Свобода, сестринство, феминизм!

Сегодня феминизм актуален как никогда: громкие события мирового масштаба и национального уровня обнажают черные дыры в вопросах пола. К сожалению, в настоящее время многие, говоря о феминизме, представляют неухоженную девушку, скандирующую очередные лозунги про то, что «мужчины козлы». Однако феминизм, как научная парадигма имеет прочную теоретическую основу, пережившую ни одно изменение во время своего существования.

Дионисий ПЛЯШЕШНИК, фото Тимура НУСИМБЕКОВА

Для того, чтобы разобраться в возникновении такого движения, стоит углубиться в историю. Феминизм в США зародился в процессе общественных движений в 1830-х годах и получил продолжение в качестве борьбы женщин за право голоса. Хотя у этого движения было много предпосылок, моментом основания принято считать конвенцию, состоявшуюся в 1948 году в Сенека-Фоллз, Нью-Йорке. Делегаты составили и одобрили «Декларацию чувств», которую часто называют «Декларацией о правах женщин». Составленные в 1776 году «Декларация независимости» и в 1789 году «Декларация прав человека и гражданина» утверждали, что женщины и мужчины равны перед лицом Бога и, следовательно, имеют права на получение образования, владение имуществом, получение развода, воспитание детей, защиту от насилия со стороны их мужей и, наконец, право голоса. Прошло 72 года, прежде чем они получили право голоса в Соединенных Штатах.

Нашей редакции стало интересно, как развит феминизм в нашей стране. Мы связались с активистами, которые рассказали свои истории, поделились мыслями насчет наболевших вопросов.

Фариза Оспан, фрилансер, журналист, феминист:
Для меня феминизм – движение, которое стало смыслом жизни. Я слилась с ним воедино. Это некая свобода: жить как ты хочешь, делать что хочешь и не обращать внимания на чужое мнение. Осознание того, что ты способна на все. Это жизненная философия, образно говоря. Феминизм можно сравнить с хорошим учителем. Он подарил мне крылья за спиной.

Я занимаюсь гражданским активизмом с 2015 года, когда начала принимать участие в общественном фонде «Молодежная информационная служба Казахстана». Меня начали интересовать бытовое и сексуальное насилие… В 2018 году прошла нашумевшая выставка «Во что ты была одета». Она была посвящена борьбе со стереотипами вокруг сексуального насилия и поддержки женщин, пострадавших от нее. Если говорить о самой выставке, то мы постарались собрать максимально похожую одежду, которая была на жертве. Всего было представлено 12 историй – 12 комплектов одежды. Все 12 вариантов самые простые: в них мы ходим в магазин, на пробежку, к друзьям. Мы хотели донести ту мысль, что не важно во что ты одета, в насилии всегда виноват насильник. Наверно, после той выставки меня и посетила мысль, что я феминистка. Первое время говорила, что борюсь за права женщин, потому что раньше было небезопасно говорить, что ты феминистка. Да даже сейчас не каждая может об этом сказать. В 2019 году я все-таки осознала, что это такое и решила, что готова столкнуться с трудностями, что от меня возможно отвернутся друзья. Именно тогда я и сказала: «Да, я феминистка».

Я часто узнаю статистику по бытовому и сексуальному насилию. Согласно ей: за пять с половиной часов происходит одно домогательство и как минимум одна женщина умирает в своем доме от рук мужа или сожителя. Более 5000 похищений в год совершается для насильственной выдачи замуж. Около 213 профессий запрещены для женщин. Ну и конечно, заработная плата: она на 32 процента меньше чем у мужчин.

Мне кажется, поколение, которое сейчас подрастает, уже хорошо понимают и осознают, что такое феминизм, ЛГБТ, гендер. Эта молодежь любит людей. Я замечаю, что в Казахстане постепенно развивается феминизм. Это большая заслуга всех активисток, феминисток, правозащитниц. У нас борются за права женщин. Искренне верю, что дальше будет лучше. Сейчас идет большая дискуссия насчет закона о бытовом насилии. Очень много противников этого законопроекта. Целые сообщества не хотят его принимать, пишут петиции.

Я не делю наш феминизм на европейский и так далее, хоть он и отличается. У нас свой опыт и особенности. У европейской женщины больше привилегий, чем у нас. Если мы будем сравнивать казахстанскую женщину и, например, женщину из Италии, то на работу возьмут вторую. Просто считается, что западное образование лучше и у них более выраженный опыт. Но несмотря на это, наши феминистки не отличаются от европейских: никто не лучше, никто не хуже. И у нас есть свои героини.

На восьмое марта мне хотелось бы пожелать принятие закона о сексуальном домогательстве и законопроект о бытовом насилии. Мы женщины, которые хотят жить в мире и согласии. Желаю, чтобы каждая из нас задалась вопросом: «А чего я хочу на самом деле?», и честно ответила на этот вопрос и двигалась к цели. Это может быть что угодно: забота о семье и детях, работа в крутой фирме. Желаю нам всем солидарности, понимания, взаимной поддержки и уважения друг к другу.

Дархан Шарипов, бухгалтер, активист:
Феминизм – это движение против дискриминации женщин и угнетения их прав. К феминизму я приходил постепенно. Наверно, у меня год ушел на это. Не бывает такого, чтобы по щелчку пальцев ты его принял. Я много читал про феминизм, сравнивал аргументы и получал вполне адекватные ответы на свои вопросы. По своей активисткой деятельности знаком со многими девушками, считающими себя феминистками. В процессе диалога и дискуссии я многое открыл для себя и понял, почему важно продвигать права женщин и узнал о влиянии патриархата на женщин, о женской гендерной социализации и многом другом.

Если говорить о нарушениях прав в отношении девушек (женщин), то достаточно взглянуть на статистику. Например, о разнице в оплате труда между женщинами и мужчинами. Посмотрите на гендерную составляющую в нашей политике, в состав топ менеджмента крупных компаний, и вы увидите, как мало женщин представлены во многих сферах и это не потому, что женщины не способны выполнять работу мужчин. У нас патриархальная страна, где до сих пор есть запрещенные профессии для женщин. Им запрещают работать по некоторым специальностям, ссылаясь на последующий уход их в декрет. При этом потенциальные руководители не удосуживаются уточнить, хочет ли вообще женщина когда-либо рожать? Почему репродуктивная система женщины должна ущемлять ее права? Но несмотря на это, у нее должна быть возможность пойти работать туда, куда она хочет. Вся эта несправедливость возвращает нас к патриархальной системе, где женщине отводится роль только матери и жены, которая нередко ставит ее в экономическую зависимость от мужчины. Еще один аргумент почему у нас нарушаются права женщин – это высокий уровень бытового насилия в отношении к ним и абсолютное бездействие государства в решении этой проблемы. Вы, скорее всего, слышали о новом законе «О противодействии бытовому насилию»? Его недавно вернули на доработку.

Феминизм не так развит в Казахстане, как хотелось бы, но ситуация с каждым годом становится лучше. Все это благодаря трудам многих активисток и активистов. В нашем обществе все еще очень много стереотипов по поводу феминизма. Порой до абсурда смешные представления людей вводят в ступор.

Сейчас в мире очень много различных течений феминизма, начиная от интерсекционального феминизма, заканчивая исламским. Нет какого-то европейского феминизма или азиатского. Многие аспекты теории подходят нам, потому что во всем мире преобладает патриархальный уклад и это факт. Нам не нужно придумывать велосипед, ведь все уже написано давным-давно.

Женщины всего лишь 100 лет назад получили право голосовать, право на образование и право работать. Мы зачастую забываем истинное значение этого праздника. Восьмого марта мне хочется пожелать женщинам быть теми, кем они хотят быть. Если женщина хочет быть красивой – это прекрасно, если женщина не хочет соответствовать навязанным стандартам красоты – это тоже прекрасно. Хочу пожелать стойкости и смелости, и чтобы помнили, что борьба за равноправие еще не окончена.

Ты за равенство людей?
Феминизм становится популярной идеологией не только среди женщин, но и среди мужчин: только во «ВКонтакте» они составляют около 10 процентов подписчиков фемпабликов. Часть из них приверженцами течения не являются, однако немало тех, кто действительно разделяет взгляды феминисток. Обычно их называют профеминистами – людьми, которые могут поддерживать борьбу против дискриминации женщин, не сталкиваясь с этой дискриминацией лично. Одни феминистки считают, что такие мужчины помогают привлекать новых последовательниц, развенчивая миф о том, что феминистки выступают за тотальную сепарацию, другие – что мужчинам нет места в движении, созданном женщинами для женщин, третьи – что ни один мужчина не свободен от последствий «мужского» воспитания, и потому их присутствие может быть опасным.

В нашем обществе на одну и ту же проблему могут отреагировать по-разному в зависимости от того, кто ее поднял – и это неудивительно. Феминизм – это отличная социальная идея и если какой-то лидер мнения, независимо от пола, начинает говорить о хороших вещах, то это идет на пользу обществу. Осуждают порой не движение, а понимание феминизма. Если я спрошу: «Ты за равенство людей?» – и получу положительный ответ, я скажу: «Получается, ты феминист» – и собеседник станет это отрицать. И очень часто можно услышать, как люди говорят: «Я конечно не феминистка, но…». Люди очень боятся слова «феминизм», потому что оно стигматизировано и носит негативный оттенок.

Нередко выходит так, что появляются очень радикальные сторонники феминизма, которых воспринимают смешно и придумывают мемы. Однако, если гуманизировать идею феминизма, она может превратиться в призыв к хорошему отношению к людям, вне зависимости от каких-либо стереотипов.

В целом, если даже в феминизме и есть какие-то минусы, это все же очень положительное течение, которое является неизбежной ступенью развития. У нас просто нет другого выбора. Но даже при наступлении этого «равенства» поднимется еще куча старых и новых вопросов. Люди постоянно решают общественные дилеммы, такова наша природа.

Несмотря на прогрессирующую рациональность, наблюдаются и мощно проявляют себя иррациональные эффекты развития общества. В наше время совершенно пропали четкие понятия о «хорошем» и «плохом», любая позиция находится в пространстве критики. Поэтому замечается востребованность упрощенных схем ориентации в мире. Научный и общественный прогрессы компенсируются новым расцветом религиозности и традиционных семейных укладов, что негативно влияет на проблему притеснения женщин и меньшинств. Выбраться из этой ловушки миру предстоит не скоро.

Comments (0)
Add Comment