Приоритеты развития: качество образования

Сотни педагогов встретились на августовской конференции в Таразе.

Яна ЗАДОРОЖНАЯ, фото Юрия КИМА

На днях в центральном концертном зале «Баласагун» прошла ежегодная августовская конференция педагогов, носившая в этот раз название «Keleshekke kemel bilimmen», в которой приняли участие около тысячи педагогов региона. На масштабной встрече обсуждались различные достижения сферы образования области, вариации воспитания молодого поколения, а также вопросы повышения качества образования.

В работе конференции принял участие аким Жамбылской области Аскар Мырзахметов. Началась рабочая часть мероприятия с выставки достижений организаций образования. В холле ЦКЗ представили свои наглядные пособия и аналитические материалы областной филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу», Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления города Тараза, Таразский государственный педагогический университет, школа-интернат «Дарын», городской центр технического творчества и другие. Речь шла о новых технологиях и использовании технических и организационных инноваций, наработок в вопросах внедрения трехъязычия в учебный процесс, в SMART-образовании и внеклассном обучении.

– Наше учебное заведение не только ведет обучение по новым методикам, но и разрабатывает инновации в этой сфере, – рассказала преподаватель Назарбаев Интеллектуальной школы Инна Аксенова. – Сегодня мы предлагаем участникам конференции оценить разработанную в НИШ систему повышения квалификации педагогических работников школы. А именно: смещение акцента с массового обучения педагогов на индивидуализацию профессионального роста, освоение инноваций на качественную реализацию, поддержку и сопровождение инноваций и многое другое.

Первой с докладом на конференции выступила руководитель управления образования акимата области Рахия Турмаханбетова. Она подробно сообщила собравшимся об основных показателях работы за прошедший год и планах на следующие годы.

Как оказалось, количество организаций дошкольного образования в регионе достигло 545. Доля частных детских садов составляет 31,4 процента.К концу года охват дошкольным обучением детей в возрасте от трех до шести лет достигнет 100 процентов. В настоящее время система постановки детей в очередь в детский сад в регионе автоматизирована. Это было сделано для того, чтобы исключить коррупционную составляющую этой процедуры и упростить подачу заявления для родителей.

– В этом году учащиеся четвертых, девятых и десятых классов переходят на программу обновленного содержания образования. Специальные курсы по ней окончили 82 процента работающих в регионе учителей, – отметила спикер и продолжила:

– Уважаемые коллеги! Еще одним фактором успешного развития сферы образования является укрепление материально-технической базы. Областной показатель обеспеченности кабинетами новой модификации составляет 51,3% (2017ж.- 46%, 2018 ж.- 48% ). Увеличилось оснащенность рабочих мест учителей компьютерами до 91,4% против 65,6%. В целом, в организациях образования функционируют 25675 единиц компьютерной техники. Из них 48,7% устарели, срок их эксплуатации превышает 7-8 лет. Дефицит компьютеров составляет – 8294 единицы. Органам власти на местах необходимо изыскать источники финансирования для обновления компьютерных парков школ. В рамках государственной программы «Цифровой Казахстан» для обучения основам программирования и робототехники внедряются бесплатные курсы в школах области. На сегодня 174 школы, или 39% оснащены кабинетами робототехники. До конца года планируем открыть еще 48 кабинетов, где в год планируется обучать до 13303 школьников.

В целях развития человеческого капитала по области открыто ІТ-лицей, 14 ІТ-класса. Всего количество обучающихся в них составило свыше 1500 учащихся. К новому учебному году откроются еще 37 ІТ-классов. В областном Центре внешкольных мероприятий открыли детский технопарк. Все это, несомненно, поможет успешно интегрировать молодое поколение в научно – исследовательскую и промышленно — технологическую среду.

В 16 школах области до конца года будет введена система «Безопасная школа». В 4 колледжах внедрена система «Безопасный колледж». Данная система до конца года будет еще в 6 колледжах. В 8 колледжах открыли «Центры обслуживания студентов». Во всех районах и г.Таразе успешно внедрены информационные системы «Электронный детский сад», «Электронная школа» и «Электронный колледж».

В области работают 46 учреждений технического и профессионального образования. По словам руководителя управления образования, в новом учебном году выделен государственный заказ на 3082 места по 47 специальностям. При этом 56,7 процента из выделенного госзаказа в этом году предусмотрено на рабочие специальности.

– Дорогие педагоги, роль нашей профессии в обществе неоценимо высока. Мы должны соответствовать этому высокому статусу и постоянно совершенствоваться в работе. В этом наша основная задача! – так завершила выступление Рахия Турмаханбетова.

Президент Международного общественного фонда «Білім-Инновация» Дархан Оте поднял интересующий всех педагогов вопрос..

– Многие из нас задаются вопросом: почему нынешняя молодежь именно такая? Мы, педагоги, должны разобраться в том, насколько хорошо мы знаем наших учеников. Чтобы лучше их понять, необходимо иметь представление о «теории поколений», разработанной американцами Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом. По их словам, каждые 20-25 лет рождается новое поколение людей, имеющих черты характера, привычки и особенности, которые выделяют их на фоне всех остальных и затем повторяются у будущих поколений. Согласно этой теории наша молодежь – это поколения Y и Z. Они, к примеру, много времени проводят в Интернете, откуда черпают всю необходимую информацию. А вообще у представителей каждого поколения свои взгляды на жизнь, своя психология. Принимая это во внимание, педагогам будет проще найти подход к ученикам, – сказал он.

Дархан Оте продемонстрировал ролик о том, как отношение педагогов к работе влияет на работоспособность учеников. Главная идея короткометражки в том, что учитель должен с большим уважением и участием относиться к каждому школьнику, тогда ребенок ответит взаимностью. Правильно выстроенный диалог способствует повышению заинтересованности ученика в учебном процессе.

Генеральный директор центра образования «EDTECH-KZ» Гани Бейсембаев обрисовал новые подходы в обучении с учетом особенностей современного поколения и новых тенденций в образовательном мире.

– Педагоги обязаны заинтересовать ребенка. Школьникам процесс обучения ни в коем случае не должен быть в тягость. Нельзя в этом вопросе снимать ответственность и с родителей. Создавать видимость «правильного» процесса обучения, где все идет по плану, нельзя. В современном мире учитель должен увлечь за собой каждого, учитывая его способности и личные интересы. Взрослым необходимо работать в команде, только тогда мы можем надеяться на результат. Все должны видеть перед собой конечную цель – дать качественное образование ребенку и подготовить его к вызовам современности.

Представитель Министерства образования и науки РК президент АО «Финансовый центр» Аскар Ибраимов напомнил об основных задачах, поставленных Главой государства Касым-Жомартом Токаевым на августовской конференции в Нур-Султане.

– Необходимо продолжить работу по обеспечению равного доступа к образованию. Министерство обеспокоено ситуацией, когда из детских садов стали массово выпускать шестилеток. Норма принимать детей в первый класс с шести лет принята, но право выбора все же за родителями. Индивидуальные особенности развития детей всегда будут на первом плане в этом вопросе. Но мы должны в течение учебного года вести целенаправленную работу по освещению достижений детей, которые пошли в школу в раннем возрасте, – сказал он. – Необходимо отметить, что одаренные дети успешно представляют нашу страну на международных интеллектуальных соревнованиях. За последние три года казахстанскими школьниками завоеваны 344 золотых, 540 серебряных и 848 бронзовых медалей. Достойно представлена и Жамбылская область. Эти школьники должны стать примером для остальных ребят. Вузы должны стремиться к тому, чтобы эти интеллектуалы становились их студентами.

Аким области Аскар Мырзахметов в своем выступлении отметил, что за последние три года финансирование сферы образования в регионе выросло на 30 процентов, и в этом году составляет 130 миллиардов тенге, а это треть бюджета региона.

– В текущем году ведется строительство 15 объектов образования. В начале учебного года в эксплуатацию будут сданы пять новых школ. Эти меры позволят нам полностью решить проблему трехсменных и аварийных школ в регионе. Однако дефицит ученических мест все же существует. Причиной этому является демографический прирост населения и внутренняя миграция жителей. Только за последние три года количество школьников выросло с 207 тысяч до 222 тысяч, – отметил Аскар Мырзахметов

По его словам, наиболее сильно этот дефицит ощущается в Кордайском, Жамбылском и Байзакском районах.

– На сегодняшний день в области функционируют 11 школ, которые в скором времени могут пополнить категорию аварийных. 214 школ региона были построены до 1980 года. Мы продолжим строительство школ за счет бюджетных средств. В ближайшие два года в Таразе планируется строительство семи новых школ на 3000 мест, – проинформировал глава региона.

В то же время Аскар Мырзахметов выразил беспокойство тем, как используются выделенные из бюджета средства.

– На мой личный блог часто поступают жалобы о поборах в школах. Вместо того, чтобы давать учащимся знания, многие педагоги решают свои личные проблемы. Тогда о каком качестве образовательного процесса может идти речь? – спросил аким области у зала.

В свете происходящего, с целью исключения коррупционной составляющей до конца года 76 процентов государственных услуг в сфере образования будут автоматизированы.

– От качества знаний в стране зависит качество жизни каждого казахстанца, поэтому на педагогах сегодня лежит огромная ответственность, – такой итог подвел Аскар Мырзахметов в своем выступлении.

Конференция продолжилась церемонией награждения отличившихся педагогов. Нагрудный знак «Ыбырай Алтынсарин» получили учитель казахского языка и литературы школы-гимназии в селе Сарыкемер Жуалынского района Раушан Абуева; учитель казахского языка и литературы школы № 19 имени Д. Конаева в Жуалынском районе Гаухар Тажкенова; учитель математики школы-гимназии имени Д. Конаева в Кордайском районе Илия Нургалыкова; учитель физики школы-гимназии имени Жамбыла в Мойынкумском районе Леззат Шормантаева, учитель истории средней школы имени М. Ауэзова в Таласском районе Сапаргали Карабеков, директор городской школы-гимназии № 7 Наталья Исеева, учитель русского языка и литературы таразской гимназии № 8 имени Толе би Жанна Шайпитенова; учитель английского языка в областной школе для одаренных детей с обучением на трех языках Татьяна Цхе, преподаватель таразского колледжа железнодорожного транспорта и коммуникаций Кульжан Керменбаева и учитель немецкого языка и литературы таразской гимназии № 8 имени Толе би Рабига Мейирбекова.

На конференции традиционно группа педагогов области была отмечена нагрудным знаком «Почетный работник образования Республики Казахстан», а также Почетной грамотой акима области. Лучшие учреждения образования региона тоже были отмечены наградами. Например, обладателем гранта в размере 21 миллиона 778 тысяч тенге стала гимназия № 41. В номинации «Лучшая инновационная школа» победила Меркенская школа-гимназия № 39 имени Т. Кожакеева. Лучшей городской школой была признана школа-лицей Жибек жолы в Шу. Лучшая сельская школа — гимназия имени Б. Бесбаева в Жамбылском районе. Лучшей малокомплектной школой признали среднюю школу имени М. Ауэзова в районе Т. Рыскулова, а лучшим колледжем в этом году стал Жамбылский гуманитарный колледж имени Абая. Все эти учреждения образования получили по одному миллиону тенге.

Comments (0)
Add Comment