Возрождая исконные традиции

С обретением Независимости нашей республики в жизнь общества вернулся народный праздник Наурыз как один из древнейших традиционных празднеств во всем тюркском мире. Впервые это произошло ближе к концу эпохи советского правления в 1988 году.

Если обратиться к нашей истории, то с Наурызом встречал каждый новый год весь народ Алаш. Запечатленные в народном творчестве эти события имеют очень важное значение. Поскольку о праздновании Наурыза упоминается одновременно с периодом формирования ханства казахов — Алаш. По этому поводу Шакарим говорил: «У древних казахов (древних тюрков) первый день Нового года месяца Наурыз назывался днем Великого возрождения!»

Наурыз в качестве казахского национального праздника является очень важным звеном духовного развития, которое запечатлено всеми известными деятелями Алаш. Ахмет Байтурсынов писал: «Наурыз — это по-казахски символ начала года. В старину по случаю празднования Наурыза народ готовил праздничные блюда, веселился и чествовал друг друга, посещая дома и аулы соседей, общался стар и млад, укрепляя личные, общественные связи. С некоторых пор среди казахов этому празднику стали уделять меньше внимания, даже возникают путаницы по поводу дня его проведения. Одни утверждали, что Наурыз празднуют в первые дни месяца марта, а другие указывали на 9 число месяца… К моменту окончания и начала нового года по традиции люди всегда желали добра, поздравляли друг друга, говорили: «Пусть будет радостным новый год! Пусть принесёт новое счастье!» Так люди радостно, в приподнятом настроении встречали этот праздник».

Один из видных деятелей Алаш Жусипбек Аймауытов в своем произведении «Әнші» писал: «На праздник Наурыз казахская молодежь готовила праздничные мероприятия. Наряду с этим по случаю Наурыза совершались древние казахские обряды. Одной из традиций было приготовление блюда Наурыз коже в специальном Тайказане. В нем варилось мясо для большого дастархана, которое затем подавалось на блюдах согласно традиции в первую очередь старейшинам родов. Перед началом игр люди вдоволь пили кумыс, угощались национальными яствами. Традиции Наурыза подробно пересказывали наши учителя, как Жален, рассказывая молодежи об уроках и правилах проведения празднества. Специально для этого приглашались мастера музыки и песни. Одним из заметных домбристов был Амирхан, который выделялся и в стиле одежды, и по поведению среди других казахских певцов. Именно таким представился известный в дальнейшем знаменитый казахский певец Амре Кашаубаев. То есть презентация первого выступления и вообще появление на широкой публике запомнилось и полюбилось зрителям именно на празднике Наурыз. Однако впоследствии, как известно, свободолюбивый Амре и другие борцы за права народа, в том числе активист Алаш Жусипбек подверглись репрессиям красной империи. То есть казахские традиции, воспитывающие национальный дух, не пришлись ко двору советской власти. Хранители — продолжатели этих традиций повсеместно подвергались репрессиям как националисты-уклонисты.

1-7 декабря 1925 года краевой конференцией РКПб, прошедшей в городе Кызылорде, была объявлена всемерная поддержка завоеваниям при строительстве социалистического Казахстана. Провозглашен принцип советизации аулов и формирования органов управления. Первым секретарем краевого комитета партии избран Филипп Голощекин. 20 мая 1926 года вышло республиканское постановление о разделении пастбищных и посевных земель между местным населением. Это было сделано с целью подрыва экономического благосостояния зажиточных людей. Однако эта мера не помогла защитить население от тотальных репрессий. Лишенный земли и скота народ оказался не у дел. Тяжкое состояние людей также использовалось в целях антипропаганды национальных традиций, в том числе празднования Наурыза. Поскольку целью стало уничтожение национальной истории, дезориентация творческой интеллигенции, лишение национального духа. В результате испокон живший за счёт кочевого животноводства в основе ведения хозяйства казахский народ потерпел колоссальный урон. В результате массового голода погибла значительная часть населения страны. Считалось, что проблема агитации новых идей заключается в полной противоположности жизненных духовных ценностей носителей оседлой и кочевой культур. Однако это не соответствовало действительности. Несмотря на все трудности народа, политика советизации, используя текущие проблемы, старалась очернить национальные ценности ложными представлениями о справедливости на основе равенства, братства и дружбы для всех. Тогда как налицо были и продолжались действия властьимущих по дискриминации населения еще со времен царских генералов. Таким образом, в угоду новой социально-экономической политике на основе советских принципов был уничтожен исторический оптимальный хозяйственный уклад в степи. А наряду с этим делалось все для уничтожения исторической памяти народа. Такая политика проводилась во всех сферах, в том числе в науке и образовании. Так на время удалось стереть из памяти молодых поколений традиционный праздник Наурыз.

К середине 1930-х годов постепенно социально-экономическое положение населения по новой системе стало выравниваться. Однако в 1937-38-х годах цвет национальной интеллигенции подвергся массовым гонениям и репрессиям. Вместе с видными деятелями под гнет репрессий попали их родственники, друзья, коллеги и даже близкие, знакомые люди.

После этого в годы Великой Отечественной войны казахский народ, наряду с другими плечом к плечу, внес достойный вклад в разгром фашистских захватчиков. Однако участие в войне нанесло значительный урон нации, сократив численность мужского населения Казахстана. Во времена «освоения целины» началась новая эпопея, так называемая «демографическая интервенция» с великим переселением людей на казахские земли из других республик. С ними пришел и укрепился повсеместно, получив поддержку, древний славянский праздник «Масленица». В то время как праздник Наурыз по-прежнему, оставался в забвении.

В период «хрущёвской оттепели», а потом и «брежневского застоя» Наурыз по-прежнему оставался невостребованным. Во-первых, это происходило из-за исторического страха самих казахов, потерпевших массу притеснений и репрессий в прежние годы, а во-вторых, правящие национальные элиты, обретя власть и достаток при советской империи, стали тяготеть в сторону русской культуры, постепенно ассимилироваться. Несмотря на это, в декабре 1986 года большим потрясением и импульсом духовного возрождения стало выступление казахской молодежи против решений метрополии. Возглавивший по решению из Москвы Казахскую Республику Геннадий Колбин в 1988 году согласился с настойчивым предложением общественности возродить празднование Наурыза, стараясь соответствовать требованиям времени. Затем вскоре Г.Колбин был вынужден оставить пост руководителя республики, и с обретением Независимости Указом Главы государства праздник Наурыз был объявлен национальным достоянием и записан праздничной датой в календаре.

Это является замечательным поводом в очередной раз , пользуясь случаем, поздравить наш великий народ с великим праздником Наурыз!

Нурдаулет БАКТОРАЗОВ, старший научный сотрудник центра «Руханият және тарихтану» имени Шерхана Муртазы.

Comments (0)
Add Comment