Яркой гаммой чувств

Сияющим спектром разнообразных эмоций влетел в минувшие выходные в Тараз балет в лице Государственного академического театра танца Республики Казахстан под руководством Булата Аюханова. Артисты его дали на сцене Жамбылского областного русского драматического театра два представления – балет-оперу «Пиковая дама» и «Хореографическое буриме» памяти Рудольфа Нуриева.

Лариса ГУБАШЕВА, фото Юрия КИМА

С обновленной программой артисты Государственного академического театра танца РК выступали в Таразе в течение двух дней – 22 и 23 февраля. В первый день они представили спектакль в двух действиях «Пиковая дама» на музыку одноименной пьесы П. Чайковского. Премьера «Пиковой дамы» состоялась в Алматы 28 января этого года. Автор сценария и постановки – бессменный руководитель театра Булат Аюханов. Таразцы смогли насладиться насыщенной программой выступления балета и во второй день, когда были представлены «Хореографическое буриме» памяти известного танцора Рудольфа Нуриева на музыку С. Прокофьева, «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского, «Рондо каприччиозо» К. Сен-Санса, сцена из балета «Евгений Онегин» на музыку П. Чайковского в обработке М. Плетнева и многое другое.

Напомним, в 1967 году Булат Газизович Аюханов основал первый в истории культуры и искусства не только в Казахстане, но и в Советском Союзе, ансамбль хореографических миниатюр «Молодой балет Алма-Аты». И по сей день является его бессменным руководителем, педагогом, исполнителем и концертмейстером.
В 1975 году коллектив был переименован в «Государственный ансамбль классического танца Республики Казахстан». В 1998 году коллектив Булата Аюханова получил звание «Академический», а в 2003 году труппа Аюханова стала «Государственным Академическим театром танца Республики Казахстан». Булат Аюханов, развивая традиции мирового балета, сыграл выдающуюся роль в становлении и мировом признании искусства классического танца, созданного им коллектива солистов балета, в котором нет, традиционного для трупп, кордебалета, где практически каждый артист имеет собственный репертуар, что позволяет Б. Аюханову расширять жанровые возможности искусства балета.

Булат Аюханов не боится нового, если даже для этого требуется преодоление инерции восприятия, отказ от привычных стереотипов, поиск, стремление к совершенству и неиссякаемый творческий энтузиазм. Вот живая визитка коллектива его театра и залог его профессионального роста. Это можно было в полной мере ощутить в Таразе на концерте Государственного академического театра танца РК под руководством Булата Аюханова. К сожалению, сам мэтр не приехал. Но зрители и слушатели с интересом восприняли экспериментальную оперу-балет «Пиковая дама» в постановке Б. Аюханова, хореографические номера в постановке Анвары Садыковой «Звуки степи», «Петроглифы», «Эпоха благоденствия» и другие. А также вариации из балета «Эсмеральда» Пуни в исполнении ведущей солистки театра Жанар Кушербаевой, романс «Весна» Д. Шостаковича в исполнении солистов театра Даулета Ыбышева и Айи Мелис, сцены из балета «Баядерка», «Лебедь» К. Сен-Санса в исполнении артистки балета Анны Бурловой. Громкими и продолжительными аплодисментами встречала публика также ведущих солистов театра Айнур Мукашеву и Мади Касымова. Они исполнили несколько хореографических композиций в этом замечательном концерте.

Вот что рассказала нам в интервью заслуженный деятель Казахстана, главный балетмейстер Государственного академического театра танца РК под руководством Булата Аюханова Гульфида Гафурова:

-Вопреки распространенному мнению, что за рубежом лучше, всегда интереснее посмотреть на оте-чественное искусство.

Имя Булата Аюханова – это уже легенда казахстанского балета. И слезы, и радость, большая гамма чувств наших благодарных зрителей – всегда дает воспарить духом и нам, дает заряд бодрости и вдохновляет на дальнейшие достижения. В составе балета приехали в Тараз 22 артиста. По произведению А.С. Пушкина «Пиковая дама» и на музыку П.И. Чайковского Булатом Аюхановым была поставлена одноименная опера-балет. Премьера ее прошла в Алматы в театре имени Абая 28 января, а теперь мы с гастролями планируем посетить другие города нашей страны. Б. Аюханов решил поэкспериментировать: балет на оперу еще в Казахстане никто не ставил. Как автор, он сделал концовку постановки альтернативной – если у Пушкина Герман сходит с ума и погибает от любви, то здесь герой остается жив.

Для публики была представлена также во второй день нашего выступления концертная программа на музыку европейских, казахстанских, российских композиторов, много отрывков из шедевров мировой классики. Фрагменты из балетов «Дон Кихот», «Спящая красавица», «Баядерка», «Эсмеральда». А «Хореографическое буриме», посвященное Булатом Аюхановым своему другу и соратнику Рудольфу Нуриеву, с которым он учился в Ленинграде, – это своеобразная танцевальная игра, где многие номера рифмуются между собой. Нео-казахский танец в постановке Анвары Садыковой тоже не оставил никого из зрителей равнодушным. До Тараза были в Шымкенте. Планируем посетить еще Павлодар, Костанай.

Comments (0)
Add Comment