Городская общественно-политическая газета

От истоков «Золотой Орды»…

0 179

Золотая Орда занимала громадную не только для своего времени, но и по современным меркам территорию — от реки Иртыш и западных предгорий Алтая на востоке и до низовьев реки Дунай на западе, от известного Булгара на севере до кавказского Дербентского ущелья на юге.

В произведениях арабо-персидской исторической географии это государство именуется как «Улус Джучи», у некоторых авторов встречается и слово «Орда» в понятии ставки хана, центра государства. Бытовало также и традиционное название «Дешт-и-Кипчак», ибо центральные земли этого государства принадлежали кипчакам-половцам.

Это огромное государство само еще делилось на две части: основная, западная часть, то есть собственно Золотая Орда называлась Ак (Белая) Орда, а восточная, куда входили западные территории современных Казахстана и Средней Азии, – Кок (Синяя) Орда. В основе такого деления лежала прежняя этническая граница между кипчакским и огузским союзами племен. Слова «золотая» и «белая» являлись одновременно и синонимами, дополняя друг друга. В татарском народном эпосе «Идегей», например, часто встречаются параллельные определения «Алтын Урда, Ак Урда» – «Золотая, Белая Орда». Термины «Белая Орда» или просто «Орда» встречаются также в ярлыках-грамотах золотоордынских ханов.

Этническую основу создателей Золотоордынского государства составили тюркоязычные племена огромного Евразийского континента: кипчаки, огузы, волжские булгары, маджары, остатки хазар, некоторые другие тюркские этнические образования и, бесспорно, тюркоязычные же татары, переселившиеся из Центральной Азии на запад еще в домонгольское время, а также пришедшие в 20 – 40-х годах XIII века в составе армий Чингиз-хана и Бату-хана.

К слову, долгое время с европоцентристской точки зрения на историю утверждалось, что сам «Потрясатель Вселенной» Чингиз-хан был монголом по этническому происхождению. Причем такие утверждения основывались лишь на том, что он пришел с Востока, из земель, на которых сегодня проживают монголы. Однако современные историки сумели на документальных источниках и фактах археологической науки доказать, что на момент выхода Чингиз-хана в поход на Запад не существовало самого термина в обозначении «монгол», и на территории современной Монголии монголо-язычные племена появились гораздо позже периода Чингиз-хана.

По сей день в Монгольской республике среди топонимический названий из наиболее древних преобладают тюркские слова. В археологических слоях историографии Монгольской республики, в том числе могильниках, отсутствуют признаки многочисленности монголо-язычных племен либо какие-либо останки металлолитейной инфраструктуры, которые могли указывать, что отсюда возникло военное образование, способное дойти до Средней Азии. Даже язык обихода, культурной, военно-политической и хозяйственной терминологии и письмо времен Чингиз-хана было полностью на тюркском языке…

У Бату-хана получали ярлыки на княжение в своих «отчинах» (вотчинах) Ярослав и практически все русские князья; приезжали к нему также правители армян и даже более отдаленных народов Евразийского континента. Крупнейший персидский историк XIII века Джувейни в своей книге «История завоевателя мира» отмечает, например, следующее: «Султанам Рума (Византии), Сирии и других стран он жаловал льготные грамоты и ярлыки, и всякий, кто являлся к нему, не возвращался без достижения своей цели».

Бату по своему общепризнанному положению со временем достиг таких высот, которые позволяли ему диктовать свою волю главе всей прежней Великой империи чингизидов, хотя он формально считался его подчиненным. Общепризнанный авторитет Бату-хана в обществе объясняется прежде всего тем, что он был старшим среди всех царевичей, ибо являлся законным наследником Джучи, старшего сына самого Чингиз-хана.

Его высокое положение видно и из того, что именно он возглавил армию в историческом походе в Европу. Все это отлично понимал сам Бату, поэтому свое истинное положение в мире он сознавал превосходно.

На всемонгольский курултай 1243 года он не явился, ибо был занят созданием нового государства. Отсутствие Бату не позволяло избрать нового великого хана вместо умершего Угэ-дэ, и империей временно управляла его вдова. Но в 1246 году определенные силы сумели провести на курултае избрание великим ханом Гуюка, противника Бату. Дело чуть было не дошло до военного столкновения между ними, Бату-хан даже направился против него с войском, но по пути узнал о смерти Гуюка. Не доезжая до Каракорума, он собрал монгольских царевичей и поставил перед ними вопрос о престолонаследии.

Все прибывшие попросили Бату принять имперский престол, но он отказался, сказав, что ему на западе и так подчинены многие государства, поэтому одновременно управлять еще и Китаем, и Туркестаном, и Ираном будет невозможно. Кандидатом в великие ханы он предложил Менгу, старшего сына Тулуя (Тулуй – это младший сын Чингиз-хана). Все согласились с ним. В 1251 году по требованию Бату-хана созвали курултай и там возвели на великий ханский престол Менгу, который, таким образом, стал человеком Бату.

Бату-хан вернулся после этого в свое новое государство и в низовьях Волги построил новый город Сарай – столицу Золотой Орды. В 1254 году западноевропейский путешественник и миссионер Гильом Рубрук во время своей поездки к монголам и татарам застал Бату-хана в этом новом городе. Вот отрывок из его рассказа о том, как он, Рубрук, и его помощники были на приеме у золотоордынского хана: «Сам же он сидел на длинном троне, широком, как ложе, и целиком позолоченном; рядом с Бату сидела одна госпожа (его жена Боракчин. – Р.Ф.)…

Скамья же с кумысом и большими золотыми и серебряными чашами, украшенными драгоценными камнями, стояла при входе… Лицо Бату было тогда покрыто красноватыми пятнами» (эти слова взяты из книги Рубрука «Путешествие в восточные страны»). «Красноватые пятна», очевидно, являлись результатом высокого кровяного давления, и через год Бату-хан скончался от паралича в возрасте 47 лет. Похоронили его в своей столице Сарае. Могила не известна.

После Бату-хана на золотоордынский трон сел его сын Сартак, который, кстати, был христианином (сам Бату оставался язычником). Но он правил совсем немного – умер на обратном пути из Каракорума. Есть некоторые сведения о том, что он был убит по указанию Берке, брата Бату, претендовавшего на ханский престол. Однако Менгу-каган посадил на сарайский трон Улакчи, сына Сартака, но и он умер в том же году. На трон сел Берке, поддержанный аристократией Улуса Джучи.

Правление Берке-хана ознаменовалось двумя крупнейшими, весьма значительными событиями в истории Золотой Орды: получением государственной самостоятельности в связи с выходом из состава Монгольской империи и принятием ислама. Еще при Бату Золотая Орда шла к полной независимости, но Улус Джучи юридически еще находился в ее составе, ханы его назначались имперским руководством, монеты чеканились от имени великих, а не золотоордынских ханов. Воспользовавшись случаем переноса столицы империи из Каракорума в Ханбалык (Пекин) при новом великом хане Хублае (что привело к отдаленности, оторванности улусов от центра), Берке вообще перестал считаться с ним.

Еще при Бату-хане началось покровительство мусульманам; есть даже некоторые сведения о том, что Бату тайно стал мусульманином. Однако ислам в Золотой Орде был принят при Берке. Это событие зафиксировал в своей монументальной энциклопедии египетский историк начала XIV века ан-Нувайри: «Он (Берке) первый из потомков Чингиз-хана принял религию ислама; [по крайней мере] нам не передавали, чтобы кто-нибудь из них сделался мусульманином до него. Когда он стал мусульманином, то и большая часть его народа приняла ислам».

При правлении Берке, в конце 50-х годов, была проведена первая перепись населения в Золотой Орде и в тех государствах, которые были подчинены ей, в том числе и на Руси. Время правления Берке-хана характеризуется также началом войны с хулагуидами, т. е. правителями Ирана из династии чингизида Хулагу. Эта война с перерывами и с переменным успехом продолжалась почти 100 лет. Начавшаяся война привела Золотую Орду к союзу с Египтом, которым правили тогда мамлюкские султаны.

Мамлюки (по своему происхождению это кипчаки) – выходцы из Поволжья. В качестве невольников (арабское слово «мамлук» означает раба) в период монгольских завоеваний попали в Египет и составили гвардию династии айюбидов в этой стране. В 1250 году военная верхушка мамлюков свергла эту династию и основала свою – династию мамлюкских султанов, которая правила Египтом и Сирией до 1517 года. Из мамлюков вышли выдающиеся государственные деятели, среди которых, например, всемирно известный Байбарс (1260-1277 годы). Между Золотой Ордой и мамлюкским Египтом были установлены самые близкие политические, экономические и культурные взаимоотношения. Следует добавить, что мамлюкские эмиры снова правили Египтом в XVIII веке.

После Берке-хана Золотой Ордой правил Менгу-Тимур (1266-1282 годы), внук Бату-хана, при котором уже начали чеканить собственно золотоордынские – джучидские монеты. При нем расширилась международная торговля с западным миром – с итальянцами и немцами, был установлен крепкий союз с улусами Угэдэ и Чагатая, отношения между которыми испортились было при Берке. Хан предпринял также ряд важных мер в целях укрепления государственной власти в самой Золотой Орде.
Однако после смерти Менгу-Тимура началась борьба за власть.

Нарушив завещание хана, который хотел видеть на престоле своего племянника Тули-Буги, трон занял его собственный брат Туда-Менгу (1282-1287годы). Это был безвольный человек, и пришел он к власти по воле Ногая – одного из влиятельных темников Золотой Орды.

Темник – от монгольского слова «тумэн» – крупный феодал, державший такое количество кочевых хозяйств, которое могло выставить 10-тысячное войско. В военное время он являлся предводителем такого войска. Однако количество воинов под руководством отдельных темников далеко превосходило эту цифру, и из темников вышел ряд крупных военачальников Золотой Орды, среди которых упомянутый Ногай, известный многим Мамай и позднее Идегей.

Названные темники, не имевшие законных прав на ханский престол, но благодаря своим политическим и военным способностям, в сущности правили государством через посаженных ими на трон малоинициативных ханов. С некоторыми темниками связаны названия отдельных золотоордынских городов, например, Темников в современной Мордовии и Тюмень в Западной Сибири.

Неспособность Туда-Менгу к управлению государством вызвала недовольство среди царевичей – братьев и сыновей Мен-гу-Тимура – и он вынужден был отречься от престола, на который сел упомянутый выше Туля-Буга (1287-1291годы). У него испортились отношения с Ногаем, вскоре они переросли в открытую борьбу. Ногай вошел в союз с Токтаем, одним из шести сыновей Менгу-Тимура, и в результате тайного сговора были убиты Туля-Буга и братья Токтая.

Токтай был утвержден на царствование, которое оказалось довольно долгим (1291-1312годы). Взаимоотношения Ногая с молодым ханом сперва были дружескими, но когда он начал проявлять самостоятельность, они испортились, более того, превратились в настоящую вражду. Этой вражде был положен конец в решающем сражении между ними в 1300 году, завершившемся победой Токтая.

Уже старый и дряхлый Ногай, когда-то могущественный темник, бывший командующий армией Берке-хана, разбившей в 1256 году Хулагу, погиб в причерноморских степях за Днестром от удара русского воина из войска Токтая. Воин принес отрубленную им голову старика к хану, но Токтай, возмутившись, убил его самого.
Завершился XIII век – век завоеваний, крушения старых и создания новых империй и государств. Начался XIV век – век новых культур и цивилизаций, новых этнических образований. На трон сел Берке, поддержанный аристократией Улуса Джучи.

Правление Берке-хана ознаменовалось двумя крупнейшими, весьма значительными событиями в истории Золотой Орды: получением государственной самостоятельности в связи с выходом из состава Монгольской империи и принятием ислама.

Еще при Бату Золотая Орда шла к полной независимости, но Улус Джучи юридически еще находился в ее составе, ханы его назначались имперским руководством, монеты чеканились от имени великих, а не золотоордынских ханов. Воспользовавшись случаем переноса столицы империи из Каракорума в Ханбалык (Пекин) при новом великом хане Хублае (что привело к отдаленности, оторванности улусов от центра), Берке вообще перестал считаться с ним.

Еще при Бату-хане началось покровительство мусульманам; есть даже некоторые сведения о том, что Бату тайно стал мусульманином. Однако ислам в Золотой Орде был принят при Берке. Это событие зафиксировал в своей монументальной энциклопедии египетский историк начала XIV века ан-Нувайри: «Он (Берке) первый из потомков Чингиз-хана принял религию ислама; [по крайней мере] нам не передавали, чтобы кто-нибудь из них сделался мусульманином до него. Когда он стал мусульманином, то и большая часть его народа приняла ислам».

При правлении Берке, в конце 50-х годов, была проведена первая перепись населения в Золотой Орде и в тех государствах, которые были подчинены ей, в том числе и на Руси. Время правления Берке-хана характеризуется также началом войны с хулагуидами, т. е. правителями Ирана из династии чингизида Хулагу. Эта война с перерывами и с переменным успехом продолжалась почти 100 лет. Начавшаяся война привела Золотую Орду к союзу с Египтом, которым правили тогда мамлюкские султаны.

Мамлюки (по своему происхождению это кипчаки) – выходцы из Поволжья. В качестве невольников (арабское слово «мамлук» означает раба) в период монгольских завоеваний попали в Египет и составили гвардию династии айюбидов в этой стране. В 1250 году военная верхушка мамлюков свергла эту династию и основала свою – династию мамлюкских султанов, которая правила Египтом и Сирией до 1517 года.

Из мамлюков вышли выдающиеся государственные деятели, среди которых, например, всемирно известный Байбарс (1260-1277 годы). Между Золотой Ордой и мамлюкским Египтом были установлены самые близкие политические, экономические и культурные взаимоотношения. Следует добавить, что мамлюкские эмиры снова правили Египтом в XVIII веке.

После Берке-хана Золотой Ордой правил Менгу-Тимур (1266-1282 годы), внук Бату-хана, при котором уже начали чеканить собственно золотоордынские – джучидские монеты. При нем расширилась международная торговля с западным миром – с итальянцами и немцами, был установлен крепкий союз с улусами Угэдэ и Чагатая, отношения между которыми испортились было при Берке. Хан предпринял также ряд важных мер в целях укрепления государственной власти в самой Золотой Орде.
Однако после смерти Менгу-Тимура началась борьба за власть.

Нарушив завещание хана, который хотел видеть на престоле своего племянника Тули-Буги, трон занял его собственный брат Туда-Менгу (1282-1287годы). Это был безвольный человек, и пришел он к власти по воле Ногая – одного из влиятельных темников Золотой Орды.

Темник – от монгольского слова «тумэн» – крупный феодал, державший такое количество кочевых хозяйств, которое могло выставить 10-тысячное войско. В военное время он являлся предводителем такого войска. Однако количество воинов под руководством отдельных темников далеко превосходило эту цифру, и из темников вышел ряд крупных военачальников Золотой Орды, среди которых упомянутый Ногай, известный многим Мамай и позднее Идегей.

Названные темники, не имевшие законных прав на ханский престол, но благодаря своим политическим и военным способностям, в сущности правили государством через посаженных ими на трон малоинициативных ханов. С некоторыми темниками связаны названия отдельных золотоордынских городов, например, Темников в современной Мордовии и Тюмень в Западной Сибири.

Неспособность Туда-Менгу к управлению государством вызвала недовольство среди царевичей – братьев и сыновей Мен-гу-Тимура – и он вынужден был отречься от престола, на который сел упомянутый выше Туля-Буга (1287-1291годы). У него испортились отношения с Ногаем, вскоре они переросли в открытую борьбу. Ногай вошел в союз с Токтаем, одним из шести сыновей Менгу-Тимура, и в результате тайного сговора были убиты Туля-Буга и братья Токтая. Токтай был утвержден на царствование, которое оказалось довольно долгим (1291-1312годы).

Взаимоотношения Ногая с молодым ханом сперва были дружескими, но когда он начал проявлять самостоятельность, они испортились, более того, превратились в настоящую вражду. Этой вражде был положен конец в решающем сражении между ними в 1300 году, завершившемся победой Токтая. Уже старый и дряхлый Ногай, когда-то могущественный темник, бывший командующий армией Берке-хана, разбившей в 1256 году Хулагу, погиб в причерноморских степях за Днестром от удара русского воина из войска Токтая. Воин принес отрубленную им голову старика к хану, но Токтай, возмутившись, убил его самого.

Завершился XIII век – век завоеваний, крушения старых и создания новых империй и государств. Начался XIV век – век новых культур и цивилизаций, новых этнических образований.

Продолжение следует…
По научно-информационным источникам интернет пространства подготовил Бауржан БАТАНИН

Пікір қалдырыныз

Your email address will not be published.