Согласно статистике, 90 процентов учителей страны, работающих в школах, составляют женщины. Соответственно, оставшиеся десять – мужчины. Но ведь быть учителем – это не только давать знания, но и воспитывать. Школа – это маленькая семья, а всем известно, что та семья, где ребенка воспитывают и мама, и папа, является здоровой и благополучной. Поэтому роль мужчины в педагогической деятельности в Казахстане сильно недооценена.
Ани БАЙМУХАНБЕТ
Думая о тех немногих учителях-мужчинах, которые преподавали нам в школе, мы представляем себе лишь физруков, трудовиков и военруков. Очень редко в школьных стенах можно увидеть мужчину, преподающего русский язык или математику. Поэтому в канун праздника мы решили рассказать нашим читателям о тех немногих мужчинах-педагогах, которые воспитывают наших детей. Ведь о женщинах-учителях мы рассказываем каждый год, и каждый праздник для них не обходится без цветов и внимания.
Ержан Амирбекулы,
ректор Таразского государственного педагогического университета:
Сто лет назад учитель казахского народа Ахмет Байтурсынов говорил «Воспитаешь сына как джигита – вырастет джигитом, воспитаешь как раба – вырастет рабом».
Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день количество мужчин-учителей заметно сократилось. В основном те, кто все еще работает в школах – это физруки, трудовики. В нашем университете из 7012 студентов лишь 2000 парней. Из 700 преподавателей – 234 мужчины.
И сказать о том, что мужчины не идут в эту сферу из-за низкой заработной платы я тоже не могу – с каждым годом Правительство прикладывает большие усилия для того, чтобы обратить внимание на статус учителей и врачей, улучшить им условия для работы. У педагогов сейчас заработная плата порой бывает выше, чем у многих работников государственной службы. Основной причиной сложившейся проблемы с нехваткой мужчин в педагогической сфере является склонность сильного пола к более тяжелой физической работе.
Бумажная работа, поиск подхода к детям, тонкости и нюансы профессии учителя кажутся для них сложнее, чем стандартная мужская работа. Из-за этого в нашем обществе не увеличивается количество таких мужчин-преподавателей, которые бы стали для ребят, особенно мальчиков, примером; человеком, способным решить любой вопрос. Если будет принят закон о «Статусе учителя», который сейчас рассматривается, у меня есть предположение о том, что проблема решится.
Воспитание мужчины у казахского народа занимает важное место. Родители прикладывают силы не только для того, чтобы дать хорошее образование, но и научить его дисциплине, порядку, труду, честности, чести. Об этих качествах никогда нельзя забывать.
Невзат Бекар, директор Жамбылского инновационного колледжа
«Для меня учитель дороже всех, потому что он – сердце школы», сказал Ыбырай Алтынсарин. В жизни каждого человека особую роль играет учитель, который воспитывает и готовит нас к жизни. В современном обществе часто говорят о том, что количество мужчин-преподавателей по сравнению с их коллегами женщинами намного ниже. Я считаю, что такой проблемы нет, по крайней мере, в нашем учебном заведении. Потому что 50 процентов профессорско-преподавательского состава колледжа составляют мужчины, то есть соотношение идет равное.
И это не только преподаватели таких распространенных предметов, как физическая культура, начальная военная подготовка, но и физика, биология, информатика, английский язык. Все они имеют диплом о высшем образовании государственных и зарубежных вузов. Очевидно, что им нравится их работа, раз они посвятили себя этому делу. Они разговаривают с учениками на равном уровне, благодаря чему дети чувствуют свою значимость и выражают искренне уважение к такому наставнику, берут с него пример.
В отношении к учащимся мужчины-педагоги прививают такие важные качества, как самоотдача, выносливость, смелость, честность.
Однако я хочу присоединиться к тому, что необходимо повышать статус педагога в глазах мужчин – их должно быть намного больше в этой сфере. Повышение престижа профессии учителя является одним из ключевых направлений образовательной политики любого государства. Глава государства в своем Послании народу Казахстана еще раз подчеркнул важность педагогов в обществе, потому что так или иначе это затрагивает каждого гражданина страны.
Принимая во внимание мнение старшего поколения, необходимо привлекать больше мужчин к преподаванию и руководству, чтобы воспитать в детях высокие моральные и нравственные качества.
Жансерик Саттар, директор специализированного лицея-интерната «БІЛІМ-ИННОВАЦИЯ» для одаренных мальчиков:
Мой выбор деятельности изначально был таким из-за того, что оба моих деда были учителями, я рос, видя их пример, поэтому для меня это было естественным – пойти по их стопам. В университетской группе я был одним из немногих парней-студентов, и тогда еще заметил, что в педагогику идут, по большей части, девушки. Со всех сторон мы слышим «учитель – это женская профессия», даже сами учителя-женщины говорят, что парням не место в школе, у них другое предназначение. Я с этим, пожалуй, не соглашусь.
Даже на собственном примере и примере таких школ, как наша, я вижу важность роли мужчины в преподавательской деятельности. Сегодня в нашем лицее-интернате работает 39 учителей, 28 из них – мужчины, что составляет 70 процентов. Мы воспитываем их в строгости, дисциплине, с любым ребенком важно найти общий язык, подход к нему. Причем неважно, мальчик это или девочка – дети должны получать равное воспитание и образование от преподавателей обоих полов. Пока что у нас в стране это еще не вошло в норму, и нам в первую очередь нужно над этим работать.
Ведь если мужчины будут выбирать другую работу, то рано или поздно у нас не будет хватать кадров. Кстати, проработав в аналогичном лицее-интернате для девочек, я получил отличный опыт работы с женской половиной человечества. Ученицы относились ко мне с уважением, схожим с почитанием к отцу. Здесь важно нести ответственность за себя и свои поступки, тогда и у мальчиков и у девочек сложится правильное представление о том, каким должен быть мужчина независимо от его профессии. Будущие отцы, мужи Казахстана смогут стать крепкой опорой, а женщины захотят быть их союзниками, тогда и будет создано крепкое государство.