Работа как призвание

В Казахстане за последнее время проводится большая работа по сокращению числа детских домов. Вводятся альтернативные методы воспитательного процесса, тем самым улучшается и качество жизни воспитанников данных учреждений. О том, какая работа ведется в этом направлении, мы узнали из разговора с Айжан Мейрхановой, директором КГУ «Детский дом им. К.Сарымолдаева».

Анара АБДИХАНОВА

– Здравствуйте, Айжан Дукенбаевна. Расскажите, какие новшества в последнее время вводятся в воспитательный процесс в детском доме?

– Воспитательный процесс в нашем Центре осуществляется по восьми основным направлениям. Одним из новшеств является пилотный проект «Семья «Шанырак»», на данный момент в ней воспитываются 11 детей, которые связаны между собой родственными узами. В этой семье работают два воспитателя, они несут роли матери и отца, два помощника воспитателя выполняют роли тетей. Воспитатели помогают детям выполнять домашние задания, а тети занимаются приготовлением еды, старшие ребята заботятся о младших, помогают по хозяйству. В общем, здесь все, как в обычной семье.

Одним из успешных показателей в области является открытие детских домов семейного типа и приемных семей. На сегодня в области функционируют 18 детских домов семейного типа. Также на патронатное воспитание переданы 83 ребенка, под опеку и попечительство – 74, усыновление/удочерение – пять и 58 детей возвращены в свои семьи.

Сопровождение приемных родителей ведется согласно утвержденному плану с целью ознакомления с условиями жизни детей, специалисты навещают и ведут контроль за приемными семьями (два раза в год). При обращении приемным родителям и детям оказывается психологическая, социально-юридическая помощь, а также при трудоустройстве детей в вузы, сузы.

В целях подготовки воспитанников к самостоятельной жизни в 2015 году был открыт профориентационный центр (автодело, парикмахерское мастерство, сапожное дело, кулинария, народно-прикладное и дизайнерское творчество, швейное дело). Несмотря на режим карантина, продолжается работа по осуществлению всестороннего развития детей в области образования, творчества, искусства и спорта. Хорошим примером этому служит победа футбольной команды «Тулпар», которая, завоевав первое место, получила возможность поехать в Испанию, и увидеть своими глазами знаменитый стадион Реал-Мадрид.

– Какое есть отличие в домах семейного типа от стандартного детского дома?

– Основной целью организации детского дома семейного типа является создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях семьи. Каждый человек знает и понимает, что семья — это главное и важное, что есть в жизни. Именно семья играет важную и незаменимую роль для каждого. Ребенок детского учреждения мечтает жить в благополучной семье, где его поддержат, поймут и подарят любовь и ласку.

Отличие детских домов семейного типа от стандартных в том, что детский дом семейного типа – это отдельная семья, которая создается по желанию супругов. В такой семье совместно проживают не менее четырех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

А в коммунальных государственных учреждениях работают воспитатели посменно, дети распределены по группам в зависимости от пола ребенка. В детских домах выпускники покидают стены учреждения по достижению совершеннолетия, а в домах семейного типа дети могут продолжать жить, обучаться и работать. В детских домах семейного типа родители на заботе и любви строят традиционные семейные ценности. В семье формируются такие понятия, как доверие, любовь, взаимопомощь, уважение, доброта.

– Немного о том, как Вы лично переживаете, радуетесь за каждого ребенка?

– Могу сказать, что глубоко переживаю за каждого ребенка. С самого утра спешу на работу, чтобы увидеть своими глазами каждого из них. Хочу проявить сочувствие, услышать и помочь детям, лишенным родительской ласки. Достижения каждого воспитанника – плоды нашего труда. Наверняка дети чувствуют, что могут поделится своими достижениями со мной, и спешат сообщить о радостных событиях своей жизни. Я радуюсь вместе с ними, поощряю, вдохновляю на успех. Моя работа – мое призвание. Бывает, конечно, тяжело, но стараешься не показывать это детям, ведь они все чувствуют.

Я знаю каждого своего выпускника и горжусь ими. Многие ребята, повзрослев и покинув стены Центра, стали успешными людьми, работают в престижных организациях, в частных структурах.

Например, Юрченко Валерия, выпускница 2005 года. Чемпионка Азии по армрестлингу 2007 года. Мастер спорта международного класса по армрестлингу. Работает учителем физкультуры в средней школе №46 города Тараза.

Хацкевич Елена, выпускница 2009 года. Окончила ТИГУ по специальности «Физкультура и спорт», работает тренером по женскому футболу ОДЮСШОР города Тараза.

Марселен Камете, выпускник 2009 года. Окончил Академию спорта и туризма. Игрок сборной юношеской команды города Алматы по футболу, известный шоумен, актер.

Жандарбекова Алтыншаш, выпускница 2011 года. Окончила Жамбылский высший политехнический колледж с отличием. В 2016 году прошла курсы китайского языка в КНДР. Студентка 2 курса педагогического института города Тараза, является опекуном двух несовершеннолетних девочек. И таких примеров очень много, со всеми стараюсь поддерживать связь, ведь это мои дети.

– Много ли сейчас людей, которые хотят взять ребенка в семью?

– Желаюших взять ребенка в семью очень много. Но они хотят взять новорожденных, а в нашем учреждении проживают дети от трех до 18 лет.

В этом году на основании приказа министра образования и науки Республики Казахстан от 27 апреля 2020 года № 165 «Об утверждении требований к содержанию программы психологической подготовки, порядка организации деятельности по психологической подготовке граждан Республики Казахстан» на базе учреждения открылась «Школа приемных родителей».

Цель школы – работа с приемными родителями, изъявившими желание взять детей на патронатное воспитание, усыновление (удочерение), опеку и попечительство. Способствовать созданию благоприятных условий пребывания и воспитания ребенка в семье, профилактика вторичного отказа от ребенка.

На сегодняшний день в ШПР обучились две группы, это 25 человек. Также дополнительно обучаются четыре группы от 20 до 25 человек.

По сравнению с 2015-2018 годами число детей, переданных в семью, уменьшилось. Причиной тому является нежелание кандидатов принять детей – подростков.

– Расскажите о помощи волонтеров, спонсоров.

– Ежегодно в нашем Центре проводятся благотворительные праздники. Одним из важных и значимых событий является проект «Мейірім».

По инициативе акима Жамбылской области Бердибека Сапарбаева в октябре 2020 года во Дворце молодежи имени Марса Уркимбаева состоялась презентация проекта «Мейірім». Проект о взаимном сотрудничестве по социально-патронатной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время данным проектом охвачено 49 воспитанников учреждения. Целями проекта являются: ведение постоянной психологической работы по адаптации воспитанника к условиям современной жизни, формированию коммуникативных функций, обеспечению участия в корпоративных, праздничных, спортивных и иных культурно-массовых мероприятиях; перечисление однодневной заработной платы для пополнения счетов воспитанника по системе жилстройсбережений, собственные средства патронатных организаций и другие формы; ведение психологической и воспитательной работы для целевого использования накопленных средств (жилстройсбережений) по достижению воспитанника совершеннолетнего возраста; оказание содействия в выборе специальности, обеспечение поступления и обучения в организациях технического и профессионального образования и высших учебных заведений, прохождения учебной и производственной практики; оказание содействия в трудоустройстве воспитанника по полученной специальности; содействие по подбору и приобретению подходящего жилья.

– Немного о планах на будущее?

– Нами планируется активизировать пилотную программу воспитания детей, связанных родственными узами, в условиях семьи. Продолжить психологическую подготовку кандидатов в приемные родители («Школа приемных родителей» на русском и казахском языках обучения). Усилить работу с кровными родственниками воспитанников с целью воссоединения их с семьей. Продолжить работу кабинета медиации и примирения.

– Спасибо за беседу!

Comments (0)
Add Comment