Погружение в осень

Холмистая долина вдоль Каратауского хребта кажется на первый взгляд почти безжизненной. Но здесь имеется множество животных, птиц и растений-эндемиков.

Юрий ЕФИМОВ, фото Елены ЕФИМОВОЙ

На днях мне повезло попасть в экспедицию в Жуалынский район в рамках реализации проекта «Совершенствование компонента экологического образования по определению видов животных и растений, приоритетных для инвестиций Фонда сотрудничества для сохранения экосистем, находящихся в критическом состоянии (CEPF), в школах Жуалынского района Жамбылской области», коротко – «Знаю!». В нашу группе вошли Елена Ефимова, руководитель проекта, журналист-эколог, Рауф Сабитов, консультант проекта, Жазира Татимбетова, учитель биологии средней школы села Жылыбулак, Сымбат Акбай, ученица пятого класса средней школы села Жылыбулак, Малик Нукусбеков – бёрдвочер из села Ертай (все трое из Жуалынского района). В ходе нашего путешествия мы побывали в ущельях Бериккара и Каменная балка Каратауского хребта, а также на водных объектах малой каратауской системы озер (в нее входят озера Тасколь, Нурлы, Биликоль, Дарбаза и еще пару мелких озер до Акколя). Целью поездки было познакомиться с местами произрастания приоритетных видов растений — яблоней Сиверса, Недзвецкого, беркаринского тополя, а также с местами обитания птиц, в том числе и из приоритетного списка проекта.

Первым объектом посещения стало озеро Нурлы — важного орнитологического объекта для кочующих пернатых и для птиц, которые здесь гнездятся. На весеннем пролете в выбранном для посещения районе бывает много околоводных и водоплавающих птиц – лебеди-кликуны, шипуны. На озере Нурлы все лето наблюдалось два лебедя, они плавали, кормились, но не гнездились. Здесь могут останавливаться такие птицы, как казарка, гусь пискулька, также несколько видов куликов. Озеро Нурлы, которое образуется в результате весеннего стока талых вод, высохло на 99 процентов. Бёрдвочер никогда такого здесь не видел. Это плохо, говорит он, большого скопления птиц здесь не наблюдалось. Засуха в нынешнем сезоне была повсеместно в регионе. Высыхают не только озера, но и речки. На осеннем пролете в нынешнем году птицы, вероятнее всего, группируются на озере Биликоль и на Каменном озере (Тасколь), где есть вода.

Малик Нукусбеков также рассказал участникам экспедиции, что весной в предгорьях Каратауского хребта расцветают тюльпаны. На водохранилище Дарбаза гнездятся несколько видов жаворонка. Дарбаза является биотопом куликов.

Участники экспедиции побывали на безымянном, почти высохшем, заросшем камышом, озерце малой каратауской системы озер в предгорьях Малого Каратау. Наблюдали усатую синицу. Интересно, что несмотря на название, вид не имеет отношения к семейству синицевых.

Усатые синицы сначала скрывались в камышах. Опытный бёрдвочер Малик Нукусбеков включил пение птичек на своем телефоне, любопытные пернатые вылетели на голоса собратьев из зарослей и подпустили фотографа ближе к себе, так что можно было спокойно полюбоваться ими и даже сфотографировать. Мы наблюдали, как птицы расклевывали клювами рогоз, выпуская из плотного, но мягкого соцветия початка наружу пух.

– За усатыми синицами наблюдать всегда интересно, они очень говорливые и общительные. Гнездятся на тростниковых и в рогозовых зарослях, среди густых сухих стеблей, даже в гнездах бакланов или в тростниковых стенах домов, построенных близко к камышам. Как-то раз наблюдал, как они строили гнездо на стене старого камышитового дома, на берегу озера Биликоль. По-моему, они похожи на попугаев, и характером, да и по голосу тоже, — смеется Малик.

Здесь же участники экспедиции наблюдали несколько белых и серых цапель, в дружественной компании которых также летал краснокнижный кудрявый пеликан. Смешанная стайка поднялась с болотистого местечка при приближении машины и перелетела на соседние гористые холмы. Малик Нукусбеков полагает, что пеликан, по какой-то причине не улетевший со своей стаей в теплые края, зимой почти наверняка обречен на гибель:

– Он либо больной, либо слабый, пока может летать, пристроился в смешанную стаю из больших белых цапель. Если до холодов не улетит, может умереть от голода. Странно, что он не улетел на Биликоль, где есть рыба.

Жуалынский бёрдвочер считает необходимым открыть лечебницу, реабилитационный центр для диких птиц с тем, чтобы можно было, если надо, подправить им здоровье и таким образом спасать. По словам бёрдвочера, некоторые птицы не могут улететь, потому что у них много паразитических насекомых, которые изматывают пернатых. Подлечив птах, утративших способность подниматься в небо, можно после зимы их снова выпускать на свободу.

Во время визита в Бериккару участники экспедиции нашли здесь реликтовую дикую грушу Регеля, весьма засухоустойчивое плодовое дерево, похожее на кустарник. Оно может быть широко использовано для облесения засушливых районов с плохими почвенными условиями. Интересна как засухоустойчивый подвой. Плоды ее очень терпкие и вяжущие. По М. Г. Попову гибриды ее с другими видами имели значение при выведении культурных сортов груши в Средней Азии. В начале ущелья также удалось обнаружить несколько деревьев реликтовых яблонь Сиверса и Недзвецкого.Более точно определить виды диких яблонь планируется в весенне-летний период во время цветения и плодоношения по более выраженным признакам- цветам и яблокам. Также здесь обильно плодоносит красная боярка. Плодами дерева зимой кормятся птицы, которые сюда прилетают с севера. Экспедиция также побывала в Каменной балке в Каратауском хребте, координаты которой Малик просил держать в тайне, поскольку здесь гнездится большое количество птиц, и эта локация должна оставаться зоной полного покоя для пернатых. В почти двухметровом углублении внутри скалы также мы увидели остатки гнезда филинов. Это надо сказать, неудобное место, потому что «пол» скошен вниз, и, кажется, на нем вообще невозможно удержаться. Вообще подавляющее большинство гнезд птиц здесь в весьма уязвимом положении, не смотря на то, что они прячутся в скальных расщелинах. По скользким скалам птенцы запросто могут выпасть из укрытия. Кажется, те гнезда, что расположены на небольших площадках под скальными навесами, может сдуть даже не очень сильный ветер. На трассе, ведущей к селу Ертай в Жуалах, Малик Нукусбеков заметил бурых голубей, также вдоль трассы опытный бёрдвочер увидел могильника и степного орла. Все три вида являются приоритетными для изучения в рамках проекта «Знаю!». Наше путешествие стало первым в проекте и следующие обещают стать не менее интересными.

Comments (0)
Add Comment