В настоящее время проблемы правового воспитания среди подростков и молодежи стали особенно актуальными. Это связано не только с правонарушениями, но и с проявлениями вандализма. Под понятием «вандализм» скрыто бессмысленное и жестокое уничтожение исторических памятников и культурных ценностей и иные виды разрушительного поведения: от замусоривания парка до учинения погромов при массовых беспорядках. Вандализм с правовой точки зрения значительно отличается от привычного понятия, его изучение в широком понимании позволяет более глубоко изучить его природу как социальное явление.
Социологи утверждают, что вандализм является социальным поведением, поскольку он чаще совершается группами, чем отдельными лицами, действующими в одиночку, и представляет собой выражение бунта против взрослой и институциональной власти.
Есть и иной подход к определению вандализма. Он ассоциируется как асоциальное поведение, связанное с нарушением морально-этических норм, выражающееся в осквернении сооружений, порче имущества в общественных местах. Традиционно вандализм представляет собой бесцельное, немотивированное поведение. Зачастую его описывают как абсурдное, неблагоразумное или даже противоправное действие.
Различают несколько разновидностей вандализма: 1) бытовой, возникающий на почве неприязненных отношений в семье, между соседями, членами малых социальных групп (в данном случае агрессия смещается с личности потерпевшего на имущество, связанное с ним); 2) эпатажный, совершаемый по мотивам самоутверждения, своеобразного неосознанного протеста против установленных в обществе норм поведения, приличия, порядочности. Он в большей степени распространен среди несовершеннолетних; 3) криминальный, осуществляемый в результате повреждения материальных объектов из корыстных побуждений, либо в процессе осуществления иной преступной деятельности или сокрытия следов иных преступлений; 4) идеологический, связанный с посягательством на государственную символику, на памятники и могилы известных деятелей культуры, политики, воинов и других.
Литература содержит многочисленные примеры и показывает длительность истории такого правонарушения, как вандализм: уничтожение гробниц египетских фараонов с целью найти ценные вещи, лозунги, написанные на руинах Помпеи в юго-восточном городе Неаполе. Термин «вандализм» происходит от слова «вандал», который является названием германского племени Узало. В течение нескольких лет они занимали широкую территорию от Карфагена до Средиземноморья. По своей сущности они были кровожадными и жестокими людьми, часто захватывали земли, насиловали, грабили, разрушали и сжигали собственность везде, где они проходили. Историческая репутация и дух этого племени привели к тому, что все формы насильственного уничтожения собственности, предметов и произведений искусства, вражда с наукой, техникой и цивилизацией были названы вандализмом. Вандализм же в его новой форме возник с развитием современных обществ.
В 1974 году епископ Генрих Грегори сравнил разрушение во время Французской революции художественных и культурных ценностей с разграблением римских монастырских библиотек и произведений религиозного искусства в 455 году нашей эры, что было сделано вандалами. Вандалы — это группа, которая совершает акты насилия и агрессии. Тяжелые случаи вандализма — это массовый, совокупный или групповой вандализм, в рамках которого члены группы подвергаются влиянию друг друга. В большинстве случаев акты вандализма совершаются несовершеннолетними и реже в более зрелом возрасте.
Вандализм часто относят к бессмысленному поведению, выделяя три гипотезы для их объяснения. Клинические психологи придерживаются мнения, что иррациональное поведение такого типа является патологическим, что вандалы являются типичными правонарушителями и не отличаются от несовершеннолетних преступников.
Согласно социологии, структуры, организации, социальные и культурные институты рассматриваются как социальная реальность, стоящая за поведением человека, а правонарушения, как известно, являются следствием социальных и культурных структур. Теория социального контроля утверждает, что отклонения и искажения связаны со слабостью и раздробленностью принадлежности к сообществу в результате отсутствия контроля. Социальный контроль — это непрерывный процесс социализации, и если в обществе сильная социальная сплоченность, то члены общества сочувственно соблюдают социальные нормы и ценности, но если в обществе слабая социальная сплоченность, поведение людей может стать «преступным». К сожалению, определенная молодежная среда в силу своей безграмотности, невоспитанности проявляет склонность к вандализму. Это наглядно проявилось в нашей области в период январских событий 2022 года.
Человек, который становится вандалом, может быть подвержен различным социальным и психологическим факторам, наиболее важными из которых являются: семья, учебное заведение и социальная среда, в которой он живет.
Усилия всего общества должны быть направлены на то, чтобы понять и уменьшить агрессивное поведение человека по отношению к другим людям или к собственности. Воспитание правонарушителя, личностные его качества и другие персональные маркеры устанавливаются, проверяются и считаются основными факторами, влияющими на девиантное поведение, проявлявшееся, в том числе в актах вандализма и объясняющие агрессию правонарушителя. Однако есть и иной подход к пониманию и прогнозированию поведения человека, согласно которому определение агрессии должно отражать как индивидуальные качества, так и соответствующие характеристики индивидуальной среды. К индивидуальной среде при этом относятся окружающие люди и места, в которых проходит большая часть жизни конкретного человека. При этом, в данном случае оценивается прежде всего качественные характеристики окружающих людей и мест. Именно такой подход позволяет провести наиболее качественные исследования в области вандализма, результаты которых могут оказать положительное влияние на снижение частоты данного правонарушения.
Результаты проведенного исследования показали, взаимосвязь между социально-экономическим статусом и девиантным поведением. Подростки с более низким социально-экономическим статусом имеют большую склонность к вандализму. Чувство бессилия, социальная изоляция, ненависть к себе были индикаторами для измерения уровня «отчужденности» подростков. Кажется, что девиантное поведение не может быть объяснено просто социологическими проблемами и социальная психология более компетентна в объяснении данных отклонений. В случае, если в семье подростка происходят регулярные конфликты между родителями, можно говорить о существенном влиянии на склонность к отклонениям и преступным действиям. Для большинства семья — это место, где происходит подростковая социализация, и если семья не может стать безопасным местном для психо -эмоционального роста подростка, то зачастую это приводит к повышению склонности к девиантному поведению. Чем выше непоследовательность родителей, тем чаще дети совершают правонарушения, в том числе акты вандализма. Так исследование, проведенное в 2017 году, показало, что подростки, у которых средний балл ниже, более склонны к саботажу и вандализму. Что касается общения с друзьями из группы риска, то можно сказать, что между переменной вандализма и переменной общения с плохими друзьями существует прямая и значимая связь. Это означает, что молодые люди, имеющие друзей-правонарушителей, более склонны к деструктивной деятельности. Наказание в школе и отчуждение являются наиболее важными переменными в прогнозировании тенденции совершать акты вандализма. В качестве примера конструктивных особенностей, которые подавляют вандализм, можно назвать: использование материалов с шероховатой текстурой и темными поверхностями для предотвращения граффити, альтернативой является использование гладких твердых поверхностей, которые легко очищаются, замена разбитых окон, повышение высоты уличных знаков для уменьшения ущерба и краж, использование ночного освещения для уменьшения незаметной активности и улучшения внешнего вида объекта.
Исследования показали, что акты вандализма со стороны людей всех возрастов усиливаются, когда существует чувство отчуждения от сообщества. Случаи вандализма в нашем современном обществе, к сожалению, еще проявляются. За это деяние в республике предусмотрено наказание, в частности, по статье 203 УК и статье 294 УК «Вандализм». Также по статье 434, 434 (2) «Кодекса об административных правонарушениях» («мелкое хулиганство и загрязнение мест общего пользования») и др. К сожалению, доказано, что современный вандализм часто перерастает в уголовно- преступное деяние, особенно среди подростков. Их необузданная, девиантная агрессия часто переходит от порчи имущества до тяжких преступлений – нанесение телесных повреждений человеку, вплоть до убийства. А самое страшное то, что в след за порчей зданий, начиная от общественных, частных и других помещений вплоть до уличных туалетов, сараев, взрослые (в основном с криминальным прошлым), зачастую подростки «не останавливаются на достигнутом», а продолжают переходить от вандализма к более серьезным преступлениям. А начинается обычно с мелких хулиганств и воровства, например, на кладбищах разграбляют ограждения вокруг памятников для сдачи металлолома с целью обогащения. И этим не ограничиваются, идут на другие преступления. Подростки с низким социально- экономическим статусом имеют большую склонность к вандализму. Поэтому в учреждениях образования, дворовых клубах и других организациях следует улучшить профилактическую работу среди подростков и молодежи. Это может способствовать развитию чувства гордости и ответственности, а склонность к порче или повреждению имущества в сообществе, с которым индивид сильно отождествлен, тогда будет низкой. Поскольку подростки и молодые люди в первую очередь являются участниками вандальных действий, следует предпринять усилия для обеспечения деятельности, способствующей развитию чувства причастности к сообществу в дополнение к усилению личного развития. Спортивные программы, культурные мероприятия могут предоставляться как во время летних каникул, так и в течение учебного года. Перенаправление молодежной деятельности на достижение конструктивных и достойных целей способствует развитию личности. Во время недавнего республиканского субботника «Таза Қазақстан» в Астане Глава государства Касым-Жомарт Токаев призвал молодежь бороться с вандализмом: «Мы должны гордиться своей страной. Бережно относиться ко всему, будь это улица, двор или подъезд. Решительно бороться с вандалами. Я уже говорил, что с ними будем поступать жестко и по закону. Порядок должен быть в стране. Мы должны соблюдать законы».
Профилактика негативных явлений в молодежной среде сегодня становится одной из важнейших социальных задач общества. Следует больше внимания уделять подросткам, повышать их ответственность, сконцентрировать внимание на их потребностях и нуждах со стороны должностных лиц, семьи и школы, информировать их о вандализме, увеличить социальную сплоченность. Необходимо проводить дальнейшие исследования в рамках данной сферы с целью выработки наиболее эффективных мер, способствующих снижению актов вандализма, особенно среди молодежи.
Гайни КОШЕКБАЕВА,
историк-правовед, психолог, медиатор АНК,
руководитель группы «Үгіт-насихат»