Городская общественно-политическая газета

Путь к стабильному развитию

0 133

В своем выступлении на втором заседании Национального совета общественного доверия 20 декабря 2019 года Президент Республики Казахстан К. Токаев, акцентируя внимание на привитии общественному сознанию культуру митингов, о необходимости совершенствования законодательства о митингах и внесении проекта закона на рассмотрение Парламента отметил: «Речь идет не просто об изменениях в действующий закон, а о концептуально новом законе, который регламентирует вопросы организации и проведения всех форм мирных собраний».

Инна ЛЕБЕДЕВА

С рядом вопросов о новом документе, призванном регулировать общественные отношения, направленные на реализацию установленного Конституцией Республики Казахстан права граждан Республики Казахстан собираться для публичного выражения позиции, мы обратились к руководителю отдела внутренней политики акимата города Тараза Сламбековой Улане Сламбековне.

Улана Сламбековна, в старом законе не было формулировки «мирные собрания», что это означает и каковы основные принципы нового закона?

В первую очередь мне хочется акцентировать внимание читателей на том, что закон Республики Казахстан «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан» от 25 мая 2020 года соответствует международным стандартам, в частности, статье 21 Международного пакта о гражданских и политических правах. Так, статья гласит: «Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц».

Соответствует он и принципам Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Закон демократичен, либерален и прогрессивен в сравнении с законом 1995 года, в котором было много пробелов. Кроме того, гарантии свободы мирных собраний закреплены статьей 32 Конституции Республики Казахстан.
Итак, в понятие «мирные собрания» входят: собрания, митинга и демонстрации, шествия и пикетирования.

Кстати, три статьи первой главы нового закона достаточно ясно раскрывают суть употребляемых в нем терминологий, саму сущность и основные принципы закона, которые, на мой взгляд, способствуют пониманию его содержания гражданину с любым уровнем образованности, чего не было в законе, утратившем силу. В нем не дано толкование понятия «собрание», впрочем, так же, как и понятий «демонстрация», «шествие», «митинг», «пикет», что нарушает принцип юридической предсказуемости и определенности и дает возможность совершенно произвольно определять то или иное скопление, группу или акцию граждан, как незаконное собрание или пикет.

К примеру, согласно статье 11 закона 1995 года изложено: «порядок организации и проведения собраний и митингов, установленный настоящим Законом, не распространяется на собрания и митинги трудовых коллективов и общественных объединений, проводимые в соответствии с законодательством, их уставами и положениями в закрытых помещениях».

Исходя из формулировки этой статьи, следует, что на любые иные собрания и митинги, организуемые в закрытых помещениях не трудовыми коллективами и не общественными объединениями, а, например, отдельными гражданами, группами граждан, коммерческими организациями, фондами или учреждениями, распространяется порядок, установленный данным законом.

Тогда как в статье 2 нового закона достаточно конкретно показано, на какие общественные отношения не распространяется действие настоящего Закона. Здесь преследуется одна цель: правильное применение и, как следствие, правильная оценка действий граждан.

Если говорить о принципах, то здесь все просто и понятно, мне лично особо импонирует принцип презумпции в пользу проведения мирных собраний, то есть предположение истинности и правильности проведения мирных собраний, так как нет обоснованного доказательства обратного — неправильности. Это ли не поддержка права гражданина на волеизъявление?

Улана Сламбековна, новшеств много, расскажите об основных?

Если вы заметили, закон 1995 года состоит из 12-ти статей (не имеющих разделений на главы и наименования статей), новый – из 3 глав (21-й статьи). Это говорит само за себя. На особенностях трех статей общих положений мы уже останавливались. Вторая глава состоит из 15-ти статей, направленных на трактовку порядка организации и проведения мирных собраний, в то время как в соответствии с требованиями закона 1995 года, порядок проведения мирных собраний утверждался нормативно-правовым актом местного представительного органа в качестве приложения.

Так, в законе создан институт агитации, не регламентирована деятельность представителей средств массовой информации, определен статус, права и обязанности организатора мирных собраний, предоставлена возможность проводить пикеты в любых местах, не запрещённых законом, для прозрачности и объективности информации о наличии и занятости специализированных мест, акимат будет обязан размещать на своем интернет-ресурсе перечень таких мест и информацию об их занятости.

Четко обозначены основания прекращения мирных собраний, такие как создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, общественному порядку и общественной безопасности, причинения ущерба имуществу, в том числе в результате превышения нормы предельной заполняемости специализированного места. Упрощены требования ко всем документам.

Кроме того, определено материально-техническое и организационное обеспечение проведения мирных собраний, основания и порядок приостановления, прекращения мирных собраний.

Вы употребили слово «прогрессивен». В чем заключается прогрессивность закона в вопросе подачи уведомления и заявления о получении согласования проведения мирных собраний?

В настоящий век информационных технологий многое изменилось. Все упростилось по сравнению с тем, что было даже 10 лет назад, не говоря о прошлых столетиях. Поэтому меняются некоторые подходы, связанные с волеизъявлением граждан, с мирными собраниями. Так что прогрессивное движение вперед налицо, и это хорошо. Думается, новое правовое регулирование облегчит многие нынешние проблемные вопросы по свободе выражения своих мнений и, при правильной организации работы местных исполнительных органов, все станет на порядок легче и доступнее, безопаснее и удобнее. Время покажет.

К примеру, уведомление о проведении мирных собраний в форме пикетирования, собрания, митинга подается организатором мирных собраний местному исполнительному органу на бумажном носителе или в форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи, в срок не позднее чем за пять рабочих дней до дня его проведения (в старом законе – 10 дней), причем местный исполнительный орган в течение трех рабочих дней (в старом законе — пять), со дня регистрации уведомления обеспечивает ряд организационных мер и сообщает организатору о своих предложениях или об отказе.

В случае отсутствия ответа местного исполнительного органа по истечении срока рассмотрения уведомления организатор проводит мирное собрание согласно поданному уведомлению, т.е. вопрос согласован по умолчанию местных исполнительных органов.

Заявление о получении согласования проведения мирных собраний в форме демонстрации, шествия подается организатором мирного собрания местному исполнительному органу на бумажном носителе или в форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи, в срок не позднее чем за десять рабочих дней до дня его проведения (в старом законе – 10 дней).

Местный исполнительный орган рассматривает заявление и в течение семи рабочих дней со дня его регистрации (в старом законе — пять) сообщает организатору о согласование проведения демонстрации, шествия, о согласовании использования звукоусиливающих технических средств, транспортных средств, об отказе в проведении по основаниям, предусмотренным статьей 14 настоящего Закона, о предложении изменения места и (или) маршрута следования либо времени проведения мирных собраний в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина, государственной безопасности, а также бесперебойного функционирования транспорта, объектов инфраструктуры, сохранности зеленых насаждений и малых архитектурных форм, иного имущества и о принятом решении. При рассмотрении уведомления и заявления о получении согласования предлагается осуществлять данный порядок в рамках внутреннего регламента местных исполнительных органов.
Данный порядок, в совокупности с вышеперечисленными нововведениями — чем не прогресс?

На какой стадии готовность реализации Закона местными исполнительными органами областного центра?
Закон Республики Казахстан «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан» от 25 мая 2020 года был опубликован 26 мая 2020 года, вступил в законную силу 6 июня, требует разработки нормативного правового акта местного представительного органа. В соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан «О правовых актах», 8 июня нами подготовлен проект решения Таразского городского маслихата «Об определении специализированных мест для проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований и правил их использования в городе Таразе».

Согласно требованиям статьи 20 Закона РК «О правовых актах», данный проект нормативного правового акта, как документ, касающийся прав, свобод и обязанностей граждан, направлен в общественный совет города Тараза, рекомендации которого будут готовы в срок не ранее десяти рабочих дней с момента его поступления в общественный совет. Кроме того, Закон предусматривает публичное обсуждение проектов нормативных правовых актов на интернет-портале открытых нормативных правовых актов не менее 10 рабочих дней с даты их размещения на портале, а также согласование с заинтересованными органами и регистрацию в органах юстиции. Соответственно, работа в рамках данного закона начнет обеспечиваться по мере вступления его в силу.
Спасибо за беседу.

Пікір қалдырыныз

Your email address will not be published.