В Центральной Азии потепление опережает глобальные темпы
Яна ЗАДОРОЖНАЯ
Изменение климата – данность, которая заявляет о себе постоянно. Привычно теплые зимы, когда снега нет вообще, «сухие» весны и сумасшедшая жара летом — все это и есть пресловутое глобальное потепление. Для нашего региона все это актуально вдвойне, ведь жизнь и в предгорьях, и в степях, напрямую зависит от уровня стоков рек, берущих начало в горах. И чем меньше на вершинах Тянь-Шаня остается ледников, тем скорее происходит превращение оазисов в пустыни. А эти процессы с каждым годом лишь набирают силу.
Обо всем этом говорилось на Центрально-Азиатской конференции по проблемам изменения климата, которая на днях состоялась в Ташкенте. Для справки: страны Центральной Азии с населением более 70 миллионов человек находятся в числе наиболее уязвимых на планете, так как процесс потепления здесь интенсивнее, чем глобальное среднее значение. Здесь «потеплело» от 1,7 до 2,5 градусов! Экологи дают самые тревожные прогнозы и считают, что конкретные адаптационные меры необходимо принимать уже сегодня.
Конференция была организована в рамках Программы по адаптации к изменению климата и смягчению его последствий для бассейна Аральского моря (проект CAMP4ASB) Региональным экологическим центром Центральной Азии при участии исполнительного комитета Международного фонда спасения Арала и Узгидромета. Она является продолжением инициативы Всемирного банка по обмену знаниями и информацией об изменении климата в Центральной Азии. Основная цель конференции – продвижение сотрудничества и партнерства в области адаптации к изменению климата, а также смягчению его последствий в Центральной Азии.
Объем представленной информации был велик — четыреста участников встречи заслушали 80 сообщений по означенной проблематике. Повышение температуры ведет к многочисленным рискам в сферах водообеспечения, продовольственной безопасности, здоровья населения, а также к экстремальным природным явлениям. По данным представителя Всемирной организации здравоохранения Владимира Кендровского, одна пятая часть смертей в Центральной Азии связана с экологическими причинами.
На конференции также прозвучали другие неутешительные факты. Так, за последние 20 лет в результате стихийных бедствий на Земле, вызванными опасными климатическими явлениями, погибло 528 тысяч человек, нанесен ущерб на сумму около 3,5 триллиона долларов США. По данным проекта адаптационного фонда Рамочной конвенции ООН об изменении климата, в Каракалпакстане (Приаралье) число дней, превышающих температуру воздуха 40 градусов, за полвека возросло в два с половиной раза!
И это, конечно, не может не сказываться на качестве жизни и здоровье местного населения.
На встрече были озвучены данные, что просто вгоняют в ступор. Так, из презентации начальника управления климатических изменений РГП «Казгидромет» Светланы Долгих следует, что на территории западных, южных и юго-восточных областей Казахстана увеличивается количество дней с температурой воздуха выше 35 ºС – на 4-8 дней каждые 10 лет (анализ приведен с 1976 по 2016 годы).
Также практически на всей территории республики отмечается увеличение продолжительности волн тепла (на 1-3 дня в 10 лет) и уменьшение повторяемости морозных дней (на юге на 5-6 дней каждые 10 лет). Наблюдается также рост количества сильных ветров, гололедных явлений, пыльных бурь и степных пожаров, приведших к материальному ущербу в государстве. По прогнозам Казгидромета, зимы будут более теплыми и влажными. Особенно это характерно для северных, предгорных и горных регионов.
Во многие месяцы теплого периода года будет также значительно теплее, но при этом более сухо. Данная неблагоприятная тенденция наиболее выражена в южных, юго-западных и западных регионах Казахстана. При таком тренде следует ожидать продвижение пустынных экосистем к северу республики, уменьшение площади умеренно-засушливых и лесостепных экосистем, а также уменьшение площади и исчезновение водных экосистем в степной и пустынной зонах. Пострадает и биоразнообразие.
Светлана Долгих также назвала фактические и ожидаемые последствия изменения климата в Казахстане. Среди них уменьшение водности равнинных рек, изменение внутригодового распределения стока на горных реках – увеличение весной и в начале лета, и значительное уменьшение в остальные летние месяцы.
Кроме того, спикер дала оценку ситуации в сельском хозяйстве. Например, ожидается увеличение вегетационного периода и его теплообеспеченности к 2050 на 12-16 процентов. Уменьшение осадков в вегетационный период снизит коэффициент увлажненности почв к 2050 году на 8-17 процентов. Также ожидается увеличение опасности возникновения засух, увеличение ливневых осадков и града. В Северном Казахстане усилится засушливость климата к 2050 году на 7-15 процентов.
На конференции шла речь о том, что в регионе расположены зоны потенциально высокого риска с точки зрения изменения климата. Прогнозы: к 2100 году средние температуры увеличатся на 6,5 °C по сравнению с доиндустриальным периодом. Как результат, проживание населения в прежнем количестве на этой территории станет практически невозможным.
Государства Центральной Азии подписали ряд международных документов – Рамочную конвенцию ООН об изменении климата, Киотский протокол, Парижское соглашение (последнее не ратифицировано только Кыргызстаном). Страны заявили о своей готовности к 2030 году сделать свои национальные вклады по достигнутым договоренностям.
Казахстан планирует сократить выбросы парниковых газов без поддержки международного сообщества на 15 процентов относительно 1990 года, с поддержкой — на 25 процентов. Кыргызстан – на 11,49 -13,75 процентов без поддержки относительно уровня обычного сценария к 2030 году и с поддержкой – на 29-30,89 процента. Таджикистан взял обязательства не допускать превышение выбросов парниковых газов на 80-90 процентов относительно 1990 года к 2030-му — без поддержки и на 65-75 процентов — с поддержкой.
Туркменистан ставит перед собой цель с поддержкой нулевой рост выбросов, и даже их сокращение. Узбекистан планирует с поддержкой сократить выбросы парниковых газов на 10 процентов относительно 2010 года.
Директор РЭЦЦА Искандар Абдуллаев обратил внимание на высокую уязвимость водных ресурсов Центральной Азии к изменению климата.
Водообеспеченность экосистем в сельском хозяйстве и энергетике существенно сокращается. Глобальное повышение температуры на 4°C приведет к повышению спроса на оросительную воду примерно на 30 процентов. В регионе площадь ледников уже сократилась на одну треть от своего объема в сравнении с началом XX века.
Искандер Абдуллаев также отметил, что при повышении температуры на 2°C площадь ледников сократится до 50 процентов, а при повышении до 4°C – до 80 процентов.
Сенсационное заявление на конференции сделал д-р Томас Сакс, представитель университета Фрайбург. В своем докладе «Ледники Тянь-Шаня и Памира в условиях изменения климата» он сделал вывод:
Мы теперь понимаем, что глобальный объем льда в Центральной Азии на 40 процентов меньше, чем мы думали раньше.
Томас Сакс пояснил, что все ледники региона тают и показывают отрицательную тенденцию. При этом он подчеркнул, что у исследователей все еще недостаточно полевых измерений.
Важно обеспечить устойчивость сети по мониторингу ледников. Необходим курс в вузовской программе по криосфере, — поделился он мнением.
Перед всем регионом сегодня стоит задача перехода к «зеленой» экономике с акцентом на повышение эффективности использования ресурсов. Также участники встречи говорили о необходимости восстановления ландшафтных экосистем и межвидового биоразнообразия, которое поддерживает динамичное равновесие за счет того, что некоторые виды могут лучше справляться с инфекциями.
Особое внимание уделялось восстановлению лесов, которые играют большую роль в регулировании осадков и температуры воздуха, они предотвращают эрозию почвы и образование оврагов, деревья и кустарники удерживают берега рек и склоны гор. На засаженных лесом территориях увеличивается количество осадков. Это позволяет смягчить процессы изменения климата.
Но любые глобальные действия по спасению самих себя люди должны начинать с конкретных действий. Для Тараза, например, особо важно восстановить систему арычного полива. Ведь ее отсутствие, губит «легкие» города. Еще в 2005 году в первый и пока единственный раз была озвучена информация о зеленых насаждениях областного центра – по сравнению с 1991 годом они сократились на 45 процентов!
Если учесть, что с тех пор вырублено огромное количество деревьев, в рощах и лесополосах как грибы возникают объекты бизнеса, исчезли без следа рощицы и скверы, уничтожаются газоны, то можно констатировать – мы вносим свою лепту в уничтожение всего региона. Обычное оправдание по
добного варварства – надо развивать-де бизнес! Да кому же, будут нужны все эти рестораны и автомойки, если жить тут станет невозможно? А например, в том же Узбекистане, за вырубку деревьев назначены огромные штрафные санкции, которые делают невыгодным строительство на территории, засаженной деревьями. В результате столица солнечной республики радует душу своей зеленью и ухоженностью.
А у нас без тени сомнения вырубают рощу, чтобы возвести на ее месте частный детский сад… И таких примеров – бессчетно. А наши газоны, исчезающие, как лужа на солнце? Они не дают перегреваться почве, создают положительный микроклимат. Но мы усердно заменяем их сплошным асфальтированием. Самоубийцы, не иначе. Один из вариантов улучшения ситуации предлагает АО «КазТрансГаз Аймак» с полной газификацией региона и отказом от использования угля и дров в качестве топлива. В Таразе продолжается модернизация газовых сетей, и газификация – это один из немногих реальных способов снижения вредных выбросов в атмосферу.
Еще одна сторона проблемы в том, что в Центральной Азии продолжает расти население. Это сопровождается увеличением потребления водных, энергетических, биологических и земельных ресурсов. Изменяющийся климат может поставить под угрозу достижение целей устойчивого развития ООН до 2030 года, принятых странами региона.
Руководствуясь этими соображениями, экологи, ученые, журналисты, представители гражданского сектора и международных организаций призвали сообщество усилить внимание к проблеме изменения климата. В научных кругах уже пришли к мнению, что глобальное потепление необходимо ограничить 1,5 градусами. Поэтому участники встречи призвали правительства стран к рассмотрению и принятию незамедлительных научно-обоснованных мер для «зеленого» управления энергетическими, промышленными, земельными, транспортными и городскими системами.