В Таразе проживает более 17 тысяч инвалидов и более 30 тысяч пенсионеров. Каждый день они сталкиваются с различными барьерами, сложностями с заказом технических средств реабилитации, выбором индивидуальных помощников. Для решения этих и других проблем в прошлом году правительство приняло Национальный план по обеспечению прав людей с ограниченными возможностями и повышению качества их жизни до 2025 года.
Кирилл БЕРДЕЦКИЙ
Портал социальных услуг запущен в январе текущего года. Первая главная особенность Портала (aleumet.egov.kz) – возможность самостоятельного выбора технических средств реабилитации (ТСР) и услуг с учетом профиля, рейтинга и отзывов других пользователей. Второе преимущество – сокращение сроков. Для сравнения, раньше при заказе через государственные закупки, из-за сложных процедур человек с инвалидностью иногда был вынужден ждать ТСР до шести месяцев. Сейчас время от заказа на Портале до доставки домой – 15 дней. Услуги доставки оплачиваются государством.
Сегодня в реестре на Портале находится 924 поставщиков, из них 846 – по специальным социальным услугам и 78 – по ТСР,47 санаторно-курортных учреждений. Через интернет-платформу уже выдано более 19 тысяч товаров по всей стране.
Все услуги и средства реабилитации через Портал предоставляются бесплатно в рамках гарантированной государством суммы, которая определена специальной комиссией по средней стоимости товаров и услуг, хорошо зарекомендовавших себя по качеству и отзывам покупателей.
Какую же роль будет играть Портал по совершенствованию системы предоставления соцуслуг в целом?
– Прежде всего, это – прозрачность всех процессов и широкий ассортимент. Кроме того, Портал – это источник ценных данных. Мы видим, какие услуги востребованы, какова реальная обеспеченность теми или иными видами ТСР. На основе анализа этих данных можно прогнозировать потребность в ТСР и услугах по регионам, профилям помощи и другим параметрам, разрабатывать меры по совершенствованию системы социальной поддержки в целом, – говорят в отделе занятости и социальных программ акимата города Тараза. – Для того, чтобы пользоваться Порталом, нужны ЭЦП, интернет и навык работы с компьютером. На следующий год планируется подключение мобильной версии. Лица с инвалидностью, у которых нет интернета или навыков пользования компьютером, могут обратиться в уголки самообслуживания, созданные в зданиях акиматов или отделов соцзащиты каждого района и сельского округа. Сотрудники госучреждения обязаны оказать помощь людям с инвалидностью или их представителям при оформлении заказа на Портале.
На сегодняшний день пользователи социальных сетей поднимают вопросы оплаты услуг и режима работы индивидуальных помощников. Будет ли увеличено количество часов их работы?
– Услуги индивидуального помощника введены в 2015 году, и их основной идеей является социализация лиц с инвалидностью, чтобы они могли отправиться на работу, на учебу, в магазин, в сопровождении соцработников. Хочу отметить, что количество часов работы индивидуального помощника не более восьми часов. Эта норма сохранилась и по сей день. Однако часто поднимается вопрос об увеличении количества часов работы помощников. Никто не может заставить человека работать 24 часа в сутки, это неправомерно, – рассказывают в отделе занятости и социальных программ.
Мы знаем, что оплата работы индивидуального помощника почасовая. Но нередко в качестве индивидуального помощника выступают родственники инвалида, которые соответственно оказывают услуги круглосуточно. Считаете ли вы справедливым, что родственники получают деньги только за восемь часов?
– Услуги индивидуального помощника – это только сопровождение в течение рабочего дня. Тут вопрос не о справедливости, а о законности. Проще говоря, на законодательном уровне невозможно увеличить время работы более восьми часов. Такого опыта, чтобы человек работал 24 часа в сутки, нет ни в одной стране мира. В большинстве случаев недопонимание возникает, когда индивидуального помощника путают с сиделкой или медработником. Тогда люди с инвалидностью требуют от помощника делать инъекции или другие медицинские манипуляции, – отмечают в ведомстве.
Здесь нужно отметить, что с июля 2021 года будет введено новое пособие лицам осуществляющим уход за инвалидами I группы, которые не получают услугу индивидуального помощника. Будут пересмотрены подходы в оказании услуг индивидуального помощника.
В отделе занятости и социальных программ акимата города Тараза функционируют отделения социальной помощи на дому, где оказывают услуги инвалидам, престарелым людям и детям. Общее количество получателей услуг – 656 человек. Они работают с 2000 года, штатная численность работников составляет 109 сотрудников. Основным направлением отделений является интеграция, реабилитация и социализация людей оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В их функциональные обязанности входит обеспечение получателей услуг продуктами питания, содействие в быту (уборка), приготовление пищи, процедуры гигиенического характера, также доставка продуктов и медикаментов, оплата коммунальных услуг, психологическая помощь, мероприятия культурного характера, например, проведение праздников, дней рождений, экскурсии, посещении театров, выставок и другие. Кроме того, оказывается содействие в получении полагающихся льгот, пособий и соответствующих выплат. Немаловажную роль играет и юридическое сопровождение в частности защита прав и интересов получателей услуг (гражданское, жилищное, семейное трудовое, пенсионное), дают им полное представление об интересующих их законодательных правовых актах.
Социальные работники заботятся о своих подопечных, следят за их здоровьем: прием препаратов, обеспечение лекарствами по назначению врача, вызов врача на дом; обеспечивают своевременное выявление ситуации получателей услуг беседой, общением, выслушиванием, подбадриванием, тем самым давая им своего рода мотивацию.
К социально-трудовым услугам входит консультирование получателей услуг, а также улучшение материального положения и жизненного уровня, организация надомного труда.
– В период пандемии социальные работники не прекращали работу, так как в это сложное время люди как никогда нуждались в помощи. Когда в городе остановили общественный транспорт, соцработники проходили километры, чтобы доставить пожилым, одиноким, престарелым людям необходимые продукты и товары. Индивидуальные помощники ежедневно обслуживают трех услугополучателей по два часа в день, которые ждут их как своих родных внучек, – говорит заведующая отделения социальной помощи на дому Магрипа Раптаева
В 2020 году повысилась заработная плата социальных работников, что сыграло важную роль в стимулировании и оценке труда работников социальной сферы. Нурсулу Уристенова пообщалась с корреспондентами нашего издания о своей работе, и о том, как она решила стать соцработником.
– В 2007 году я зарегистрировалась на учет в центр занятости. Мне предложили работу в социальной сфере. В ходе собеседования мне объяснили суть работы, и я сразу согласилась. Так, с 3 апреля 2007 года, я работаю социальным работником при отделе занятости и социальных программ акимата города Тараза, в отделении социальной помощи инвалидам и престарелым на дому. Жизнь пожилых людей, оставшихся без присмотра тяжела, и начальный период моей трудовой деятельности был нелегок. Сегодня у меня есть профессия, которой я могу гордиться и хороший коллектив, который бережет слабые слои общества. Все мы заинтересованы в том, чтобы как можно больше сделать добрых дел, – рассказывает соцработник. – Наша работа заключается в оказании помощи людям, нуждающимся в моральной, физической и в психологической поддержке.
Женщина говорит, что сейчас она работает с восемью подопечными, среди которых один ветеран ВОВ, инвалиды I-II группы и одинокие пожилые люди, каждый из которых работал в разных сферах (врач, учитель, бухгалтер, инженер, оператор ЭВМ, уборщица). К каждому из них нужно иметь разный подход, нужно уметь сближаться и находить путь к их сердцам, подчеркнул специалист.
– Пожилые люди видели и войну и голод. Я хочу, чтобы в эти мирные времена они получали больше внимания и заботы. За годы службы я помогла некоторым собрать документы и переехать к своим детям, ну и конечно, с моей помощью собрали документы на медосмотр для перехода из II группы в I, – отмечает Нурсулу Уристенова. – Получатель услуг, инвалид II группы Шолпан Сурамбаева, является примером для многих людей. У этого человека жаждущая жизни светлая душа и волевой характер, ее хобби – шитье. Свои первые работы она начала шить на ручных машинах, изготавливала изделия ручной работы, организовывала выставки, тем самым развивая ручное искусство. Она выезжала на междугородние, межобластные выставки, участвовала в различных конкурсах. В настоящее время имеет свое ИП, изготавливает одеяла, подушки, приданые невесток, сумки, мягкие куклы, войлочные юрты, верблюжат, коней и вышивает лазером различные орнаменты на вышивальной машине у себя в квартире. Представляете, какая она молодец!
Радует и то, что существуют неправительственные организации по оказанию подобных услуг. На контроле ООИ «Шамшырақ-Тараз» 146 подопечных. Организация функционирует с 2018 года, в которой трудятся 30 сотрудников. По Жамбылскому району общее количество обслуживаемых – 91 человек, из них одиноких стариков – шесть и детей – 80. По городу Таразу общее количество – 32 человека.
Можно отметить тот факт, что эти люди не только оказывают помощь нуждающимся, но и вносят свой вклад в улучшение благосостояния общества, участвуют в реформировании социальной политики. Социальные работники – это люди, умеющие творить добро, добро не только по служебному долгу, но и по воле чистого сердца. Эта работа, состоящая из безграничной доброты и любви к человеку, заслуживающая искреннего уважения.