Спой мне песню, великий!

В этом году исполняется 175 лет выдающемуся поэту и мыслителю Абаю Кунанбаеву. Юбилей будет отмечаться на международном уровне, в том числе в рамках ЮНЕСКО. Это большая гордость и для нашей страны, и для всех казахстанцев.

Павел ШЕВЦОВ

Абай Кунанбаев — великий поэт казахского народа, философ-гуманист, композитор, мастер художественного слова. Настоящее имя — Ибрагим, но имя Абай (Абай означает «внимательный», «осторожный»), данное бабушкой Зере, закрепилось за ним на всю жизнь. Абай Кунанбаев родился 10 августа 1845 года в Семипалатинской области на склонах гор Шынгыстау, недалеко от источника Каскабулак (Абайский район Восточно-Казахстанской области). Абай происходит из знатного и богатого рода биев и аристократов — тобыкты.

Абай оставил огромное наследие как для казахского народа, так и для всего мира: сочинения, слова назидания, а также песни, о которых мы и поговорим.

Поэт с самых ранних лет рос в песенной среде, он был дитя степи, впитавший в себя большую любовь к народной музыке. Дивные звуки окружающего мира достигали чуткого уха мальчика через живое и теплое человеческое общение. Такие качества великого поэта, как остроумие, способность метко, иногда с присущим ему сарказмом высмеять людские пороки, унаследованы им от нагашы (дяди) по материнской линии. Улжан была замечательной рассказчицей, знала наизусть жыры, айтысы и назидания в стихах. Неграмотная, она бережно хранила их в своей памяти, что удивляло и восхищало Абая. Известно, что Абай прекрасно владел домброй и изумительно исполнял казахские песни и кюи. Он был знаком со многими акынами и кюйши ХIХ века, которые частенько подолгу гостили в юрте его бабушки Зере и мамы Улжан. Те дни, пока акыны были в ауле, стали для Абая настоящим праздником. Каждый вечер Абай и его матери слушали их песни. Это были жемчужные слова, дары внимательному слуху. Но праздник закончился. Уезжая, Барлас протянул Абаю свою домбру. Это был царственный подарок — благословение тому, в ком просыпался поэт.

У великого поэта была своя собственная трехструнная домбра, которая сейчас хранится в Семипалатинском музее. На самом деле хранится три домбры великого поэта. Если верить обзорам, то форма ее существенно отличается от привычной для нас домбры с тонким и длинным грифом — плоская и, как тумар, треугольная. А гриф у нее достаточно толстый, как у сарыаркинской домбры. Но главное отличие — это три струны.

-Домбра, которую я держал в руках, прошла реставрацию и была с новыми струнами из лески. А вот на домбрах, что хранятся под стеклом, струны и перне (перевязи ладов) — настоящие жильные, — делится своими впечатлениями заслуженный деятель искусств Республики Казахстан Юрий Аравин.

У Абая не было музыкального образования, он не владел нотной грамотой. В этом отношении у него не было никаких преимуществ перед народными композиторами. Сочиняя свои песни, он, как и они, мог надеяться только на личные музыкальные способности, на свой голос и домбру. В то же время форма, мелодия и ритм песен Абая сильно отличаются от других народных композиторов. До Абая наиболее распространенной формой стихосложения был одиннадцатистопный размер. Музыка большинства композиторов той поры подходила ко многим текстам. Песни Абая были лишены такой свободы.

До наших дней дошли 36 песен Абая. Однако каждая из них известна в нескольких вариациях, что естественно в условиях устного творчества, когда каждый исполнитель привносил свое прочтение мелодии. Ведь в те времена музыкальной письменности в народной музыке еще не было. Так что песни Абая сегодня – это синтез авторского и народного творчества. Подчеркну, все песни поэта жанрово разнообразны. В основном это лирические песни, такие как «Айттым сәлем, Қаламқас», «Көзімнің қарасы», «Мен көрдім ұзын қайың құлағанын» и другие. Есть и речитативно-декламационные, как «Сегіз аяқ», скерцозные – «Бойы бұлғаң». Но основной темой в песенных стихах Абая звучала все же тема одиночества и тяжелой доли народа: «В ночи я кричал, и громко звучал мне голос утесов ответный», «И днем среди скал я долго искал тех, кто отвечал мне, но тщетно…», «Того же все эха безжизненный звук, все те же бездушные скалы вокруг…»

Показательным примером многовариантности песен Абая могут служить его произведения, вдохновленные поэзией Пушкина. Нам известны абаевские произведения «Письмо Татьяны», «Ответ Онегина». И еще одно «Письмо Татьяны» и еще «Монолог Ленского». Все они пелись на один мотив – такова была традиция тех времен. Однако вариантов этой мелодии существует несколько. И сегодня трудно сказать, где первоисточник, а где творческая фантазия исполнителя. Интересны и три кюя Абая, сохранившиеся благодаря исполнительскому таланту его сына Акылбая и внука Исраила. Это кюи «Май түні», «Абай желдірмесі», «Торы жорға». Трехголосие этих кюев подтверждает наличие в казахской музыке трехструнной семипалатинской или, как мы ее называем, абаевской домбры.

– На вопрос, сколько струн на казахской домбре, обычно отвечают — две. Но из правила бывают исключения. Это исключение в виде трехструнной домбры в 1967 году обнаружила экспедиция студентов Казахской государственной консерватории им. Курмангазы в Абаевском районе Семипалатинской области. А вместе с ней и 7 неизвестных ранее трехголосных кюев, которые мы сегодня можем послушать под аккомпанемент знаменитой трехструнной домбры Абая, — рассказывает Юрий Петрович.

В отличие от многих казахских певцов и композиторов Абай был хорошо знаком не только с творчеством русских писателей, но и с русской народной музыкой. К нему в аул часто приезжали русские ссыльные, которые оказали большое влияние на развитие музыкального таланта Абая. В Семипалатинске он не раз слушал романсы Глинки, Рубинштейна и других русских композиторов. Русские путешественники, ученые и офицеры, приезжавшие в казахские степи, уже в прошлом веке писали об огромной популярности среди казахов песен Абая. Конечно, в мрачную эпоху феодализма не могло быть и речи о той популярности, о какой мечтал Абай. Поэт горько сожалел о том, что его не понимают. Как и поэзия, казахская музыка была скована многовековыми бытовыми традициями. В трудных, сложных условиях приходилось Абаю отстаивать свои позиции. Поэт смотрел вперед, надеялся, что в будущем его поймут и оценят. Надежды Абая оправдались: еще при жизни песни его пришли к народу. Конечно, поэт не думал, что они со временем станут гимном дружбы и братства двух народов – русского и казахского. Действительность превзошла все его ожидания. Песни Абая стали непреходящей духовной ценностью народа. Они зазвучали всюду и стали поистине всенародными.

Comments (0)
Add Comment