«У меня зазвонил телефон»

Все больше таразцев подвергается атакам мошенников, представляющихся мобильными операторами связи и сотрудниками единого контакт-центра государственных органов. Как обезопасить себя и какие нововведения ждут узнаем в материале.

Так начиналось знаменитое стихотворение Корнея Чуковского «Телефон». Правда животные леса просили кто шоколад для сына, кто калоши, перчатки, книжки и даже помощи вытащить из болота бегемота. Но сегодня телефон не только мгновенный способ связи, но и небезопасное устройство, от одного звонка которого можно потерять деньги и сбережения.

Что случилось?

Последние несколько дней жителей региона активно начали атаковать звонками от различных «операторов» мобильной связи, сообщающих об истечении срока сим-карты мобильного телефона и необходимости продлить соответствующий договор. Лже-оператор предлагает продлить срок действия телефонной карты, иначе номер мобильного будет заблокирован в 00.00 часов. Напуганный абонент соглашается и ему быстро начинают диктовать порядок действий.
Первым действием «оператор» просит продиктовать так называемый «код талончика», который приходит смс-сообщением, внимание, с номера 1414, единого контакт-центра egov.kz. Мошенники неслучайно выбрали этот номер, т.к. казахстанцы давно доверяют ему.
Доверчивые граждане диктуют номер кода, пришедший смс-сообщением и «оператор» дальше начинает раскручивать свою «жертву». Например, в системе он увидел попытку оформления кредита и сейчас определит в каком банке и на какую сумму пытаются оформить кредит на абонента. И главное, они убеждают «жертву», что отправят запросы в банки для исключения возможности оформления незаконных кредитов. Абонент благодарит за помощь, а мошенники в свою очередь просят разрешения перезвонить, как все выяснится. Когда абонент соглашается, просят не отключать телефон, отвечать на звонки и строго следовать их указаниям.
Далее абоненту начинают поступать «звонки из банка» с вопросом, была ли заявка на оформление кредита от вашего имени. На тот случай, если клиент заподозрит что-то неладное, ему направят фиктивную выписку из банка якобы на официальном бланке с печатью, подписью и с подтверждающим соответствующим текстом о совершении несанкционированного оформления кредита. Жертва верит и строго следует их указаниям.
Дополнительно мошенники применяют психологическое воздействие: жертве запрещают звонить родным и близким, аргументируя тем, что информация строго конфиденциальна и даже задействованы силовые органы, которые в случае разглашения разговоров могут привлечь как соучастников, будет заведено уголовное дело.

На подобные переговоры у жертвы и мошенников уходит от 2 до 5 часов. Все это время человек находится под давлением испытывая страх и беспокойство. В этот период мошенники оформляют кредиты и все общение прекращается. Некоторые люди постепенно соображают, что произошло что-то неправильное и начинают предпринимать действия. Некоторые лишь по истечении времени – от нескольких дней до месяца узнают, что на них оформлены займы и то после того, как выявится просрочка по платежам так называемых кредитов.
Что же делать, если мошенники все-таки оформили на вас кредит?
Для начала напишите официальное заявление в правоохранительные органы с указанием всех сведений, которыми вы обладаете, и приложением документов. После чего обратитесь в ГКБ и/или в ПКБ для получения персонального кредитного отчета. Напишите официальное заявление в кредитную организацию, указав, что договор не был вами подписан и денег вы не получали. Потребуйте от кредитора проведения служебного расследования и прекращения требования погашения кредита путем передачи документов. Если кредитор не найдет доказательств, что деньги получили мошенники, то необходимо подать иск в суд по месту жительства.

СТОП КРЕДИТ: КАК ДОБРОВОЛЬНО ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАЙМОВ?

С 1 сентября 2024 года заемщики будут освобождены от погашения кредитов, выданных кредитной организацией при наличии добровольного отказа на оформление кредита посредством сервиса «Стоп кредит».
Из-за уловок мошенников граждане часто сталкиваются с потерей финансовых средств. Ежедневно злоумышленники создают новые схемы обмана, придумывают разные способы влияния на человека. Чтобы обезопасить граждан от этой проблемы, в Казахстане был введен самозапрет на выдачу займов.
В марте 2023 года был разработан специальный механизм защиты, при котором каждый гражданин может самостоятельно вводить запрет на получение новых кредитов. Государственная услуга «Стоп-кредит» авторизована на портале eGOV и в приложении е-GOV mobile, подключить которую можно через подписку с помощью ЭЦП.
Подписка действует 6 месяцев, но пользователь может отписаться от услуги до истечения периода подписки.
Как подключить данную услугу через компьютер?
Для этого необходимо:
– зайти на сайт egov.kz с помощью ЭЦП, используя свои логин и пароль;
– на главной странице сайта выбрать раздел «Сервисы» — «Добровольный отказ от получения банковских займов, микрокредитов сроком на 6 месяцев» — «Заказать услугу онлайн»;
– заполнить все обязательные поля и подписать заявку посредством ЭЦП.
Как подключить услугу с помощью телефона?
Для этого необходимо:
– зайти в приложение е-GOV mobile посредством ЭЦП, короткого кода или Face ID/Touch ID
– перейти в раздел «Услуги», далее необходимо выбрать «Налоги и финансы»;
– в меню нужно выбрать раздел «Добровольный отказ от получения банковских займов, микрокредитов сроком на 6 месяцев»;
– подписать свое согласие на оформление услуги с помощью ЭЦП-ключа.
Внимание: услугу «Добровольный отказ от получения банковских займов, микрокредитов на 6 месяцев» можно отключить в любое время. И важно не передавать свой ЭЦП-ключ посторонним людям!
У сервиса «Стоп кредит» есть четыре основных преимущества. К ним относятся возможность установления сервиса в онлайн режиме, автоматическое уведомление кредиторов о нежелании оформлять кредит, безопасность личных данных и всех сбережений, досрочное отключение сервиса в любое удобное время. С 1 сентрября текущего года, если гражданин установил добровольный отказ от получения кредита, но в этот период на него незаконно был оформлен кредит, то кредитор – банк или МФО обязаны будут списать долг.
С 13 апреля 2024 года регулятор ввел дополнительные правила для банков и МФО, при которых в кредитный отчет добавлена новая норма. В кредитном отчете отражается информация об установлении клиентом добровольного отказа от получения банковских займов и (или) микрокредитов либо его снятии.
До принятия решения о предоставлении займа банки и МФО должны провести проверку на наличие в кредитном отчете клиента информации об установлении им добровольного отказа от получения кредита. В случае наличия у клиента в его кредитном отчете такой информации банк или МФО отказывает в предоставлении займа.
В Законе Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам минимизации рисков при кредитовании, защиты прав заемщиков, совершенствования регулирования финансового рынка и исполнительного производства», который был подписан Главой государства 19 июня 2024 года, установлено, что с 1 сентября 2024 года заемщик будет освобожден от погашения кредита, выданного кредитной организацией при наличии добровольного отказа на оформление кредита.

ПРОБЛЕМНАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ В БАНКЕ ИЛИ МФО: КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ПОГАШЕНИЕ ПРОСРОЧЕННОГО ДОЛГА?

В октябре 2021 года законодательно был введен единый и обязательный досудебный порядок урегулирования банками и МФО просроченной задолженности физических лиц. С этого периода Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка были внесены поправки в некоторые нормативные правовые акты, позволяющие более оперативно и эффективно решать вопрос с возникшей просрочкой по кредитам.
Что гласит Закон от 1 октября 2021 года?
Предпосылками введения единого и обязательного досудебного порядка урегулирования банками и МФО просроченной задолженности физических лиц послужили формальный подход кредиторов к рассмотрению обращений заемщиков и длительность процедуры принятия решений, занимающая от 6 и более месяцев.
С 1 октября 2021 года в Казахстане действует единый для банков и МФО досудебный порядок урегулирования просроченной задолженности. Он рассчитан на тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации и не может платить по своим долгам. Лучшее решение – обсудить проблему с кредитором и прийти к компромиссу. Так появился законодательный механизм управления возникшей задолженностью по кредиту.
Справочно: с 2021 года единый порядок позволил изменить условия договоров 1,3 млн заемщикам, из них с начала 2023 года кредиторами проведена реструктуризация займов 815 тыс. заемщиков (330 тыс. заемщиков банков, 485 тыс. заемщиков МФО). За 1 полугодие т.г. проведена реструктуризация займов 286,1 тыс. заемщиков (из них 143,1 тыс. заемщиков банков, 143 тыс. заемщиков МФО) на общую сумму 463 млн тенге (из них банками – 315,6 млн тенге, МФО на сумму – 147,3 млн тенге).
Какие новые требования установлены к банкам и МФО?
Январь 2024 года
Для повышения эффективности досудебного порядка урегулирования проблемной задолженности граждан нормативными правовыми актами установлены новые требования к банкам и МФО.
1. Если в законе от 1 октября 2021 года заемщик мог обратиться в банк или МФО с заявлением на урегулирование просроченной задолженности в течение 30 дней, то с января нынешнего года НПА позволяет обратиться с заявлением на изменение условий договора займа по истечении 30 календарных дней с даты возникновения просрочки.
Т.е. заемщик строго не привязан к дате просрочки и может обратиться к кредитору за урегулированием долга.
Новые правила также позволяют подать заявление о внесении изменений в условия договора банковского займа через мобильное приложение банка.
2. Еще одна норма заключается в том, что банки и МФО не могут требовать с заемщика единовременного погашения просроченной задолженности либо ее части для рассмотрения вопроса реструктуризации кредита.
На практике, для предоставления нового графика платежей по кредиту, большинство банков и МФО требовали от заемщика внести сначала взнос в размере 20-30% от суммы задолженности и только после этого приступали к решению вопроса о реструктуризации. Теперь эта практика отменена.
3. Утверждена форма уведомления банка при наступлении просрочки исполнения обязательств по договору банковского займа и порядок взаимодействия с заемщиком, имеющим просроченную задолженность и третьими лицами.
Обращения граждан в Агентство показали, что существуют проблемы, когда банки в неполной мере раскрывают информацию о правах и обязанностях заемщика у которого возникла просрочка по кредиту. Новые нормы обязывают банки уведомлять заемщика по месту жительства (нахождения) заемщика, указанному в договоре банковского займа, посредством SMS-сообщения, push-уведомления или мобильного приложения.
В сообщении должна быть указана полная сумма просроченной задолженности, а также сумма, начисленная по основному долгу, вознаграждению. К тому же, сообщение должно содержать и сумму неустойки (пени) начисленной за нарушение обязательств по возврату основного долга и (или) уплате вознаграждения.
В новые НПА включены нормы по взаимодействию работников банков с клиентами, у которых возникла просрочка по кредиту.

КЕМ МОГУТ ПРЕДСТАВЛЯТЬСЯ МОШЕННИКИ

«Вас беспокоит сотовый оператор, истекает срок действия вашей SIM-карты. Если ничего не предпринять, то ваш номер заблокируется. Вы хотите продлить обслуживание?», — такие вопросы задают псевдосотрудники известных телекомкомпаний, обзванивая граждан. Многие казахстанцы столкнулись с данным видом телефонного мошенничества.
Если ответить на вопрос злоумышленников положительно, то звонящие попросят продиктовать SMS-код и передать другие персональные данные. Эти сведения им нужны, чтобы взломать банковский счет своей жертвы или оформить на нее подставной кредит. При этом мошенники торопят, запугивают собеседников, чтобы ими было легче управлять.
Сообщая код посторонним, пользователь тем самым дает разрешение для входа в свой личный кабинет на интернет-ресурсе или в мобильном приложении оператора связи. Мошенники могут сделать виртуальный дубликат SIM-карты или подключить услугу переадресации звонков и SMS на другой номер. Далее им не составит особого труда зайти в онлайн-банкинг жертвы и совершить необходимые операции: оформить новые займы, рассрочку, перевести деньги на счета дропперов (посредников).
Что делать?
Не верьте посторонним лицам, кем бы они ни представлялись, если они запрашивают такую информацию, как пароли, логины, SMS-коды и другие личные данные (ИИН, номер удостоверения личности или паспорта, реквизиты платежной карты: трехзначный код с обратной стороны карты (CVV/CVC-код), ее номер, срок действия и т.д.).
Не скачивайте по инструкции незнакомых людей приложения, которые могут быть вирусными, шпионскими или позволяют третьим лицам дистанционно управлять вашим устройством (например, AnyDesk или TeamViewer).

Мошенничество через WhatsApp и Telegram

В последнее время в Казахстане распространен такой вид кибератаки, как отправка сообщений через популярные мессенджеры или фишинговых электронных писем сотрудникам от лица начальника или другого вышестоящего руководителя компании с поручением срочно предоставить доступ к конфиденциальной информации. Мошенники, применяя психологические методы, давят на сотрудников, используя авторитет руководства.
Социальные инженеры пытаются выудить у жертв персональные данные, чтобы получить доступ к их учетным записям WhatsApp и Telegram. Тем самым мошенники выдают себя за других под предлогом, что якобы «потеряли телефон, поэтому пишут с другого номера», что у них плохая связь и т.п. Злоумышленники могут попросить переслать деньги, сообщить пароль, PIN-код или другие личные сведения, нажать на ссылку, которую им скинуло «начальство», или активировать новые функции по ссылке, переслать сообщение другим коллегам и другое.
Что делать?
Следует оставить такие сомнительные сообщения и письма без ответа, заблокировав отправителя. Ни в коем случае не стоит вступать в переписку, передавать данные, переходить по фишинговым ссылкам. Если есть сомнения, лучше уточните у своего руководителя, от чьего лица распространяются сообщения, самостоятельно набрав его номер.
Рекомендуем уведомить службу безопасности своей компании, а также техподдержку WhatsApp, Telegram о подозрительном поведении, отправив жалобу, и включить «двухшаговую проверку», чтобы усилить защиту своего аккаунта.

«Кредитные помогайки»

«У вас плохая кредитная история? Поможем быстро оформить кредит от 200 тыс. до 3 млн тенге, без залога и предоплаты, высокий процент одобрения», «Оформим для вас микрокредит на любую сумму и на любые цели. Гарантия – 100%», «Вам срочно нужны деньги? Оформите товар в рассрочку, а мы его выкупим по хорошей цене», «Устали отдавать все деньги кредиторам? Поможем удалить ваш кредит из базы банка и МФО и почистим вашу кредитную историю» – объявления с таким содержанием мошенники размещают в социальных сетях, в основном в Instagram, создавая фейковые аккаунты-однодневки.
Взаимодействие злоумышленников с пользователями, которые откликнулись на объявления, происходит через мессенджеры. При этом злоумышленники предпочитают вести переписку посредством WhatsApp, в котором имеется режим исчезающих сообщений, и действуют по одной из двух схем.
Первая – оформление кредита наличными. Якобы в целях оформления займа интернет-мошенники уточняют у потенциальной жертвы необходимую сумму кредита и личные сведения: данные документа, удостоверяющего личность, полные реквизиты платежных карточек, номера счетов и так далее. Целью мошенников является оформление на пострадавшего кредитов, существенно превышающих потребности заемщика. Злоумышленников особенно интересует наличие у граждан личных кабинетов на популярных ресурсах онлайн-кредитования. По их словам, данная информация необходима для того, чтобы оформить выгодный кредит, который кредитные организации стопроцентно одобрят.
На самом деле мошенники делают все возможное, чтобы получить доступ к личным кабинетам граждан со своих устройств. Для восстановления пароля они запрашивают SMS-код у доверчивых «клиентов», объясняя это тем, что необходимо оформить и подать заявку на микрокредит. «Взломав» личный кабинет, мошенники с легкостью могут изменить мобильный номер, привязанный к онлайн-сервису, и указывают свой номер, зарегистрированный на подставных лиц. Далее они начинают подавать от имени жертвы заявки в различные МФО на получение онлайн-займов.
В случае одобрения микрокредита, мошенники просят заемщиков перевести всю сумму займа или ее часть на баланс указанного ими номера телефона для якобы досрочного закрытия полученного займа и направления новой заявки. Они убеждают заемщиков, что так надо обязательно сделать, чтобы система скоринга кредитной организации считала их «лояльными клиентами» и в дальнейшем позволила взять сумму в разы больше.
Либо же мошенники обманным путем получают персональные и платежные данные заемщиков, и, соответственно, доступ к их онлайн-банкингу, к примеру, через приложение AnyDesk. Затем они переводят все средства со счетов граждан на счета дропперов, затем выводят эти деньги и удаляют переписку.
Вторая схема – оформление товарных кредитов. Получив персональные данные заемщиков, которые откликнулись на объявления «кредитных посредников», мошенники со своих мобильных телефонов и с использованием номеров, зарегистрированных на подставных лиц, на сайтах продавцов электроники выбирают товар и с помощью заемщика оформляют его в кредит или рассрочку. При этом злоумышленники указывают свои номера, куда приходят SMS-коды для рассмотрения заявки. Изобретательные мошенники также указывают способом доставки либо самовывоз из магазина, либо доставку курьером по указанным ими адресам.
Получив одобрение по кредиту, злоумышленники сообщают заемщикам, что у них не получилось оформить товарный кредит, или же они оформляют несколько товаров, а своему «клиенту» передают только один. При выдаче товаров мошенникам поступает SMS-код, который они сообщают работнику магазина или курьеру. Получив товар, мошенники с помощью подставных лиц стараются его побыстрее реализовать, а на связь с заемщиком, разумеется, уже не выходят.
Что делать?
Не верьте посредникам, которые предлагают вам оформить банковские займы или микрокредиты на выгодных условиях, не давайте денежного вознаграждения за оформление кредита. Это мошенники.
Обращайтесь за займами и микрокредитами напрямую в банки или микрофинансовые организации. И помните, что любой кредит – это большая ответственность!

Денис ЛЕСИН

Comments (0)
Add Comment