Прошло три года со дня введения в действие Закона Республики Казахстан «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан», содержание которого кардинально отличается от предыдущего.
Сегодня у нас в гостях руководитель отдела внутренней политики акимата города Тараза Сматилдаева Гулназ Есенгалиевна.
Вопрос: В чем особенность Закона в части организации мирных собраний?
Ответ: Особенность данного Закона, на мой взгляд, во внедрении смешанного порядка проведения мирных собраний – уведомительного и регламентированного. При этом в рамках уведомительного порядка, в случае отсутствия ответа местного исполнительного органа в течение установленного срока, проведение мирного собрания считается согласованным по умолчанию.
Вопрос: А в чем разница?
Ответ: Согласно пункту 1 статьи 10 Закона для проведения мирных собраний в форме пикетирования, собрания, митинга организатором мирных собраний подается местному исполнительному органу уведомление на бумажном носителе или в форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи, в срок не позднее чем за пять рабочих дней до дня его проведения, порядок рассмотрения которого регулируется статьей 11.
Так, согласно подпунктам 1), 2), 3) пункта 1 статьи 11 Закона местный исполнительный орган в течение трех рабочих дней со дня регистрации уведомления сообщает организатору мирного собрания:
1) о проведении пикетирования, собрания, митинга без установления юрт, палаток, иных сооружений, использования звукоусиливающих технических средств;
2) об отказе в проведении пикетирования, собрания, митинга по основаниям, предусмотренным статьей 14 настоящего Закона;
3) о предложении изменения места и (или) времени пикетирования, собрания, митинга в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина, государственной безопасности, а также бесперебойного функционирования транспорта, объектов инфраструктуры, сохранности зеленых насаждений и малых архитектурных форм, иного имущества.
В случае отсутствия ответа местного исполнительного органа по истечении срока рассмотрения уведомления организатор проводит мирное собрание согласно поданному уведомлению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 для получения согласования на проведение мирных собраний в форме демонстрации, шествия организатором мирного собрания организатором подается местному исполнительному органу заявление на бумажном носителе или в форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи, в срок не позднее чем за десять рабочих дней до дня его проведения, порядок рассмотрения которого регулируется статьей 13.
Вопрос: Какие меры должны быть предприняты властями в случае проведения санкционированных мирных собраний?
Ответ: В этом случае перед нами и организаторами мирных собраний стоит одна общая задача — соблюдения законности.
Первое – в целях оперативности рассмотрения уведомлений и заявлений нами разработан и утвержден Регламент работы государственных органов и их взаимодействия, так как, в целях объективности и обоснованности отказа, а также – для дачи разрешения на проведение мирного собрания Законом предусмотрен сбор ряда информаций об организаторах (о физических и юридических лицах).
Второе – подготовлена Памятка для организатора и участника мирного собрания, так как Законом четко регламентированы основания отказа в проведении мирных собраний, их приостановления и прекращения.
Третье: ежегодно проводится разъясненительная работа по основным требованиям Закона через СМИ. Так, в 2020 году в СМИ отделом публиковались разъяснения по вновь введенному в действие Закону, в 2021 году руководителем отдела давались разъяснения о проблемах в реализации Закона, принципах, ответственности сторон и о том, какие наказания предусматривает законодательство Республики Казахстан за нарушение данного Закона. В 2022 году публиковался материал руководителя отдела с разъяснениями о специализированных местах для проведения мирных собраний и порядке их организации и проведения, а также, в виде объявления вновь был опубликован материал о мерах, которые предпринимаются к гражданам за нарушения требований данного Закона.
Вопрос: Гулназ Есенгалиевна, назовите основания для отказа в проведении мирных собраний, их приостановления и прекращения.
Ответ: Причинами для отказа в проведении мирного собрания являются:
— если цель собрания – насильственное изменение конституционного строя страны, подрыв безопасности государства, разжигание розни;
— если собрание организовал гражданин, не имеющий на это права (это отмечено в Законе детально);
— если существует угроза госбезопасности, нарушения общественного порядка, охране здоровья, защите прав и свобод других лиц;
— если организатор нарушил сроки уведомления о проведении мирных собраний или заявления о получении согласования;
— в случаях представления неполной информации в поданном документе или недостоверных сведений;
— если собрание финансируют граждане или организации, финансирующие распространение оружия массового уничтожения, терроризма и экстремизма; юридическое лицо,, деятельность которого приостановлена или запрещена; иностранцы, лица без гражданства и иностранные юридические лица;
— если предполагаемое количество участников превышает нормы предельной заполняемости специализированных мест;
— если в предполагаемое время проведения в специализированном месте запланировано проведение других официальных, культурных, зрелищных и иных мероприятий, а также осуществляются строительно-монтажные работы.
Решение об отказе в проведении мирного собрания должно быть обоснованным и мотивированным и может быть обжаловано в соответствии с законом.
Если во время проведения собрания по вине его участников произошло нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья людей, представитель акимата может потребовать от организатора мирных собраний самостоятельно или совместно с ним устранить данное нарушение либо приостановить собрание и продолжить после устранения нарушения.
Если нарушение не было устранено по истечении установленного времени, мирное собрание должно быть прекращено.
Причинами для прекращения мирного собрания являются:
— создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, общественному порядку и общественной безопасности, причинения ущерба имуществу, в том числе в результате превышения нормы предельной заполняемости спецместа для организации и проведения собраний;
— разжигание розни, призывы к насильственному свержению конституционного строя и посягательству на территориальную целостность Казахстана;
— изменение формы проведения мирных собраний;
— отказ организатора от проведения мирного собрания;
— истечение времени проведения мирного собрания.
– Спасибо за беседу.
Беседу вел Денис Лесин