Путь к успеху

Многие сейчас задаются вопросами: как начать свое дело, какие принципы помогут в развитии предпринимательской деятельности? На эти вопросы нам ответила Любовь Попова, которая более 30-ти лет руководит предприятием по выпуску высококачественной швейной продукции ТОО «Айвенго».

Анара АБДИХАНОВА

Товарный знак «Айвенго» удостоен престижных международных и отечественных наград, продукция предприятия знакома далеко за пределами республики. Руководителя ТОО «Айвенго» знают как патриота своей страны, которая душой радеет за отечественного производителя. Предпринимательница, председатель ассоциации легкой промышленности Жамбылской области Любовь Попова во главе всего ставит такие человеческие ценности, как трудолюбие, честность и любовь к малой родине. Товарный знак одного из крупных промышленных предприятий области зарегистрирован в Казахстане, России и США. Основной группой товаров являются постельное белье, школьная форма и спецодежда. С нашей героиней мы встретились на производстве, где она показала свою продукцию и рассказала об основных составляющих успешного бизнеса.

Расскажите, с чего начиналась Ваша предпринимательская деятельность?

В 1971 году я окончила Жамбылский гидромелиоративно-строительный институт, по специальности инженер-строитель. После окончания института работала по профессии в общей сложности около 15 лет. Было время, когда мы переезжали на Украину, прожили там пять лет и решили вернуться. Все-таки сказалось то, что я люблю свою землю, народ, люблю свою родину. Меня всегда тянуло домой. Вот уже пять поколений нашей семьи живут здесь, в Жамбылской области. В 1987 году, когда началась перестройка, я ушла в кооперацию, открыла кооператив по выпуску швейной продукции широкого ассортимента, лидирующей позицией тогда была модельная одежда. В те времена не было такого изобилия в модной индустрии. Многим приходилось надевать то, что есть, а выбор был небольшой.

Почему именно швейное производство?

– Я шила всегда, наверное, сказалось и то, что моя мама была швеей. Как она рассказывала, я с самого детства не выпускала из рук ножницы, всегда резала платья, пыталась их переделать по своему вкусу. Когда училась в институте, старалась одеваться модно и красиво, стоило мне это не так дорого, ведь многие вещи создавались своими руками. В те годы приобрести красивую вещь было тяжело, но была доступна ткань. Именно поэтому я выбрала это направление и начала производство одежды мелкосерийными партиями. Сразу зарегистрировала свой товарный знак «Айвенго». Регистрацию мы проходили в Москве, работали изначально по ГОСТу. Был 1991 год. Сами понимаете, что время было непростое, периодически возникали и свои сложности. Чтобы довезти партию товара, к примеру, даже из Джамбула в Алматы, приходилось несколько раз останавливаться по дороге и показывать документы на товар определенным службам. А мы поставляли на тот момент свою продукцию уже и в Россию, такие города, как Куйбышев, Норильск и другие. Шили не только одежду, но и меховые зимние шапки и верхнюю одежду. Дизайном я всегда занималась сама. Модельер-конструктор – специальность, ставшая моей второй профессией. Я сама кроила вещи. Было время, когда мы ходили по научно-исследовательским институтам и предлагали продукцию, хотя у меня совсем не было опыта в торговле. Акцент всегда делался на доступности и качестве, поэтому люди интересовались и брали. Так я наработала своих первых клиентов.

Как Вы думаете, какими качествами должен обладать предприниматель?

– В первую очередь, это трудолюбие. Я начинала свой бизнес, можно сказать, с нуля. В те годы заработная плата инженера была 120 рублей, это небольшие деньги. В самом начале мне приходилось самой, как говорится; и у станка постоять. Многие вещи я делала впервые, но я ничем не гнушалась, понимала, что за меня никто мою работу делать не будет. Мне было безумно приятно видеть плоды своих трудов, когда я слышала отзывы о своей продукции, видела, с каким удовольствием она покупается. Для меня это было стимулом работать еще больше. Я очень уважаю трудолюбивых людей, восхищаюсь ими. Это те люди, на которых держится экономика. Мне всегда обидно, когда труд не ценится и не окупается по достоинству. Еще одно серьезное и обязательное качество – это честность и любовь к своему потребителю. Всегда нужно создавать продукцию так, как бы ты хотел, чтобы было для тебя. Не нужно обманывать покупателя. К примеру, вся наша продукция сделана с большой любовью к людям, она создана из таких материалов, которые не только не принесут вред организму, но и послужат вашему долголетию. На протяжении всей моей деятельности, в первую очередь акцент сделан на качестве, пусть даже для доступности приходится порой снижать цену, самое главное, чтобы люди сами осознавали, что они хотят носить и в окружении каких вещей проводить время без вреда организму. Когда я слышу от человека спасибо, меня наполняет чувство удовлетворенности своей деятельностью. Еще одно важное правило – цените свою команду. Нужно уметь и самим заработать, и дать заработать другим. У меня сотрудники со стажем работы на моем предприятии более десяти лет. Это говорит о том, что я всегда ценю труд других людей.

В прошлые годы легче было открыть свой бизнес?

– Во все времена есть свои сложности. Действительно, раньше на рынке товаров был дефицит, и люди брали все, что им предложишь, так как не было выбора. Сейчас рынок перенасыщен товаром. Много затрат на рекламу, в настоящее время без этого никак. Нужно уметь быть конкурентоспособным. В силу этого люди начинают обманывать потребителя, выдавая некачественный товар. Экономят на материалах, фурнитуре. Но люди берут, возможно, здесь сказывается сила рекламы. Раньше у нас были проблемы с сырьем, основным поставщиком материала был Алматинский хлопчатобумажный комбинат, в данное время все можно приобрести недорого из дальнего и ближнего зарубежья. И да, здесь работает правило: дешево — значит некачественно. Ведь всем известно, что натуральное в разы дороже. Я была на фабриках по производству тканей в Китае. Ужаснулась, что носит основная масса людей, ведь это вторичное синтетическое сырье. Какой вред здоровью мы наносим сами себе. Порой, когда приходят покупатели и сравнивают постельное белье нашего производства с тем же самым комплектом из Китая , спрашивают, почему на ощупь оно шершавое. Извините, но мы работаем с натуральным хлопком и льном, он будет возможно не такой невесомый, но зато и послужит долго и вреда никакого не причинит. Еще одним пунктом можно назвать то, что раньше ведь многое было под запретом, сейчас у предпринимателей возможностей больше. Плюс есть поддержка со стороны государства. Но обратная сторона — много компаний-монополистов. На больших заводах труд человека минимизирован, это окупается, не нужно платить заработную плату. Урон для экономики страны в этом случае тоже есть. Во-первых, сокращаются рабочие места, и молодому поколению просто уже нет смысла учится на определенные специальности. Это значит, что и отчислений налоговых за каждого работника будет куда меньше. Сейчас, особенно в период кризиса, во многом связанным с пандемией, я бы посоветовала тем, кто хочет начать свое дело, поработать в выбранной сфере на предприятии просто сотрудником. Освоить все тонкости изнутри, изучить рынок товаров и услуг. Пример: взяли вы грант от государства в размере 500 тысяч тенге, приобрели на них, допустим, цыплят, но ведь нужно еще знать, как из них вырастить столько же курочек, чтобы получить хоть какую-то прибыль. Без опыта сделать это будет сложно.

Как Вы думаете, есть ли шанс у отечественных небольших предприятий занять свою нишу на рынке?

Конечно, есть, но в том случае, если покупатель будет поддерживать отечественную продукцию. Есть множество примеров опыта других стран, когда отказавшись от импорта, они вышли на лидирующие позиции на мировой арене в сфере экономики. Мы должны руководствоваться тем же. Посмотрите, мы живем в уникальной стране. Наша земля богата своей природой, есть возможность питаться натуральными продуктами, носить вещи из натуральных тканей, нужно только поддержать казахстанского производителя. В первую очередь, если мы откажемся от иностранного производителя, мы не только станем здоровее, но и возродим свою экономику. К примеру, если взять мою семью, то все мы покупаем продукты только казахстанские. Я никогда не приобрету на рынке даже лапшу, если это не сделано в Казахстане, лучше из отечественной муки сама сделаю тесто. Запросто мы обходимся без сыра «пармезан», ведь у нас есть более натуральная своя брынза. Да, я доверяю только отечественной продукции, в этом вся я. Нужно быть патриотом, болеть душой за окружающих людей и самим учиться возрождать экономику – это в силах каждого гражданина.

Спасибо за беседу!

Comments (0)
Add Comment