В Жамбылском областном русском драматическом театре на минувшей неделе состоялась первая майская премьера – комедия-гротеск по пьесе Дениса Фонвизина «Недоросль».

Лариса ГУБАШЕВА, фото Юрия КИМА

Режиссером-постановщиком выступил заслуженный деятель культуры Кыргызстана Нурлан Асанбеков.

«Не хочу учиться, хочу жениться!» — эти слова недоросля Митрофанушки известны, пожалуй, всем. Пьеса Д. Фонвизиным была написана более двух веков назад, но ее поучительные посылы и моменты не утратили актуальности и сегодня.

Главная проблема, показанная в произведении, — осуждение традиционного воспитания провинциальных дворян, их злой нрав и глупость. Все фамилии персонажей носят символический характер, отражают особенности общества. Это, в сущности, комедия образов и ситуаций, созвучная с нашим временем. И неважно, где разыгрывается действие, даже страна здесь не так важна.

В любом провинциальном местечке есть свои кичливые богачи, представляющие, что за деньги можно купить все, в том числе «модное» образование для ненаглядного дитяти. Сюжет комедии завязан вокруг замужества Софьи (актриса Ксения Майнашева), находящейся на попечительстве семьи Простаковых.

Ее намерены выдать за Скотинина (актер Виктор Дадаев) – брата госпожи Простаковой (актриса Галина Соколова), которая, узнав, что девушка унаследовала от дядюшки Стародума (Евгений Орлов) большое состояние, меняет планы и предлагает в качестве жениха своего сына Митрофана (Темур Ичиков).

Слово «недоросль» в XVIII веке означало молодого дворянина, не получившего письменного удостоверения о выучке от учителя. Недорослей не принимали на службу, им даже не давали документов, разрешающих вступление в брак. Госпожа Простакова, управляющая всем и всеми — в её руках и хозяйство с дворовыми слугами, не считаемыми ею за людей, и собственный муж, которого, не стесняясь, она может поколотить, и воспитание сына Митрофана.

На самом деле воспитанием и образованием его она не обременена, а лишь старательно исполняет модные условности общества и своего положения в нём: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится». А словами Стародума автор обращается ко всем последующим поколениям, показывает, каким должен быть достойный гражданин, патриот своей земли.

Стародум – символ мудрости и завета, жаждущий справедливости. Но наступит ли она? Доросли ли герои до этой справедливости, до этой правды? Нет, пока у власти Скотинины, Простаковы да Митрофаны. Но и другая власть придет – будет ли надежней, без образования, без знаний, без выполнения основных человеческих законов и заповедей…

Комедия преподнесена в виде гротеска, и все персонажи несколько лубочные, преувеличенно осмеянные. Тем не менее смеяться не хочется, а хочется порой плакать от узнавания и понимания, как давно в мире ничего не меняется. В этом плане режиссер-постановщик Нурлан Асанбеков отменно обработал сюжет пьесы.

Отмечу также работу художника-постановщика таразского «Недоросля», заслуженного деятеля искусств Узбекистана Шухрата Абдумаликова. Балетмейстером премьеры выступил Сергей Васильков. В спектакле использована музыка Майкла Наймана. Актеры мастерски читают стихи Беллы Ахмадулиной «О, мой застенчивый герой» и Ивана Никитина «Тяжкий крест несем мы, братья».

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *