В нынешнем году Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев на Международном туристическом форуме «Ұлытау-2019» назвал эту местность «золотой колыбелью» нашего народа. При этом он отметил историческую роль Жошы-хана, точнее, его наследия в виде ханства как основы в формировании крупнейшего государства в истории Евразии. Следом в своем Послании народу страны Глава государства заверил, что Казахстан достойно отметит 750-летие Золотой Орды.
Эта инициатива Президента нашла широкий отклик не только среди историков, но и всех почитателей родной истории Казахстана, являющегося естественным наследником этого мощнейшего в цивилизационном плане на евразийском пространстве государственного образования…
В советский период историографии об этом тюркском Ханстве – о Золотой Орде широкой общественности было мало что известно. Конечно, это происходило под влиянием на развитие исторической науки и народного образования больше в силу политических воззрений правителей того периода. По сей день раздаются голоса «любителей истории» с той — европоцентристской точки зрения, уничижительного отношения ко всем завоеваниям, и, главное, цивилизационной роли, по сути, Золотоордынского периода правления на большей части Евразийского континента. Тогда как в культурно-политическом, во временном и пространственном измерениях, по степени влияния на судьбы народов и стран, на самом деле Золотой Орде не было равных.
750 лет назад по решению великого народного схода — Таласского курултая Улус Жошы (Джучи), отныне именуемый Золотой Ордой, обрел полную независимость после разделения внутри владений Великого Чингисхана. Тогда правители улусов Жошы, Чагатая и Угедея – ханы Менгу-Тимур, Бораки Хайду – признали друг друга суверенными правителями. В свою очередь история Золотой Орды имеет прямое отношение к созданию Казахстана. Ведь в свою очередь Казахское ханство 550 лет назад вышло из состава Золотой Орды наряду с Казанским, Крымским, Астраханским, Сибирским ханствами и Ногайской ордой.
Жанибек и Керей — основатели Казахского ханства, были потомками одного из золотоордынских ханов Урус-хана, которого отождествляют с легендарным Алаша-ханом. Этногенез казахского народа в основном состоялся именно на момент распада Орды. То есть, тогда уже существовал практически единый кочевой народ Дешт-и-Кипчака, от которого напрямую происходят современные казахи, ногайцы и каракалпаки. Волжские и крымские татары, башкиры также по праву считают себя наследниками Золотой Орды.
Основной пласт казахского фольк¬лора, во многом общий с казанскими и крымскими татарами, башкирами, ногайцами и каракалпаками, также восходит к золотоордынской эпохе. Благодаря историческим источникам нам довольно хорошо знакомы имена эмира Едиге и Асана Кайгы – советника Азь Жанибека, великого ордынского правителя, которого в русских летописях называли «добрый царь Джанибек». Казахский историк Кадыргали Жалаири в своей книге «Жамигат-таварих» показывает прямую связь Казахского ханства и Золотой Орды, дает внутренний взгляд на ее историю. В духовной культуре Казахстана от золотоордынских ханов Берке и Узбека унас¬ледован традиционный ханафитский мазхаб суннизма, с его рациональным подходом и толерантностью.
На территории Казахстана имеется огромное количество письменных источников и культурных памятников, связанных с Золотой Ордой. Например, историкам хорошо известно, что Казахстан является своего рода «чемпионом» в Центральной Азии по количеству эпиграфических памятников (надгробных ¬надписей) золотоордынской эпохи. Символично расположение мавзолея Жошы-хана в Улытау, что находится в самом географичес¬ком центре Казахстана. В Атырауской области находится городище Сарайшык – одна из столиц Золотой Орды, где были похоронены ордынские ханы Тохта и Азь Жанибек, а позже – казахские ханы Жанибек и Касым. Также весьма символично, что сам город Атырау местные жители еще в советское время называли не «Гурьев», а Уйшик. Так назывался древний золотоордынский город неподалеку, из кирпичей которого яицкие казаки потом построили Гурьев. К слову, название национальной валюты Казахстана – «тенге» происходит от названия золотоордынской валюты «данг». Кстати, от него же происходит и русское слово «деньги». Даже смелая традиция – строить прекрасные города посреди Степи, на ровном пустом пространстве – была в свое время заложена ордынскими ханами. И строительство Астаны в независимом Казахстане – это не просто смелое решение, оно опиралось на вековую традицию, изначально впечатанную в наш «национальный код», по выражению Елбасы Нурсултана Назарбаева…
Что касается вопроса — почему казахстанское общество так мало осведомлено об этом, то ответ на него заключается в Правительственном акте 1944 года, принятом в СССР. Тогда было официально запрещено исследование Золотой Орды, объявлен реакционным и запрещен золотоордынский историко-героический эпос «Едиге», общий для казахов, ногайцев, каракалпаков, татар и башкир. Целый ряд видных казахских историков в тот период подверг¬лись преследованиям, в том числе такие, как Алькей Маргулан и Каныш Сатпаев. То же самое происходило в Татарстане. Впоследствии ордынская тематика оставалась под полным запретом до 80-х годов, когда ордыноведение в Казахстане в силу возможностей возродил Вениамин Юдин. Также в 80-е вышла трилогия Ильяса Есенберлина «Алтын Орда» – единственное в истории советского Казахстана литературное произведение об этой славной странице отечественной истории.
Но все же в целом знание о подлинной роли Золотой Орды в истории Казахстана оставалось достоянием узкого круга специалистов. В школьных и вузовских учебниках продолжала господствовать советская версия истории, согласно которой Казахское ханство якобы не связано исторически с Золотой Ордой.
Проблема в том, что Советскому руководству Золотая Орда «мешала» тем, что это было во многом основополагающим цивилизационным образованием и в развитии Российской государственности, и многих других. В Орде сформировались мощная экономическая система на основе животноводства, одновременно создана своеобразная развитая городская культура и богатая письменная литература. Это государство имело широкие связи со всем миром и огромное влияние в масштабах континента. Но именно это своей мощной исторической «тенью» мешало формированию европоцентристской точке зрения на «главенство и первенство» в цивилизационном развитии. Опасной для нового миропорядка была сама память о Золотой Орде, которая исторически объединяла тюркские народы. Однако полностью стереть из памяти народу Золотую Орду было невозможно, ибо вся археологическая наука на всем евразийском пространстве беспрестанно натыкалась на культурные пласты ее родоначальников, а иного и не было!
В последние десятилетия в Казахстане целый ряд ученых способствовали возвращению памяти на основе достоверных источников. Из востоковедов это А. Муминов, М. Абусеитова, Ж. Тулибаева, А. Кадырбаев, а также историки А. Кушкумбаев, Р. Темиргалиев, Ж. Сабитов. Тюркской академией в 2019 году изданы ряд научных трудов, посвященных истории и культурному наследию Золотой Орды. В том числе 5-томный труд Рашид-ад-дина «Жамиғ-ат-тауарих» в переводе на казахский язык; «Историко-сравнительный словарь тюркских языков XIV века» Э. Наджипа, составленный на материале языка золотоордынского памятника литературы «Хусрау и Ширин»; «Сокровенное сказание монголов», переведенное на казахский язык старшим экспертом академии Н. Базылханом; сборник научных статей «Золотая Орда: история, государственность, культурное наследие». Совместно с ЮНЕСКО в Париже проведен международный форум «Великая степь: культурное наследие и роль в мировой истории», вдохновленный идеями программной статьи Первого Президента Рес¬публики Казахстан Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи». Ряд секций был пос¬вящен культурному наследию Золотой Орды. Популяризация памятников золотоордынской культуры, литературного наследия на международной арене – ключевые задачи исторической науки. Только правда разоблачает создателей глубоко ложных стереотипов про то, что Золотая Орда была якобы «варварским» государством, которое ничего не создавало, а лишь разрушало. Тогда как сама политическая и духовная культура современных государств на евразийском пространстве берет истоки именно из золотоордынского и предшествовавших ему периодов развития международных экономических, политических и культурных связей.
Бауржан Батанин
Подготовлено по материалам исследований, публикаций СМИ-источников.