Традиции в современности

12 марта в городе Таразе в онлайн-формате завершился I Национальный конкурс дизайнеров одежды в стиле «Нео-фольклор», главной целью которого является сохранение традиций народного костюма и адаптации его к современным условиям в рамках программы «Рухани жаңғыру».

Анара АБДИХАНОВА

Конкурс молодых талантов учащихся колледжей со всего Казахстана проводится впервые на таком высоком уровне, с привлечением экспертов модной индустрии со всего мира. Данное мероприятие было организовано при поддержке Министерства образования и науки Республики Казахстан, Казахского института общественного развития, управлением образования акимата Жамбылской области в рамках государственной программы «Рухани жаңғыру», с целью выявления молодых талантов среди учащихся казахстанских колледжей, по специальностям «Дизайн одежды», «Швейное производство и моделирование одежды».

Всего в Национальном конкурсе дизайнеров и модельеров одежды в стиле «Нео-фольклор» приняли 51 участник из 14 регионов страны, а также городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент. По словам одного из организаторов, президента «ASPARA FASHION WEEK», главного дизайнера Дома моды «Асыл-дизайн», учредителя колледжа модельного искусства и бизнеса города Тараза «Аспара» Айдархана Калиева, главной задачей конкурса является адаптация национального костюма к современным условиям.

– Данный конкурс, это один из способов заявить о себе, создав уникальный национальный бренд в современной моде, – говорит Айдархан Миралиевич. – В составе жюри нет ни одного казахстанца, каждый из его членов профессионалы своего дела, президенты крупнейших Европейских и Азиатских недель моды.
По словам дизайнера, подобные конкурсы в стиле «Нео-фольклор» проводятся ежесезонно, часто призовые места на них достаются иностранным дизайнерам, так как все они проходят на международном уровне. Поэтому важно было провести подобное мероприятие среди нашей талантливой молодежи.

– В этом году я решил поработать с начинающими дизайнерами, учащимися колледжей. В период пандемии данное мероприятие имеет большое значение, плюсом является и онлайн-формат. Многие учебные заведения с большим энтузиазмом откликнулись, ведь это возможность проявить талант учащихся. Условия были не сложными. Снять видеосюжет о колледже и разработать дизайн трех комплектов одежды. Конечно, так как мы впервые работаем при таком формате, были некоторые сложности, но думаю, что все минусы будут учтены к следующему национальному конкурсу дизайнеров, – делится Айдархан Калиев. – Наша цель – улучшить качество образования, раскрыть потенциал молодого поколения, указать им правильную дорогу в мир моды. У нас есть пример – бренд «ASPARA».

Напомним, что данный бренд известен далеко за пределами нашей республики. Он продается в Париже, Милане, во всех странах Азии. Особенностью бренда является направление в стиле «Нео-фольклор». По словам Айдархана Миралиевича, к сожалению, мы не можем носить этнический костюм повседневно, но можем сохранить национальный колорит, адаптировав вещи под современный ритм жизни.

Сам Айдархан Калиев, яркий пример подобного новаторства. Он более 20 лет вдохновлен идеей развития этнического стиля «Нео-фольклор». Данный стиль, в его понимании – это всегда свежие нотки и оригинальные идеи, которые удачно дополняются современными материалами и силуэтами. Это национальная одежда, наделенная духом современности. Истоки «Нео-фольклора» уходят корнями в глубокую древность, в те времена, когда одежда перестала быть просто спасением от непогоды.

Айдархан Калиев — признанный авторитет среди профессионалов в области индустрии моды, основатель и президент Международной недели моды «ASPARA FASHION WEEK». Он давно и заслуженно считается основоположником стиля «Нео-фольклор» в Казахстане.

Это трудный, тернистый, но благодатный и плодотворный труд человека, горячо любящего свою Родину, создателя неповторимого этнического стиля, узнаваемого не только в Казахстане, но и далеко за его пределами. Можно сказать, что Айдархан сочинил гимн творчеству казахского народного костюма. Благодаря ему, забытые традиции, приобрели новую жизнь, новые образы и новые краски. Ведь основная идея создания коллекций казахстанского дизайнера заключается в сочетании тенденций мировой моды и мудрых традиций костюма кочевников.

Грамотно, талантливо и легко работает в этом направлении дизайнер, опираясь на программу духовного развития, возрождает в современной моде уникальные казахские стили и традиции казахов, утверждая, что национальное наследие наших предков существовало всегда. На сегодняшний день он единственный и постоянный участник показов мировых подиумов из Центральной Азии, география его участий в различных показах за последнее время очень широка – Италия, Германия, Франция, Сербия, Турция, Индия, Марокко, Китай, Швеция, Россия, Украина, Кыргызстан, Узбекистан, Грузия, Таджикистан.

Это первый азиатский дизайнер, который работает в официальных программах известных недель мод таких как Milan fashion week, Paris fashion week, Amsterdam fashion week, Berlin fashion week, Lviv fashion week, Serbian fashion week, Asian designers week India, Eurasian fashion week China, Fashion week Istanbul, Stockholm international fashion fair, Tajikistan fashion week, Uzbekistan fashion week, соответственно ASPARA FASHION WEEK является официальным партнером этих недель мод.

Благодаря его деятельности, впервые с 2018 года, в южном регионе Казахстана, были организованы и продолжают проводиться международные показы мод с привлечением не только европейских дизайнеров и ближайших представителей Центральной Азии. Адреса приглашенных дизайнеров распространяются по всему миру.

География проекта «ASPARA FASHION WEEK» с каждым годом, с каждым новым сезоном расширяется и уже в шестом сезоне мы смогли увидеть коллекции 100 дизайнеров из 37 стран мира. Как художник, Айдархан Калиев, прежде всего, находит в фольклорном материале что-то свое, близкое его художественному мышлению. Орнамент и система отделки, техника кроя и образное решение ансамбля одежды, использование новых материалов, выполненных с помощью инновационных технологий – все это творчески перерабатывается на основе национальных мотивов. Но главный смысл всех его коллекций, смысл этнического стиля «Нео-фольклора», как говорит сам Айдархан, — «современные дизайнеры одежды должны знать традиции и историю своего народа, гордиться тем, что мы потомки кочевников Великой Степи».

Но вернемся к самому конкурсу, подготовка к которому проходила в течение двух месяцев, в ходе которой участники могли пройти онлайн мастер-классы с признанными казахстанскими и иностранными специалистами в индустрии моды через платформу ZOOM. Перед началом оглашения победителей было объявлено, что все участники получают сертификаты, а руководителям колледжей вручаются благодарственные письма. Так, по итогам конкурса в номинации «Лучшее видео о колледже» выиграла Гульфат Карабалина с города Уральска, «Оригинальное использование традиционных материалов, форм, цветов» лучшими стали Аяжан Сагынова с Актюбинска и Жаннур Омирбай с Шымкента. В номинации «Креативное видео коллекции» стали лидерами Тимур Турсункулов житель города Тараза и Улпан Тлеккызы город Нур-Султан. «Креативный эскиз» Ясмина Миндурова, село Беткайнар Жамбылская область. Махаббат Амандыккызы с Жанаозена и Мадина Медеубай с Алматы стали лучшими в номинации «Оригинальность идеи создания коллекции».

Третье место и возможность бесплатного онлайн участия с полноценной коллекцией на «Tajikistan Fashion Week» досталось Еркежан Назарбаевой из Семипалатинска. На втором месте Мухамед Шамилов из города Тараза, он примет участие с полноценной коллекцией на «ASEAN International Digital Fashion Week». Почетное третье место и сертификат на участие на «Marbella Fashion Week» завоевала Мариям Бекмурза с города Шымкента. Главный приз Гран-при был присужден учащейся Алматинского государственного колледжа новых технологий Айдане Оразхан, ей вручили сертификат на участие на «ASPARA FASHION WEEK»

Надеемся, что I Национальный конкурс дизайнеров и модельеров одежды в стиле «Нео-фольклор» поможет современной молодежи освоить народные традиции и внести свой вклад в общую сокровищницу культуры; понять, что этнический костюм может существовать не только на сцене или на модных показах, но и в нашей повседневной жизни.

Comments (0)
Add Comment