совокупность многих факторов управления.

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *