Творческому человеку всегда есть к чему стремиться

Ветеранам газеты «Жамбыл-Тараз» ко Дню журналиста посвящается…

Юрий ЕФИМОВ

Так уж сложилось, что наша городская газета стала «кузницей кадров» для многих печатных и Интернет-изданий, в первую очередь – для областной газеты «Знамя труда». Именно в ней работали до самого заслуженного отдыха все трое героев нашего материала.

Кукен ОРШАБЕКОВ: журналист и гражданин

За десятилетия творческой деятельности Кукен Еркинбаевич плодотворно трудился во многих изданиях, участвовал в становлении тех газет, которые нынче у всех на слуху в Таразе и в регионе. Мне довелось работать с этим журналистом под его началом в газетах «Евразия» и «Жамбыл-Тараз» и могу с полной ответственностью сказать, что Кукен Оршабеков соединил в себе качества не просто настоящего руководителя, хорошего профессионала, но ещё и очень честного, порядочного и чуткого человека. А жизненный путь его был непростым…

Он родился в поселке Отар, который сейчас принадлежит к Кордайскому району. Закончил там среднюю школу и сразу по получению аттестата начал работать в газете. Дело в том, что интерес к журналистике у Кукена появился еще с младших классов. Будучи пионером, он, подобно многим сверстникам, выписывал много детских журналов, вернее, их родители выписывали, а особенно ему нравилась газета «Дружные ребята». Постепенно школьник начал сам писать туда заметки. Их публиковали, и, в конце концов, он получил даже значок «Юнкора», юного корреспондента, который хранит до сих пор. Затем начал писать заметки в газету «Кордайский Маяк». И так получилось, что по окончании школы организовался в области новый район – Красногорский, и появилась своя районная газета, в которую вчерашний юнкор и пошел работать. Начал работать как корреспондент, корректор и переводчик. И постепенно дошел до должности заместителя главного редактора. А газета Красногорского района носила громкое название — «Путь к коммунизму»! Оттуда в 1985 году Кукен Оршабеков поступил в Алма-Атинскую высшую партийную школу, которая по статусу была равна университету. Закончил ее в 1989 году, но в связи с тогдашими событиями стал учителем истории в поселке Сарыбулак. Через год переехал в Кордай и стал заведующим общим отделом райисполкома, затем открылась газета «Кордайский Вестник», где и стал редактором. Так продолжалось несколько лет, газета работала вполне нормально, но в 1998 году газету просто закрыли. Тогда журналист переехал в областной центр, и с весны до осени 1998 года работал в газете «Знамя труда»,а параллельно в этом же году исполнял обязанности главного редактора газеты «Евразия», была у нас такая очень неплохая газета. А в 1998-2006 годы возглавлял городскую газету «Жамбыл-Тараз». В 2007 году возглавил газету «Арстан», которая открылась при областном филиале партии «Нур Отан». В конечном итоге вернулся в областную газету «Знамя труда» на должность ответственного секретаря.

На вопрос, какое качество журналиста он считает самым важным, Кукен Еркинбаевич отвечает:

— Кредо журналиста у меня самое простое: хочется писать объективно, оперативно и грамотно, без искажений, без двусмысленности. Чтобы читатель сразу понял, о чем идет речь. И я очень не люблю многословия. А в остальном считаю, что журналист должен всегда работать с полной отдачей, и так чтобы ему потом не было стыдно смотреть на свои материалы через 10, 20, 30 или даже 40 лет. Что до «нельзя»? Никогда нельзя считать себя самым лучшим, самым успешным, самым талантливым. Творческому человеку всегда есть к чему стремиться, никогда нельзя чувствовать себя звездой, потому что как только ты себя таковой почувствовал, ты перестал расти, значит, это уже большая твоя проблема. Самое главное чувство у настоящего журналиста, работающего в СМИ, главное, что должно быть у любого журналиста, независимо от того в большом ли он работает издании, маленьком ли — это чувство ответственности перед теми для кого он работает. Сила печатного слова велика, и мы должны всячески стараться, чтобы наша деятельность шла на пользу и стране, и нашему народу. Главное – чувство ответственности перед читателем. И, конечно, в канун Дня работников СМИ хочу поздравить коллег с нашим профессиональным праздником и пожелать всем журналистам творческих и личных успехов, крепкого здоровья и удач на нашем тернистом пути.

Василий Мазур: мастер зарисовки и информации

За более 20 лет жизни и журналистской работы в Таразе Василий Мазур стал человеком хорошо известным как среди акул пера, так и среди представителей национально-культурных организаций города. Свой путь в сферу средств массовой информации Василий Павлович начал еще в 1975 году, когда поступил в Украинский полиграфический институт имени Ивана Федорова, на факультет журналистики.иПо его собственным словам, журналистику он выбрал именно потому, что она предполагает большое общение с самыми разными людьми, путешествия в интересные места, и вообще журналист может прожить десятки жизней в своих публикациях. Попутно отмечу, что полиграфических институтов, по сути, университетов, в бывшем Советском Союзе было всего два — во Львове и в Москве, так что специальное образование Василий Мазур получил на очень высоком уровне. Тем более, что выбрал профессию среди журналистов необычную, а именно редактирование научно-технической, рекламно-информационной литературы. Именно по специальности редактор таковой литературы он и закончил институт в 1981 году, после чего поступил на работу на львовское телевидение в редакцию кинопрограмм. Набравшись опыта работы на телевидении, он стал журналистом в юмористической телевизионной программе «Стоп-кадр», весьма популярной в эпоху перестройки. А в 1998 году Василий Мазур волею судьбы оказался в Таразе и стал казахстанцем. Первой газетой, где он начал работать, было информационно-аналитическое издание «ЩИТ», в 2003 году Василий Павлович стал корреспондентом газеты «Жамбыл-Тараз».

— У каждого журналиста свой любимый жанр, он вырабатывается годами, и зависит, может быть, от темперамента, от общего настроя самого журналиста, — рассказывает Василий Павлович. Мой любимый жанр — зарисовки и расширенная информация. Ещё я очень люблю писать о деятельности ассамблеи народа Казахстана, поскольку с самого начала пребывания здесь начал работать в этнокультурном объединение «Днiпро». И вот уже почти 20 лет тесно сотрудничаем с такого рода организациями. Казахстан — многонациональная страна, более 100 различных культур и этносов здесь мирно живут под одним небом, и в этом огромная заслуга нашего Президента Нурсултана Назарбаева, по инициативе которого и была создана Ассамблея народа Казахстана. Много лет я являюсь заместителем председателя этнокультурного объединения и могу сказать, что за это время ассамблея провела огромную работу по культурному взаимообмену, по укреплению дружбы между народами, этот уникальный опыт, который могут использовать и другие страны, где проживают люди различных конфессий, рас и народностей.

Кстати, Василий Мазур, работая в различных изданиях, показал себя прекрасным человеком со спокойным характером и умением ладить с окружающими. Будучи по натуре бесконфликтным человеком, он легко общается с самыми разными людьми и перед ним раскрывают душу те, кто, может быть, в других условиях предпочел бы оставаться со своими проблемами один на один. Он любит и ценит свою родную, украинскую культуру, и много сделал для того, чтобы казахстанские украинцы в нашем регионе как можно больше узнали о своей исторической Родине, национальных традициях и обычаях.

— Нынешний профессиональный праздник мы встречаем в условиях карантина, и это откладывает на работу журналистов особый отпечаток, — говорит Василий Мазур. – Родной газете «Жамбыл-Тараз», газете «Знамя труда» желаю успехов в творческих начинаниях, новых открытий и достижений!

Виктор БАРБАШ: фотограф, мастер репортажа и просто хороший человек

Виктор Барбаш в «Жамбыл-Таразе» оставил яркий след. Его работы сразу подняли уровень репортажей, фотообзоров, портретов местных знаменитостей на новый, весьма высокий уровень. В СМИ этот самобытный автор, умеющий видеть мир необычно-прекрасным, загадочным и интересным, пришел в начале двухтысячных годов. Мы познакомились в газете «Новый регион» и фотокорр В. Барбаш сразу доказал, что в городе восходит звезда выдающегося мастера фотографии.

Вообще, фотоделом Виктор Леонтьевич увлекся еще в десять лет. Как и у большинства советских фотографов первым орудием будущего мастера стал старенький ФЭД. Маленький Витя пошел по проторенной предшественниками дороге – учился подбирать освещение, нужный ракурс съемки, фотопленку подходящей светочувствительности, осваивал колдовство проявки фотопленки и закрепление полученных кадров. С самого начала ему нравились пейзажи, неповторимые виды нашей природы и особенно удавался портрет. Благодаря всему этому уже во взрослой семейной жизни Виктор Леонтьевич создал солидный семейный фотоархив. Но многие годы все это было лишь увлечением. Более двадцати лет Виктор Барбаш проработал на акционерном объединении «Джамбулкожобувь» на профессиях, далеких от изобразительного творчества. Но вот на рубеже тысячелетий крупнейший производитель кожевенной обуви в Казахстане пал жертвой экономической разрухи. Пришлось искать новую точку приложения сил и новую профессию. Вспомнив, что новое – это не обязательно забытое старое, Виктор Барбаш устроился фотокорреспондентом в газету «Новый регион». Его фотоработы сразу выделились из общей картины работ, публикуемых в городских и областных СМИ. Но, помимо несомненного таланта, Виктор Барбаш сразу расположил к себе журналистов и работающих с ним открытостью, доброжелательностью, всегда хорошим настроением, которыми он щедро делится с окружающими. Работая в разных СМИ, Виктор Барбаш начал участвовать в областных, республиканских и международных конкурсах и выставках фоторабот. Например, в 2005 году он стал обладателем Гран-при республиканского конкурса, проводимого газетой «Казахстанская правда».

В 2010 году в выставочном зале Жамбылского областного историко-краеведческого музея прошла первая персональная выставка фоторабот Виктора Барбаша. Многие годы Виктор Леонтьевич отдал и педагогической работе, преподавая в учреждениях дополнительного образования и общественных организациях фотодело для подростков и молодежи. Только сейчас, из-за карантина, Виктор Леонтьевич, как и все мы, оказался в изоляции от своих учеников, но продолжает работать с ними в режиме онлайн.

— Во всем нужно искать положительные стороны, — считает фотограф и педагог. – Умение обучать дистанционно нарабатывалось десятки лет, еще с 60-х годов прошлого века, но только теперь мы оказались в условиях, когда это – данность на годы вперед, осознанная необходимость нового шага. Журналистам же я хочу пожелать новых творческих открытий и в реальности, и в виртуальной сфере! ХХI век – время нового!

Comments (0)
Add Comment