Я б имел трех жен…

В Казахстане многоженство остается незаконным, но распространённым

Юрий ЕФИМОВ

В печати и Инете периодически всплывает тема введения в республике дозволения иметь несколько жен. Не сказать, что тема очень уж животрепещущая – большинству казахстанцев единственную супругу с детьми бы прокормить. Тем не менее ни для кого не секрет, что как минимум вторая жена – токал есть у многих обеспеченных людей, и как символ высокого материального, так и сексуального статуса.

Только многочисленные токалки по-прежнему остаются в формате «похода налево». Это периодически вызывает всплески негодования «патриотов» и «почвенников», которые заявляют, что все обычаи и уклад тысячелетий приучили народ к многоженству, и отказывать в таком праве мужчинам – противно их естественной природе. Правда, мнение женщин на эту тему прямо противоположное.
Посчитаем

Опрос казахстанцев, проведенный в Интернете, показал, что большинство (41%) согласно с инициативой узаконить в Казахстане институт многоженства, так как это сократило бы число незамужних женщин в стране. При этом 11% не видит в этом особого смысла: подобная форма брачных отношений активно существует и вне закона. 26% проголосовавших категорически против, и 22% — тех, кому все равно. Что касается Тараза, то в течение трех недель я опросил в частном порядке чуть более ста мужчин и женщин (поровну) в возрасте 18- 65 лет.

Результаты не оказались сенсацией. Из тридцати девушек до 25 лет двадцать три высказались категорически против легализации многоженства. Двое предложили уравнять права мужчин и женщин… многомужеством: если мужик по натуре «кобель», то будет ходить «налево», запрещай – не запрещай. А так хотя бы отомстить. Женщины старше (30-45 лет), которым мало светит роль токал, от идеи многоженства тоже не в восторге, но не считают его актуальным. Тем не менее никто не хочет, чтобы какая-то там токал получила права на имущество семьи.

Что касается мужчин, то молодежь вообще не особо стремится жениться рано, а вот другое поколение, из тех, кто старше 40 лет почти половина(!) согласно, что если мужчина в состоянии содержать две семьи – пусть они будут «законными». Правда, на мой вопрос, как их собственные жены отнесутся к появлению «младшей», сторонники многоженства отвечали что-то невнятное. Выводы сделать несложно.

С большой долей вероятности можно прогнозировать, что легализация многоженства обострит и без того проблемную ситуацию в семейной сфере страны. Большинство «старших» жен наверняка пойдут на развод, узнав о намерении мужа завести, как говорят мои украинские родственники, коханку. И мужья с радостью обновят свой гарем. Вот уж в судах настанет «Судный день»!

Тут можно вспомнить единственный, пожалуй, в бывшем СССР случай, когда многоженство было почти узаконено. В одной из лекций Фонда свободной журналистики «Эдил соз» юрист Борис Панкратов, родом из Казани, где проработал судьей 25 лет, рассказал об истории легализации многоженства в Татарстане. Во второй половине 90-х годов прошлого века эту тему подняли в Казани не просто так.

Хотя основная масса населения элементарно выживала и не думала ни о каких вторых-третьих женах, сложилось непростое положение с семьями «новых» татар и … русских! По статусу и понтам они должны были иметь не менее пяти семей, с домами, хозяйствами, авто и прочими атрибутами. Разумеется, со временем от вторых-пятых жен рождались дети, а вот продолжительность жизни самих «новых» (в этом статусе) в среднем составляла пять лет! Потом следовала встреча с киллером, шикарные похороны и фальшивые слезы, все имущество наследовала «законная» семья, а остальные – увы…

Чтобы решить эту проблему, тогдашний Верховный Совет Татарстана и узаконил многоженство. Не успели «новые» обрадоваться, как Генеральная прокуратура РФ благородную инициативу зарубила: по закону России возможен лишь один брак, а законы субъектов Федерации не должны нарушать общероссийские. Так и не вышло в России многоженства. Там оно тоже есть, но незаконное.

Но если вы думаете, что в возникших после распада СССР азиатских республиках на волне свободы шариат возобладал, то крупно ошибаетесь.
Хватит вам и одной жены!

Например, в Туркменистане с первого сентября 2018 года официально запрещено многоженство — так прописано в Семейном кодексе. В поправке к статье 7 Кодекса Туркменистана также уточняется, что под многоженством понимается «сожительство с двумя или несколькими женщинами одновременно при совместном ведении общего хозяйства». Напомним, что в УК этой республики за многоженство предусмотрено наказание. Мужчине, имеющему несколько жен, может грозить до двух лет исправительных работ или крупный штраф. Таким образом в республике решили ввести двойной запрет на полигамию. И это при том, что в стране большинство исповедует ислам!

Впрочем, в других республиках региона ситуация с многоженством, несмотря на усилия «традиционалистов» и «почвенников», складывается печально. Где же разрешено на территории Средней Азии многоженство? Ответ прост – нигде!

В Таджикистане многоженство запрещено на официальном уровне. Вместе с тем в связи с увеличивающимся влиянием религии, граждане этой страны, казалось бы, нашли выход из положения. Так, первый брак заключается в ЗАГСе, а второй и последующие за ним носят религиозный характер и заключаются уже в присутствии священнослужителя. Однако это преследуется по закону.

В отличие от Казахстана Таджикистан не стал исключать из УК наказание за многоженство. Согласно статье 170 Уголовного кодекса Республики Таджикистан двоеженство или многоженство наказывается штрафом в размере от 200 до 500 МЗП или исправительными работами в течение 2 и более лет. Примечательно, что по этой статье уже несколько десятков мужчин привлечены к уголовной ответственности.

Несмотря на это, многоженство получило широкое распространение в республике, пережившей последствия гражданской войны и испытывающей нехватку мужского населения. Что же касается уже осужденных, нужно учитывать тот факт, что для возбуждения уголовного дела по ст. 170 УК РТ необходимо, чтобы одна из жен подала в милицию письменное заявление на своего супруга. А это происходит крайне редко.

В Узбекистане за двоеженство можно схлопотать до трех лет тюрьмы! Несмотря на сильное влияние ислама в этой республике, в Ташкенте власти решительно выступают против многоженства. При этом запрет на многоженство в Узбекистане не является формальным. В республике действует Закон «О семье и браке», за многоженство здесь можно получить реальный срок. Согласно ст. 126 Уголовного кодекса Республики Узбекистан, «многоженство, то есть сожительство с двумя или более женщинами на основе общего хозяйства, наказывается штрафом от 50 до 100 минимальных размеров заработной платы или исправительными работами до 3 лет либо лишением свободы до 3 лет».

Правда, попытки узаконить многоженство в стране предпринимались. Так, в 2005 году Духовное управление мусульман Узбекистана обратилось к Кабинету министров республики с просьбой рассмотреть вопрос о легализации полигамных браков. Основным аргументом стало большое количество разведенных женщин с детьми, оставшихся без кормильца. В данном случае учитывался менталитет узбекского народа — там редко кто берет в жены разведенную женщину с детьми или вдову. А количество одиноких женщин в республике растет – мужчины миллионами живут в России. Но несмотря на эту тенденцию, правительство запретило полигамию.

Показательной в этом плане стала встреча президента Узбекистана Шавката Мирзиёева с имам-хатибами областей и авторитетными религиозными деятелями республики, в ходе которой обсуждался вопрос многоженства. Тогда узбекский лидер признал, что это явление в стране стало весьма распространенным, особенно в Ташкенте, и предупредил, что муллы, совершающие обряд «никах» для второй жены, будут отвечать перед законом.

Как видим, даже в традиционно исламских но экс-советских республиках понимают – если введение многоженства и решит какую-то сиюминутную проблему, зато создаст массу новых. Сто лет жизни в светском и семьдесят в советском обществе не прошли даром. И не стоит вздыхать об уходе от «истоков».
Когда в 1979 году советские войска вошли в Афганистан, то наши ребята, словно на машине времени попали не то в 16, не то в 14 век. Шариатские законы, закутанные до глаз женщины, феодализм в одном флаконе с рабством.

Статус женщины? Анекдот про афганца, у которого жена идет впереди него по заминированной дороге – совсем не придуман. Гибель мужчины, хозяина, воина – беда. А женщина… Погибнет – купим новую, были б деньги. Неслучайно в Народно-демократической партии Афганистана, что свергла своего средневекового правителя, 42 процента состава были именно из прекрасной части народа. Афганки служили в армии, милиции, госбезопасности, яростно сражались с басмачами и никогда не сдавались им в плен живыми. Ну не нравился им прежний статус в обществе – лишь чуть выше, чем у дворовой собаки. И они шли на смерть, лишь бы не возвращаться к «истокам». Об этом следует помнить воздыхателям о «прекрасной старине».

А что в родных пенатах?

В нашем богоспасаемом отечестве, вопрос о многоженстве муссируется еще со времен горбостройки, не к ночи будь помянута. Когда республика находилась в составе СССР, в соответствии с Уголовным кодексом Казахской ССР от 1959 года многоженство наказывалось в уголовном порядке. Однако с обретением суверенитета такую форму брака исключили из числа уголовно наказуемых актов.

С 1 января 1998 согласно УК РК многоженство не является подсудным (уголовно преследуемым) деянием. Иными словами, не запрещено. Вместе с тем в Законе «О браке и семье» от 17 декабря 1998 г. не предусмотрена возможность регистрации одновременно более одного брака. Иными словами, брак не может быть зарегистрирован, если гражданин уже состоит в браке.

Примечательно, что за всю историю суверенитета вопрос о многоженстве (как минимум двоеженстве) не единожды выносился на общественное обсуждение. Более того, с 2001 года его неоднократно обсуждали и в Мажилисе Парламента РК. Народные избранники не раз выходили с предложениями о легализации многоженства. Их основные аргументы: решение демографического вопроса и ссылка на Коран.

Однако большинством голосов предложения были отклонены. У противников инициативы остается железобетонный аргумент – наше государство светское, а религия – личное дело каждого. Кроме того, следует учесть также проводимую в республике гендерную политику, направленную на равенство представителей разных полов, а потому оппоненты рассмотрели в возможности легализации многоженства дискриминацию женщин.

Последний раз предложение прозвучало в 2008 году. Но инициативу ряда мажилисменов не удалось протащить после того, как женщины-парламентарии выступили с контрпредложением – рассмотреть вопрос многомужества! Вместе с тем не секрет, что в наше время в Казахстане можно зачастую встретить токал. И хотя браки со второй женой не регистрируются в рамках закона, их заключают в соответствии с мусульманским правом. Учитывая, что многоженство не преследуется законом, подобные браки стали нередки во всех областях республики.

С кого брать пример?

Многоженство широко распространено в Афганистане, Иране, Ираке, Пакистане, Саудовской Аравии и других странах исламского мира. На законодательном уровне полигамия разрешена в таких странах, как Алжир, Джибути, Египет, Ливия, Марокко, Мавритания, Мали, Нигер, Республика Конго, Сенегал, Того. Кроме этого на территории западного берега реки Иордан и Сектора Газа (палестинские территории) заключение полигамных браков считается законной для всех граждан-мусульман.

Что касается Индии и Шри-Ланки, здесь полигамные браки имеют право заключать только граждане, исповедующие ислам. Отдельное место занимает Буркина-Фасо, где и мусульмане, и не мусульмане имеют законное право вступать в полигамные браки.

Любопытная ситуация в Габоне: законодательство разрешает и женщинам, и мужчинам иметь несколько супругов. Однако на практике полигамия распространена только среди мужчин. В Малайзии мужчинам, исповедующим ислам, разрешается иметь до четырех жен, если разрешит шариат.

Что касается правил брака в странах мира, где исповедуются другие религии, в этом случае показателен буддизм. Поскольку в его основу положена доктрина мира, созданного для счастья человека, буддисты в целом лояльно относятся к мужчине, имеющему нескольких жен. Примером может служить Мьянма (бывшая Бирма), где разрешены полигамные браки.


Выводы
Многоженство в республике затрагивает интересы пары-тройки процентов населения – богатеев (бизнесменов и чиновников) и тех особ, что согласны на статус неофициальной жены, лишь бы «муж» решал ее материальные проблемы. Стоят ли их интересы создания проблем для остального населения – каждый пусть решает сам…

Comments (0)
Add Comment