На прошлой неделе в конференц-зале палаты предпринимателей состоялось заседание Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции, посвященное защите прав предпринимателей региона, а также рассмотрению важных вопросов.
На повестке дня остро стояли вопросы ограничений рабочего времени кафе, ресторанов и увеселительных заведений, а также прекращения деятельности гостиничного комплекса «Велюр».
Первым вопросом для обсуждения стало ограничение рабочего времени.
21 сентября текущего года в Палату предпринимателей поступил проект постановления акимата города Тараза «Об ограничении рабочего времени развлекательных заведений в городе Таразе и продаже в них алкогольных напитков» (далее – Проект). В пункте 1 данного проекта предусматривается ограничение режима работы развлекательных центров, в том числе ресторанов, баров и кафе г.Тараза до 24.00 часов и реализацию алкогольной продукции до 23.00 часов, а также режим работы ночных клубов г. Тараза до 02.00 часов и реализацию алкогольной продукции до 01.00 часов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона РК «О правовых актах» и пункта 13 приказа министра юстиции Республики Казахстан от 3 июля 2023 года № 448 «Об утверждении Правил разработки, согласования проектов подзаконных нормативных правовых актов», органы-разработчики направляют в Национальную палату предпринимателей Республики Казахстан и экспертные советы уведомление о размещении консультативного документа или соответствующего проекта нормативного правового акта, затрагивающего интересы субъектов предпринимательства на интернет-портале открытых нормативных правовых актов для получения экспертных заключений, в том числе при каждом последующем их согласовании с заинтересованными государственными органами.
– Данный проект постановления не был размещен на интернет-портале открытых нормативных правовых актов для публичного обсуждения. В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Конституции РК, каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности. В соответствии с ч.2 ст.2 Предпринимательского кодекса РК (далее – Кодекс), предпринимательская деятельность может быть ограничена исключительно законами Республики Казахстан. Согласно п.3 ст.10 Закона РК «О регулировании торговой деятельности» (далее-Закон), объекты общественного питания подразделяются на следующие категории:
1)ресторан — объект общественного питания и отдыха, предлагающий ассортимент блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, а также алкогольную продукцию с обязательным предоставлением услуг официантов потребителям;
2)кафе — объект общественного питания и отдыха, предлагающий ассортимент блюд несложного приготовления, а также алкогольную продукцию с обязательным предоставлением услуг официантов потребителям;
3)бар — объект общественного питания и отдыха, предлагающий потребителям закуски, десерты и кондитерские изделия, а также алкогольную продукцию, – отметил заместитель директора по правовым вопросам РПП Жамбылской области Нуралы Ергебаев.
В соответствии со ст.32-1 Закона, субъекты торговой деятельности вправе осуществлять торговую деятельность в соответствии с настоящим Законом и законодательством Республики Казахстан. Субъект торговой деятельности самостоятельно определяет:
1) специализацию торговли (универсальная торговля и (или) специализированная торговля);
2) ассортимент продаваемых товаров;
3) режим работы;
В соответствии с пп.3 п.4 ст.9 Закона РК «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции», запрещается розничная реализация алкогольной продукции, за исключением реализации в ресторанах, барах и кафе, а также на пассажирских воздушных судах, пассажирских судах морского транспорта, в вагонах-ресторанах пассажирских поездов:
– с 23 до 8 часов следующего дня;
– с объемной долей этилового спирта свыше тридцати процентов с 21 до 12 часов следующего дня.
Порядок осуществления деятельности объектов общественного питания по категориям: ресторан, кафе, бар, столовая предусмотрен Параграфом 3 (пунктами 34-43) приказом и.о. министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 264 «Об утверждении Правил внутренней торговли» (далее-Правил). Одной из составных деятельности вышеуказанных объектов питания это обеспечение безопасности жизни и здоровья потребителей и сохранность их имущества. Эксплуатация объектов общественного питания (ресторанов, кафе, баров, столовых) допускаются при наличии разрешительных документов, согласно Закону Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях» и Кодексу Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения».
Естественно, местные предприниматели не особо обрадовались данному нововведению и выразили свою точку зрения.
– У меня свой бизнес не только в Таразе, но и в других городах Казахстана. Все мы работаем чуть-ли не в минус. Связано это с долгими ограничениями из-за всем известного вируса, потом были январские события, мы только-только начинаем как-то раскачиваться, стараемся быть на плаву, а нам и тут ставят подножку. У меня преимущественно ночное заведение: поток клиентов идет после 19.00, после работы, чтобы отдохнуть. Я плачу большие деньги охранному агентству, чтобы не было каких-то ситуаций как внутри, так и рядом с заведением. Вы должны сами понимать, что нет никакой гарантии того, что драки и потасовки не будут устраиваться днем. Все зависит от самих людей, а не от заведения. Из-за того, что люди не умеют себя контролировать, дебоширят и устраивают драки (а то и того хуже) возле заведений, не значит, что мы в этом виноваты. Мы просто хотим дальше работать. За полтора года, как я здесь открыл точку, не было инцидентов. Да, вначале, когда заведение только открылось, было два случая, но была проведена работа над ошибками и у нас появились отличные сотрудники охраны, которые не допускают развития конфликта в нашем заведении, – говорит один из предпринимателей.
В ходе заседания также высказались заместитель акима города Кайрат Исмаил, а также представители департамента полиции. По итогам заседания решилось, что ограничивать время работы предпринимателям не станут.
К слову, на сегодняшний день в Жамбылской области свою деятельность по оказанию услуги общественного питания осуществляют 293 ресторана, в том числе 71 – в г.Таразе, кафе (ночные клубы, увесилительные заведения) – 425, в том числе 284 – в г. Таразе,столовых промышленного предприятия – 29, в том числе – 29 в г. Таразе, столовых, организованных коллективами, – 14, в том числе 7 – в г. Тараз, а также 24 придорожных сервисов. В соответствии с ч.2 ст.4 Кодекса, акты и решения государственных органов, противоречащие Конституции Республики Казахстан, признаются незаконными и недействительными с момента их принятия и подлежат отмене. Таким образом, Палата полагает, что для снижения уровня правонарушений в городе Таразе необходимо организовать другие мероприятия, а не вводить ограничения работы объектов предпринимателей и реализацию алкогольной продукции, которая разрешена действующим законодательством.
Для сведения: незаконное вмешательство должностных лиц в предпринимательскую деятельность влечет как административную, так и уголовную ответственности. Так, в соответствии со ст.173 Кодекса РК об административных правонарушениях, незаконное вмешательство должностных лиц государственных органов, осуществляющих надзорные и контрольные функции, а также местных исполнительных органов в деятельность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц путем издания незаконных актов и дачи незаконных поручений, препятствующих их предпринимательской деятельности влечет штраф в размере ста месячных расчетных показателей. Согласно ст. 365 Уголовного кодекса РК, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации вне зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности, а равно ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, в том числе путем незаконного приостановления деятельности субъекта предпринимательства, если это повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, – наказываются штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до восьмисот часов, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Дионисий ПЛЯШЕШНИК