Вдох-выдох…

По данным областной наркологии, в Жамбылской области всего восемь человек, среди которых лишь один подросток, страдают от токсикомании.
У начальника отделения ювенальной полиции УМПС ДП Жамбылской области Куанышбека Калжанова другие данные – ядовитыми веществами балуются всего два подростка, проживающие в Жамбылском районе. В городе же ситуация девственно чиста, и бояться нам с вами совершенно нечего…

Алексей ПОЛЯКОВ

Но кто же тогда все эти ребята, которых мы с завидной регулярностью видим во дворах микрорайонов? На заброшенных стройках и в темных закоулках частных секторов? Как выходит так, что у двух уполномоченных организаций разные официальные данные? Имеющий глаза увидит, что в городе, как минимум, не «ноль» подростков, страдающих токсикоманией. Что говорить о поселках, где кроме «дешевого удовольствия» подростки не могут найти другого запретного плода. Потому, реальная ситуация явно не такая радужная, какой ее рисуют врачи и полиция.

Что за беда такая?
Подростки и дети, ввиду того, что не обладают собственными средствами, чаще всего подвержены наиболее экономичному варианту наркомании – токсикомании. Токсикомания – совокупность болезненных состояний, характеризующихся влечением и привыканием к приему лекарственных средств и других веществ, не относимых к наркотическим согласно «Единой конвенции ООН о наркотических средствах 1961 года». Токсикомания характеризуется хронической интоксикацией и наличием синдромов психической и физической зависимости.

Если взглянуть на вопрос с медицинской точки зрения, то, в отличии от юридической, мы не найдем различий между токсикоманией и наркоманией. Главным отличием является то, что токсикоманы предпочитают химические вещества, обладающие одурманивающим и галлюциногенным действием, и находящимся в свободной продаже в магазинах и на рынках страны. Наркоманы крайне «креативные» личности, и находят десяток путей применения ядовитых веществ, например: курение, глотание, вдыхание через нос, инъекции. В случае с токсикоманией, то тут зависимые люди исключительно нюхают, так как в их случае другие методы употребления либо не приносят должного эффекта, либо смертельно опасны.

Дневники очевидца
Бывший токсикоман, пожелавший остаться анонимным, назовем его Петр, рассказал о своем жизненном опыте:

-Сейчас мне 23 года, и будни токсикомана остались далеко в школьном прошлом. Я не успел сильно втянуться в это болото, однако отчетливо помню свои впечатления. Мы учились в классе 7-8, нам было лет по 14 максимум. Естественно, сами дети к такому не приходят, и подышать газ нам предложили старшие ребята. Сначала все начиналось с простой зажигалки – засунул в рот, зажал кнопку, набрал газа и вдохнул. С первого раза ни у кого не получалось получить кайф, зачастую первый опыт сопровождался жжением слизистой, головокружением и тошнотой. После двух-трех проб, с приходом опыта, токсикоманы учатся ловить необходимую дозу вредных веществ, получать нужные галлюцинации, как сами это мы называли – «заказывали мультики». Спустя пару месяцев слюнявить зажигалку было уже не статусно, потому в любом магазине покупались газовые балончики, которые используют для заправки зажигалок. Давление больше, клапан маленький, потому пользоваться им было гораздо удобнее. Свой первый «приход» помню до сих пор: мир вокруг становится, будто через калейдоскоп, переливается всеми цветами радуги, появляются галлюцинации в виде бабочек, птичек, разных вещей, летающих вокруг. Зубы становятся будто резиновые. Помню, как мне хотелось их побыстрее прожевать и выплюнуть, вот только никак не удавалось это провернуть. Контроль тела снижается практически до нуля – стоять или передвигаться становится тяжело, потому желательно присесть, иначе рискуешь упасть и пораниться.

Почему мы занимались этой гадостью? Тут было два пункта: желание показаться взрослее и получить «настоящий кайф», и при этом остаться не рассекреченными родителями. Алкоголь и сигареты детям никто не продает, да и специфический запах после них остается надолго. А газ или клей можно раздобыть в любом магазине, при этом никто и слова не скажет тебе. Это сейчас уже, люди стали умнее и продавцы перестали продавать клей и газовые балончики детям, которые слишком часто их покупают. Не вспомню как и почему я перестал этим заниматься, просто в один миг пришло осознание того, что общее самочувствие становится все хуже и хуже. А в нашей школе таких ребят немало, при том, что школа весьма престижна, и считается одной из лучших в городе.

На этом Петр свой рассказ закончил, узнав официальные цифры врачей и полиции (напомним, они утверждают, что в области всего один-два подростка-токсикомана), он сильно рассмеялся.

В одной моей школе, в начале нулевых, было от 10 до 20 токсикоманов, я, как бывший член их рядов, с легкостью различаю подобных ребят в толпе школьников. Могу заверить, и сейчас их не мало. Почему такие маленькие цифры? Просто никто не попадается, дети или завязывают с употреблением, или, к своему несчастью, заканчивают плачевно. Естественно позора и разглашения родители не желают, поэтому мы не знаем обо всех случаях. У нас даже от наркозависимости лечат анонимно, то есть официальная статистика не получает данные о сотнях наркоманах. С подростками, нюхающими гадости, ситуация такая же. Поймать их тоже очень сложно, они выбирают темные, спокойные места – подвалы, чердаки, заброшенные новостройки. Полиции поймать таких подростков сложно, потому что, в отличии от распивающих алкоголь шумных компаний, эта каста детишек проводит свои будни тихо, не привлекая внимания.

Что выбирает молодежь?
Токсикомания среди подростков – большая социальная проблема современного общества. Дети чаще всего используют для этого бытовую или промышленную химию. В ход идут лаки, краски, растворители, канцелярские замазки, бензин, газ, клей.

Дешевый кайф – именно это влечет юных искателей новых ощущений, однако о вреде они не задумываются. Токсикомания влечет за собой целый ряд проблем со здоровьем, перечисление которых никакого воздействия на молодежь не произведет. Однако, возможно, упоминание самых ярких последствий изменит ситуацию, таких, как быстрое поражение центральной нервной системы, влекущее за собой ослабление памяти, снижение интеллекта. У токсикоманов начинает страдать качество восприятия, долгосрочная память улавливает лишь частные детали, ухудшается ориентация, сначала в окружающей среде, а затем и в собственной личности. Замедляется темп мыслительных процессов.

Самым популярным среди подростков во всем постсоветском пространстве стал метод ингаляции бытового газа. Источником такого «удовольствия» служат баллоны для заправки зажигалок и, непосредственно, сами зажигалки. Человек зажимает зубами клапан баллона, и одновременно с этим делает глубокий вдох. После нескольких вдохов на несколько минут наступают галлюцинации. Газовая токсикомания, именуемая в народе «сниффинг» является наиболее опасным видом токсикомании, так как газ не оставляет после себя запаха, имеет не самый противный вкус и легко улетучивается. В то же время он может вызвать удушье, за счет заполнения легких газом, и вытеснения воздуха из них. Именно это и является причиной смерти большинства снифферов. Рассчитать галлюциногенную и смертельную дозы газа с трудом могут взрослые люди со специальным образованием, подросткам и детям этот вопрос уж точно не по плечу.

Средний срок жизни заядлого токсикомана, систематически принимающего ядовитые вещества, редко превышает пару лет со дня начала регулярного употребления бытовой химии не по назначению.
Интересный факт: в народе распространено мнение об употреблении ацетона токсикоманами. Это ложь, так как ацетон не является галлюциногенным или опьяняющим веществом, потому в токсикомании вообще не употребляется.

Еще один миф современности – дьявольский облик клея «Момент», как одного из главных атрибутов токсикоманов. Это было действительно так, особую популярность «Момент» обрел в начале и середине 90х годов. Однако, в конце XX века компания производитель исключила из состава клея «Момент» толуол, заменив его ацетоном. Тем самым напрочь отбили интерес к клею в среде токсикоманов.

Если вдруг, эта беда пришла в ваш дом, то не нужно паниковать, а стоит взять ситуацию под жесткий контроль. В первую очередь необходимо, конечно же, прекратить употребление вредных веществ. Затем, необходимо привести токсикомана в больницу, где ему сделают дезинтоксикацию организма, а также проверят насколько могла навредить эта привычка организму в целом. Лечение от токсикомании сопровождается целым спектром медицинских процедур, а также приемом большого количества препаратов, возвращающих организм к состоянию «до». Также, больным токсикоманией необходимо оказать психологическую помощь, узнать и искоренить причины такого пристрастия.

Как быть?
Недавно по сети гуляло видео, где мужчина в Таразе наткнулся на двух подростков, стоявших со стеклянными глазами, явно абстрагированными от реальности. Ребята держали пакеты с желтым содержимым, вдыхая ядовитые пары. Когда мужчина подошел к ним с камерой, ребята начали вести себя неадекватно. Весь ужас можно осознать, лишь представив, что чувствуют родители этих ребят, увидев подобное состояние своего ребенка. Эта проблема совсем не незначительная, какой ее рисуют официальные органы. Дети поголовно уходят в мерзкий омут токсикомании, кто-то из-за отсутствия хобби и увлеченеий, кто-то из-за проблем в семье и социуме.

Стоит помнить, что истоки всех вредных привычек лежат у корней – в семье. Как часто вы общаетесь с детьми и объясняете, что плохо, а что хорошо? Ваших моралей в раннем детстве, может быть недостаточно быстрорастущему школьнику начальных классов. Поучения, данные в начальной школе, окажутся недейственными в переходном возрасте. Важно держать руку на пульсе, поддерживать диалог и своевременно предупреждать гипотетические беды. Подростковой токсикомании наиболее подвержены дети, подвергающиеся домашнему насилию, либо те ребята, на чье воспитание не обращают внимания родители, сами занятые употреблением дурманящих средств.

Comments (0)
Add Comment