Проблемы бюджетного планирования, а также исполнения бюджета были и остаются актуальными для нашей страны.

В условиях мирового кризиса необходимы пересмотр всей системы государственных доходов и расходов, расширение доходной части бюджета, повышение прозрачности налоговой сферы, оптимизация расходов, исключение неэффективного использования бюджетных средств. Особая роль отводится органам государственного финансового контроля, призванным обеспечивать финансовую дисциплину бюджетополучателей.

Проводимое в настоящее время реформирование системы государственного финансового контроля, переход на государственный аудит в соответствии с передовой международной практикой позволят ей в большей степени соответствовать глобальным установкам по обеспечению качественного управления финансовыми ресурсами государства. Действенный финансовый контроль – необходимое условие дальнейшего развития страны и улучшения благосостояния народа. Трансформация этой важнейшей функции – конкретный шаг к повышению эффективности государственного сектора.

Международный опыт свидетельствует, что на различных уровнях власти в государстве весьма эффективно действуют контролирующие органы и, главным образом, в бюджетно-финансовой сфере. Действующая система государственного финансового контроля, которая сложилась в конкретной стране, имеет свои особенности, связанные с историческими аспектами развития государства. Более того, в мировой практике органы государственного финансового контроля уже давно стали неотъемлемой составляющей демократического общества и обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами. Следовательно, изучение мирового опыта осуществления и функционирования государственного финансового контроля для нашей страны представляет достаточно большой интерес.

На сегодняшний день в развитых странах большинство органов государственного финансового контроля широко использует аудит финансовой отчетности как один из важнейших методов проведения государственного бюджетного контроля.

За последние десятилетия значительно повысились требования к организации системы учета и отчетности, появились новые формы и методы ведения учета, в том числе с применением компьютерных систем. Бухгалтерская отчетность превратилась в основной источник информации, позволяющий оценить финансовое и имущественное состояние экономических субъектов. В этих обстоятельствах аудит финансовой отчетности превратился в один из важнейших инструментов, способствующих повышению качества бухгалтерской отчетности, одним из показателей которого является ее достоверность.

Пользователи бухгалтерской отчетности полагаются на квалифицированного аудитора, его компетентность и объективность. Заключение аудитора является гарантом достоверности тех данных, которые содержаться в отчетности.

Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности способствует повышению эффективности производственной и финансово-коммерческой деятельности субъектов хозяйствования.

Целями проведения аудита является подтверждение достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. [22]

Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю на основе ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности.

Государственный аудит и финансовый контроль в специальных государственных органах Республики Казахстан осуществляется в порядках, определяемых первыми руководителями данных органов по согласованию со Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета и уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту согласно пункту 3 статьи 2 Закона Республики Казахстан «О государственном аудите и финансовом контроле».

Согласно Приказа Министра финансов Республики Казахстан от 24 апреля 2017 года № 272 «Об утверждении процедурного стандарта «Аудит финансовой отчетности» составляется перечень объектов государственного аудита на текущий год.  

Отделом аудита финансовой отчетности Департамента внутреннего государственного аудита по Жамбылской области согласно исполнения перечня объектов государственного аудита на 2019 год было запланировано 32 аудиторских мероприятий. Из них в 2019 году по исполнению перечня проведены аудиторские мероприятия по финансовой отчетности на 30 объектах, 2 объекта отменено поручением КВГА.

По результатам аудита общая сумма нарушений бюджетного и иного законодательства составила 14 013,5 млн.тг., из них финансовые нарушения 13 990,1 млн.тг., процедурного характера 23,4 млн.тг. На основании предписаний – возмещено – 5,0 млн.тг., отражено по учету – 13 985,1 млн.тг.

 На должностных лиц объектов государственного аудита оформлены протокола об административном правонарушений за правонарушения, предусмотренного пп.2 ч.1 статьи 238 Кодекса, составления искаженной финансовой отчетности, сокрытия данных, подлежащих отражению в бухгалтерском учете, а равно уничтожения бухгалтерской документации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, наложены всего 26 административных взысканий на общую сумму 1,7 млн.тенге и возмещены в бюджет полностью, также 29 должностных лиц  привлечены к дисциплинарной ответственности.

Кроме того,  по результатам аудита установлено необоснованное перечисление с КСН временного размещения денег (депозитный счет) для избирательного взноса политических партий, участвующих в выборах и со счетов, внесенных в качестве обеспечения заявок и исполнения договоров о государственных закупках на общую сумму 1,6 млн.тенге.

В связи с чем, материалы аудита КГУ «Аппарат акима Сарысуского района» передан в ПО для рассмотрения и принятия процессуального решения в отношении должностных лиц Учреждения.

По завершению аудиторских мероприятий на объектах аудита, даны письменные рекомендации, проведены технической учебы  на соблюдение требований законодательства по использованию бюджетных средств и недопущению в дальнейшем финансовых нарушений, приводящих к искажению финансовой отчетности.

Следует отметить, что Уполномоченный орган по внутреннему государственному аудиту будет проводить ежегодный аудит финансовой отчетности администраторов бюджетных программ, в том числе консолидированной финансовой отчетности, и государственных учреждений, за исключением Национального Банка Республики Казахстан, на основе системы управления рисками в соответствии  с пп.1) ст.14 Закона Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года №392-V «О государственном аудите и финансовом контроле»

Главный специалист – государственный аудитор отдела аудита финансовой отчетности Аманжолова К.А.

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *