В зоне платного творчества

«Священные войны» за право называть свое любимое направление музыки единственным настоящим творчеством, к счастью, остались в далеком прошлом. Сегодня быть меломаном стало модно, а технологический скачок, относительно недавних «нулевых», открыл новые горизонты как перед исполнителями, так и перед слушателями. Однако многие забывают, что они певцы, демонстрируя на сцене скорее актерское мастерство, нежели вокал.

Алексей ПОЛЯКОВ

Я люблю музыку. А кто вообще ее не любит? Современное общество способно удовлетворить любые предпочтения. Кого-то расслабляет мелодичный сборник «Romantic collection», кто-то предпочитает энергичные ритмы электронной музыки. Рокеры и рэперы давно перестали быть нетривиальной субкультурой, превратившись в обыденность современности.

Популярность любого явления привлекает к себе множество людей, и они летят, как пчелы на мед. Среди них есть как умелые последователи, так и посредственности. Первые творят историю и запоминаются людям на долгие годы, со вторыми происходят печальные события. Посредственные политики обрекают на смерть миллионы людей, плохие полководцы — сотни тысяч.

Неумелый архитектор способен погубить тысячи, а невнимательный водитель – десятки. На фоне этих примеров плохие деятели музыкальной культуры выглядят безвредно, но, к сожалению, не все так радужно.

Люди сотнями рвутся в культуру, которая строилась годами, опошляют ее и заметно понижают планку. Казалось бы, ведь плохую музыку попросту не будут слушать, так к чему переживания. Однако современные механизмы деятельности этой сферы таковы, что при прочих равных, человек с влиятельным руководителем и большой цифрой на счету способен добиться признания.

Признания определенных слоев, небалованных хорошим звуком, незнакомых с красивыми рифмами, падкими на эпатаж и иллюзию стиля. Люди без слуха и вкуса заставляют музыку деградировать, прививая сменяющему их поколению ложные стандарты.

Ешь, пей, пой…

В 2019 году никого не удивить наличием музыкальной аппаратуры. Микшерные пульты входят в стандартную комплектацию любого школьного актового зала. Никто не дивится, когда видит микрофон. Да, их качество в девяти случаях из десяти желает лучшего, но то, что они есть, уже стимулирует юных исполнителей, если есть микрофон – значит, спеть может любой. И они поют.

Возможностей сотни, всегда можно научиться игре на музыкальных инструментах или посещать вечернюю вокальную студию. Успеха добиваются лишь дерзкие и резкие, упорный труд и регулярная работа над собой ни к чему, ведь я талант, а этого уже достаточно – на этих мыслях и заканчиваются десятки начинаний. Люди, которые родились в 85-95 годах прошлого века, застали расцвет этой магии.

В каждой школе был рэпер, певица, а порой и рэпер-певица в одном лице. Рок-группы перестали сидеть в гаражах, а гитаристы покинули свои дворы. Регулярно проходили музыкальные фестивали, где каждый мог показать себя, а также познакомиться и пообщаться с единомышленниками. Но что же повлияло на это? Доступность звукозаписи.

Раньше звукозаписывающие студии были лишь в самых крупных городах, их количество можно было сосчитать на пальцах одной руки, а их работа была трудоемкой и дорогой по меркам времени. Нулевые подарили нам не только музыку, доступную каждому, всплеск ее развития, но и настоящую чуму – концертную культуру, которую многие ложно восприняли, как возможность «петь» под фонограмму.

Еще десять лет назад считалось постыдным выступать под заранее записанную песню и лишь открывать рот с микрофоном в руках. Популярных исполнителей, уличенных в этом грешке, высмеивали, а начинающие артисты порицались и теряли всяческий авторитет в сообществе. Интересный факт внутренней кухни любителей «петь под плюс» — вовсе не обязательно запоминать слова песни, достаточно шевелить ртом, произнося — сорок восемь.

Движения губ при этом невозможно отличить от тех, что были бы при произношении оригинального текста. Рукастый звукорежиссер, с внушительным арсеналом записывающей аппаратуры, и его грамотная пост-обработка дадут сказочное звучание даже тому, кто не попадает ни в одну ноту. Так на сцену стали попадать десятки людей без слуха и голоса, но с огромным желанием прославиться. Как быть, когда на сцене твоего звукаря, который подтянет все твои нотки не окажется рядом? На помощь всегда придет записанная на студии песня.

Упомянутое «сорок восемь» всегда с тобой, для пущей реалистичности даже записывают два варианта – для распространения среди слушателей и «Live» версии. Во втором случае специально не вырезают вдохи перед строками, не накладывают звуковые эффекты, и количество аудиодорожек сокращается до такого количества, чтобы звучало так, будто артист действительно поет в живую.

Подобная уловка вполне актуальна для гастролирующих коллективов и исполнителей, которые играют по три концерта в неделю, каждый продолжительностью по несколько часов, и поют поверх вспомогательной аудиодорожки. Но любое хорошее начинание можно сделать отвратительным, если возвести его в абсолют. В Таразе регулярно проходят культурно-массовые мероприятия, главным гвоздем которых являются выступления местных «певцов ртом». Использовать фонограмму, когда ты исполняешь одну песню за вечер…

Зачем? Ты настолько не уверен в своем голосе? Крайне печально выглядит картина, когда ведущий говорит свою речь, которую едва возможно различить из-за ужасного качества звука, плохого микрофона или попросту коряво настроенной аппаратуры. Но тут он передает слово вокально-инструментальному коллективу «Зажигалочка», как слова, низвергнутые в тот же микрофон, звучат чисто, передают каждую нотку и дрожание голоса исполнителя.

Чудеса, не иначе! На что рассчитывают звезды местного масштаба, когда держат микрофон слишком далеко ото рта, или вовсе поворачиваются в стороны, забыв двигать рукой с аппаратом в ту же сторону. Особняком стоит такое явление, как «бойс-бэнды» и схожие с ними женские коллективы. Это те самые ребята, микрофоны у которых не в руках, а в виде гарнитуры крепятся на голове.

Любой знающий человек расскажет вам, что хорошего качества звука гораздо проще добиться с микрофоном, сигнал от которого идет через провода. А чтобы такая головная гарнитура давала качество звука соизмеримое с тем, что выходит из колонок, их цена должна достигать стоимости хорошей иномарки, откуда у детского или студенческого коллектива такие средства?

Люди прыгают, танцуют, показывают трюки, при этом продолжая идеально исполнять песню, не фальшивя и не задыхаясь. За каких же идиотов надо держать слушателей… Мне казалось, что это явление вымерло лет двадцать назад, но увы, я ошибался. Выходит, что из вашего творчества на сцене только картинка. Поставь за микрофон картонную фигуры себя любимого, и концерт не поменяется ничуть.

Записать песню, в зависимости от студии звукозаписи, количества исполнителей, и прочих нюансов, стоит от двух до десяти тысяч тенге. Вот цена искусства, ровно столько стоит душа слушателя для таких «музыкантов». Если ты сейчас читаешь это, улыбаешься и киваешь головой, то, пожалуйста, не надо так.

За рулем стажер

Открыть свою студию звукозаписи сейчас вполне реально. Выбор аппаратуры, как на овощном рынке, – на любой карман и вкус. Студийный микрофон можно купить за 15000 тенге, а можно и за пару тысяч долларов.

Цифровая звуковая рабочая станция, конвертеры, предусилители, студийные мониторы, стойки, микрофоны – в разнообразии товара легко можно заблудиться, но ценники могут очень помочь сориентироваться в этом великолепии.

Собрать маленькую комнатную студию дома сегодня можно за 50-70 тысяч тенге, если вы знакомы с необходимым кругом лиц, который поможет вам совершить экономную покупку б/у аппаратуры, то и того дешевле. С профессиональным уровнем затраты вырастут геометрически.

Непосвященные люди могут и не знать, но для каждого голоса необходимо индивидуально подбирать микрофон. Для записи музыкальных инструментов правило такое же – для каждого инструмента лучше всего подходит определенный аппарат, а их цена зачастую исчисляется тысячами американских зеленых. Конечно, можно записать все и всех в один, но какой ты после этого профессионал?

Псевдомузыканты могут и не попасться на обмане, если их выступлением занимались профессионалы постановки и записи. Но если такие творцы попадают в руки неумелого звукорежиссера, тут заканчивается реальность и начинается «сказка».

В прошлом я сам занимался музыкой, и повидал весьма интересные заведения. Я видел студию, расположенную в районе «Дальняя Карасу», разместившуюся в покосившемся сарае, больше похожую на убежище наркоторговцев, обитое яичными контейнерами, а за пультом сидят 15-летние подростки, которые, посмотрев несколько видео о мастеринге и сведении треков, возомнили себя гуру.

И таких десятки, качество продукта с их кухни – вырви глаз, зато цена приемлемая, особенно актуальная в эпоху затянувшегося финансового кризиса – одна-две тысячи за композиции любой сложности. Отличительной чертой таких контор является поп-фильтр в виде носка натянутого на проволочный круг.

В нормальных условиях поп-фильтр — сеточка или решетка, располагающаяся между микрофоном и исполнителем, для подавления помех от дыхания человека. Также она защищает микрофон от слюны, непроизвольно вылетающей у большинства, которая содержит соли, вредные для оборудования. Так себе впечатления, после пения через носки…

Звукорежиссеры учатся годами на своих ошибках, но, возможно, именно так и выглядят первые шаги великих в будущем мастеров. Хороший звукарь из песни, записанной в телефонную гарнитуру, сделает конфетку. Плохой же, из хорошего вокала выпилит все самое лучшее, превратив его в несуразную кашу звуков и бульканий. Одно время было популярно записывать поздравительные песни друзьям, родным, вторым половинкам.

Как же грустно, когда попытавшись сэкономить, люди получали совершенно ужасный материал на выходе, и даже преподносили его своим любимым. Лучшая оценка мастера– мнение былых клиентов. Звукозапись – очень сложная, многогранная сфера, с миллионами подводных камней и потайных дверей, трудящиеся в лучших студиях профессионалы утверждают, что проработав десятки лет, продолжают учиться и узнавать все новые и новые нюансы.

Многие музыканты, прошедшие путь от грязных переулков до миллионных гонораров, сами занимаются всеми техническими аспектами обработки записанного материала, другие же доверяются студиям с именем. В конечном итоге всем понятно, что даже хорошая песня, попавшая в дурные руки, окажется проходным материалом, который даже не дослушают до конца.

Прежде чем уважать слушателя, стоит начать уважать себя и свое творчество, не доверяясь дилетантам. Звукорежиссерам же стоит попрактиковаться на друзьях или на себе, прежде чем выходить на рынок и предоставлять свои услуги людям, которые после них решат, что не способны ни на что, и попросту забросят перспективное творчество.

Ваша песня спета

Пост-продакшен делает звездой эстрады любую медийную личность. Дурной пример заразителен, и на сцене все чаще оказываются те, для кого музыка – торговля, а не искусство и дело всей его жизни. Такими темпами мы рискуем стать первым поколением, которое не оставит после себя великих фигур в музыке, которых будут слушать даже спустя десятки лет.

Чак Берри, Боб Дилан, Рэй Чарльз, Linkin Park, Боб Марли, Nirvana, Стиви Уандер, The Beatles, Queen, Metallica Селин Дион, Майкл Джексон, Луи Армстронг, – и этот список можно продолжать долго. Музыка кормит музыканта, а все эти люди не пели ради жизни, а жили ради песни. Величие и труд всегда будут нераздельны, а пытаясь пойти по пути наименьшего сопротивления можно попасть не туда, куда хотелось.

Молодым исполнителям нужно перестать держать за дураков зал, перед которым они стоят, меньше восхищаться собой, и чаще задумываться о саморазвитии. Даже самый красивый камень, лежащий на месте, покрывается пылью, а после грязью. Голос – инструмент, и над ним необходимо работать. Нужно быть честным перед зрителем, чтобы в тебе видели певца, а не актера с микрофоном и фонограммой.

Популярным быть сложно, еще сложней понять, что ты не популярен настолько, чтобы начинать вести себя похабно. В погоне за лучшим звучанием не стоит забывать о человечности и культуре, но это уже совсем другая история…

Comments (0)
Add Comment