Проблема – малокомплектные школы

В области из 442 общеобразовательных школ 121 является некомплектой и непривлекательной для молодых педагогов

Кайрат АСЕНОВ, фото Юрия ЕФИМОВА

На площадке региональной службы коммуникаций прошел брифинг руководителя департамента по контролю в сфере образования Жамбылской области Дамеш Ускумбаевой. Данная структура осуществляет контроль за исполнением требований законодательств и нормативно-правовых актов в области образования, государственного общеобязательного стандарта образования.

Основными ее функциями являются проведение профилактического контроля; проведение внеплановых проверок; выдача лицензии на образовательную деятельность; апостилирование документов об образовании. А также изучает и анализирует проблемные вопросы в области образования; проводит мониторинг на состояние аварийных и трехсменных школ; дефицита ученических мест; материально-технической базы организации образования; обеспеченности учебниками; работы Попечительских советов; деятельность организации духовного образования; качественное заполнение Национальной образовательной базы данных; организует и проводит внешнюю оценку учебных достижении в общеобразовательных школах и высших учебных заведениях; осуществляет контроль за качеством образования.

В своем выступлении Д. Ускумбаева сообщила интересную информацию, дающую повод ко многим выводам. Итак, в области функционируют 442 общеобразовательных школ, из них 358 сельских, что составляет 80 процентов от общего числа. 18,5% (66) сельских школ саманные, здания 32-х школ построены до 60-х годов, здания 3-х школ аварийные.

В соответствии с планом работы в последние два года меры государственного контроля проведены в 66 школах, 75% (49) в сельских школах. Результаты контрольных мер показывают, что в сравнении с городскими школами в некоторых сельских школах наблюдается слабая материально-техническая база, слабое обеспечение компьютерной техникой и высокоскоростным интернетом, низкий уровень соблюдения требований законодательств в области образования в организаций учебно-воспитательного процесса, дефицит педагогических кадров.

В прошедший период этого года проведен профилактический контроль на качество образовательной деятельности в 22 сельских школах, где установлены ряд фактов несоответствия требованиям законодательства, такие как: в 9-ти сельских школах учредительные документы не оформлены в соответствии со ст. 41 Закона «Об образовании» Республики Казахстан; 17-ти школах электронный журнал «Күнделік» не заполнен в соответствии с требованиями, 11-ти школах не соблюдены правила приема в 1 класс, утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан №564 от 12 октября 2018 года; 5-ти школах не соблюдены правила приема в 10 класс, утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан №564 от 12 октября 2018 года; 6-ти школах нет справок от психиатрического, наркологического диспансера, о несудимости педагогических работников, в соответствии со ст. 51 Закона «Об образовании» Республики Казахстан.

Также допущены нарушения, связанные с деятельностью районных отделов образования. В 20-ти школах не соблюдены сроки прохождения курсов повышения квалификации педагогических работников, в соответствии со ст. 43 Закона «Об образовании» Республики Казахстан. Шесть школ не оснащены учебно-лабораторным оборудованием в кабинетах физики, химии и биологии, учебными предметными кабинетами, мастерскими по предмету технология, в соответствии с квалификационными требованиями, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан №391 от 17 июня 2015 года; в 4-х школах нет учителей музыки, английского языка, математики, технологии и химии.

Одним из показателей качества образования является результат внешней оценки учебных достижений. С 16 по 24 апреля 2019 года в 56 общеобразовательных школах области проведена внешняя оценка учебных достижений (ВОУД). Всего участвовали — 8778 учеников 4, 9 и 11 классов (4 классах – 4598, 9 классах – 3261, 11 классах — 919). По результатам ВОУД по сравнению с городскими школами сельские школы показали низкие средние баллы. По 4-м классам участвовали 19 городских, 36 сельских школ. Средний балл в городских школах составил — 20,5, в сельских школах — 18,5, ниже на 2 балла. По 9-м классам участвовали 20 городских, 36 сельских школ. Средний балл в городских школах составил — 47,2, в сельских школах — 41,7, ниже на 5,5 балла.

По 11-м классам участвовало 12 городских, 25 сельских школ. Средний балл в городских школах составил — 64,1, в сельских школах — 59,1, ниже на 5 баллов. По всем выявленным нарушениям и фактам проводится совместная работа с управлением и отделами образования по приведению в порядок этих показателей.

Для регулирования качества среднего образования между городскими и сельскими школами местным исполнительным органам необходимо принять конкретные меры по усилению материально-технической базы сельских школ, в том числе обеспечению современным учебно-лабораторным оборудованием, компьютерной техникой и высокоскоростным интернетом; устранению дефицита педагогических кадров в сельских школах за счет эффективной реализации программы «С дипломом – в село»; активизировать прохождение курсов повышения квалификации педагогических кадров сельских школ, внедрить передовой опыт в учебно-воспитательный процесс.

Как видим, качество среднего образования на селе сильно зависит от того, где именно находится та или иная школа – в маленьких селах, где в классе пять-семь учеников, учителя с малой нагрузкой имеют низкую зарплату (которая и без того невелика). Посему, привлечь туда («с дипломом в село») молодого специалиста нереально. Сократить такие школы – невозможно, ибо где тогда учиться детям где-нибудь в Мойынкумских песках… Словом, горожане могут еще раз порадоваться, что их дети учатся в Таразе.

Comments (0)
Add Comment